26 сентября 1962 года под Барнаулом во время тренировочного полета разбиться истребитель Су-9. Летчик успел катапультироваться.
26 сентября 1969 года Douglas DС-6 авиакомпании Bolivian Aero Lloyd, летевший из города Санта-Крус в столицу Боливии Ла Пас, по невыясненной причине врезался в гору Чокетанга невдалеке от шахтерского поселка Вилоко. Сигналов бедствия экипаж не подавал и ни о каких неполадках не сообщал. Высота горы — гораздо меньше того эшелона, на котором должен был следовать лайнер, а вопрос о том, почему летчики решили снизиться, не сообщив об этом диспетчеру, остается открытым.
В катастрофе погибли все 69 пассажиров и пятеро членов экипажа, находившихся на борту воздушного судна, в том числе популярная в Боливии футбольная команда «Стронгест». Инцидент, получивший название «трагедия у Вилоко», до сих пор остается крупнейшей и одной из наиболее загадочных авиакатастроф, произошедших в этой латиноамериканской стране.
26 сентября 1971 года в испытательном полете из-за пожара двигателя потерпел катастрофу истребитель МиГ-23. Погиб летчик-испытатель В.Т.Шкурат, который пытался спасти машину и совершить посадку, несмотря на приказ катапультироваться.
Летчики попытались совершить вынужденную посадку в поле у реки Чамба, но Як-40 с остановившимися движками до поля не дотянул, рухнул в реку и перевернулся, при этом отломившаяся носовая часть фюзеляжа ушла под воду, а хвостовую по инерции выбросило на берег. Все 28 человек находившиеся на борту погибли.
26 сентября 2009 года в штате Южная Каролина на подлете к аэропорту «Чарльстон» разбился и сгорел медицинский вертолет Bell-212. Пассажиров, к счастью, на нем не было, но все три члена экипажа погибли.
26 сентября 2011 года, во время обзорно-экскурсионного полета в районе Эвереста разбился турбовинтовой лайнер Beechcraft-1900 непальской авиакомпании «Будда Эйр». Все 16 пассажиров (10 индусов, три непальца, два американца и один японец) и трое членов экипажа погибли. В общем, слетали на экскурсию.
26 сентября 2012 года в Сербии, возле Белграда, в тренировочном полете разбился учебный самолет V-54 Lasta. Один из двух членов экипажа погиб.
Наконец, можно добавить, что поздно вечером 25 сентября прошлого года, не дотянув всего три часа до роковой даты, под Чугуевом разбился и сгорел Ан-26Ш украинских ВВС, совершавший учебный полет с курсантами Харьковского авиационного университета. Из 20 пассажиров и семи членов экипажа выжил только один. Незадолго до крушения командир экипажа сообщил об отказе левого двигателя. Ан-26 в принципе может совершить посадку на одном моторе, но летчикам почему-то это не удалось.
Конечно, перечисленные трагедии — это лишь цепочка случайных совпадений, но кто знает, быть может, все же, в этот день стоит воздержаться от полетов?
Удивительно, но опять таки по какому-то странному стечению обстоятельств дата 26 сентября отмечена в истории авиации не только трагическими событиями, но и знаменательными. Перечислю наиболее важные из них, на мой взгляд.
26 сентября 1927 года английский гоночный гидросамолет «Супермарин» S.5 установил абсолютный мировой рекорд скорости — 453 км/ч, причем это была его средняя скорость на 50-километровой кольцевой дистанции, состоявшей из семи кругов.
В те времена ни один боевой самолет, включая скоростные перехватчики, не мог даже приблизиться к этому покаателю. В частности, максимальная скорость советского истребителя И-3, впервые взлетевшего в следующем году, составляла всего 278 км/ч. Скоростей, которые были доступны «Супермарину», истребители достигли только к середине следующего десятилетия. Цветное фото этой машины в полете помещено на заставке.
26 сентября 1951 года, то есть, ровно 70 лет назад, впервые взлетел прототип английского тяжелого палубного истребителя Де-Хэвилленд «Си Виксен», ставшего первым в мире двухместным самолетом, превысившим скорость звука, а также — первым в мире морским истребителем без пушечно-пулеметного вооружения. «Си-Виксен» должен был поражать вражеские самолеты управляемыми ракетами, а в качестве вспомогательного вооружения могли устанавливаться блоки НАР.
В варианте истребителя-бомбардировщика, машина могла нести до тонны бомб или ракет класса «воздух-поверхность». Всего было построено 145 таких самолетов, которые состояли на вооружении Ройял Нэйви до 1974 года, но ни в одном вооруженном конфликте они не участвовали.
26 сентября 1957 года на вооружение 409-го и 1006-го бомбардировочных авиаполков, размещенных на авиабазе Узень, поступили первые серийные экземпляры стратегических межконтинентальных бомбардировщиков, а впоследствии — ракетоносцев Ту-95. Эта эпохальная машина до сих пор состоит на вооружении ВВС(ВКС) России.
26 сентября 1981 года, то есть, ровно 40 лет назад, впервые поднялся в воздух первый в мире двухдвигательный широкофезеляжный дальнемагистральный авиалайнер «Боинг-767». В дальнейшем эта машина была растиражирована более чем в 1200 экземплярах и выпускается до сих пор, заслужив репутацию одной из наиболее надежных в своем классе. «767-е» эксплуатируются во многих странах, в том числе и в России, а один такой самолет есть у простого русского парня Ромы Абрамовича.
Автор: Вячеслав Кондратьев