История бренда Клико – пример того, как благодаря предпринимательскому таланту и внедрению новаций предмет роскоши становится продуктом массового производства, формирует новые обширные рынки сбыта и делает владельца крупнейшим и влиятельным производителем.
Барба-Николь Клико-Понсарден, хозяйка винодельческого бизнеса в Шампани, действительно стала вдовой в свои 27 лет и наследницей их общего с мужем семейного дела.
Начинателем предприятия был свекр Николь, он завел виноградники и основал производство игристого вина под маркой «Клико», хотя основным источником семейного дохода была торговля шерстью и банковское дело.
Его сын и муж Николь, Франсуа Клико, загорелся идеей вырастить из отцовского увлечения виноградарством выгодное производство. Семья Клико не слишком разбиралась в производстве вина, но в семье Николь Понсарден были виноградари, поделившиеся опытом.
Шато Бурсо, где Николь Клико жила последние свои годы
Молодые супруги Клико решили изучать секреты виноделия и виноторговли, вложив в него приданое Николь (она сама была из состоятельной семьи текстильного промышленника, ее брак был, по сути, объединением капиталов двух влиятельных фамилий).
Через шесть лет брака муж Николь скончался от быстротечной инфекции, но молодая вдова не собиралась бросать дело, которому они с супругом посвятили несколько лет. Новацией Клико стало производство очень сладкого шампанского, которое, кстати, готовили специально под российский рынок.
Иногда пишут, что популярность шампанского Клико в России стала возможной из-за того, что армия Александра I, преследуя Наполеона, разграбила хранилища французских виноградарей и пристрастилась к игристому напитку.
На самом деле, семья Клико нацеливалась на российский рынок еще до наполеоновский войн и имела деловые связи с русскими поставщиками, изучая особенности спроса. Большой удачей стало наличие к концу войны в подвалах Клико крупной готовой партии как раз такого сладкого шампанского, которое, как предполагалось, понравится русским.
То есть, понятно, что версия с разграбленными винными погребами – выдумка.
А вот то, что в то время уже вдова Николь Клико смогла первой, опередив на недели и месяцы конкурентов, отправить после заключения мира в Россию огромную партия своего вина, и есть настоящая причина отечественной любви к этой марке.
Шампанское «Клико» пили при дворе, пил и сам царь Александр I, а слух, что производит сладкое игристое женщина-вдова, будил особенный интерес, женщины-предпринимательницы были в большой редкости даже в Европе.
Из незначительного игрока Николь Клико превратилась в очень популярный бренд, так что не получалось выполнять все заказанные объемы. Появилось понимание, что для роста бизнеса нужно существенно перестраивать производственные процессы, увеличив производительность труда, поскольку виноделие – очень трудоемкое дело.
Шампанское готовят, добавляя сахар и живые дрожжи в бутылки с белым вином, создавая так называемое вторичное брожение. Когда дрожжи «съедают» сахар, образуются побочные продукты - спирт и углекислый газ, которые придают вину пузырьки. Но при окончании вторичного брожения, когда весь сахар съеден, дрожжи погибают и остаются на дне бутылки в виде неаппетитного осадка.
Ранее виноделы, избавляясь от хлопьев осадка, переливали готовое шампанское в новые бутылки, но это было очень трудоемко и расточительно, к тому же портило продукт, поскольку вино становилось намного менее игристым.
Николь Клико разработала более эффективный метод: хранение зреющего шампанского в бутылках горлышками вниз. Когда вино дозревало, пробку открывали, сливали осадок и немного добавляли вина, чтобы бутылка была полной.
Удивительно, что фирма вдовы Клико более десяти лет смогла хранить в секрете свой способ производства, несмотря на сотни трудившихся на Николь рабочих – видимо, они были очень лояльны и преданы хозяйке.
Благодаря новаторским идеям Николь Клико получала больше вина с меньшими затратами, имела большую прибыль и могла все время наращивать производство, скупая виноградники и выходя на новые рынки сбыта.
К моменту своей смерти, в возрасте под девяносто, вдова Клико экспортировала шампанское в самые дальние уголки мира, от Лапландии до США. Новые технологии и высокая рентабельность производства превратили шампанское Клико из напитка, которым пользуется исключительно высший класс, в доступное даже среднему классу вино – и это опять же расширяло спрос на продукцию фирмы.
Несмотря на размеры своей империи шампанского, Барба-Николь никогда не покидала Францию: для женщины было бы неприлично путешествовать в одиночку в то время. Она также никогда не выходила замуж повторно, вероятно, опасаясь потерять контроль над бизнесом.
После ее смерти предприятие перешло по наследству внучке, которую вдова Клико много лет обучала и наставляла держать нос по ветру и «действовать смело».