Здравствуйте уважаемые.
Многие ли из вас слышали об одном из пионеров отечественного кино Александра Дранкова? Думаю, нет. В отличии от его главного конкурента А. Ханжонкова, кстати. А ведь фигура Дранкова была ярчайшей в дореволюционном Петрограде, и, пожалуй, никто так не фраппировал публику как он. И именно скорее всего с него великий Булгаков списал «тараканий царь Артурка»Александр Осипович Дранков (при рождении Абрам Иосифович) родился 18 января 1886 года в еврейской мещанской семье. Место рождения достоверно неизвестно, но чаще всего указываетсмя Феодосия. Детство Дранкова прошло в Севастополе. Забавно, что не только Александр, но и его брат Лев нашли себя в кино - Лев Иосифович долгое время работал оператором на ленинградской фабрике «Совкино».
Алекснадр с юности начинаети увлекаться фотографией и быстро становится профессиональным фотографом, после чего переезжает в Санкт-Петербург, где сходу добивается удивительной известности и за удачные снимки Николая II даже удостаивается звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Вот так, просто :-))) Буквально практически сразу :-)
Вместе с братом открывает несколько фотоателье. До 1906 года он был хозяином фотоателье в Петербурге, а в 1907 году основывает «первое в России синематографическое ателье». Дальше он также становится фотокорреспондентом лондонской газеты «Таймс», парижской «Иллюстрасьон» и получает журналистскую аккредитацию при Государственной думе. Мужчина был крайне деловой и предприимчивый :-)
В 1907 году Абрам Дранков серьезно решает заняться кинопромышленностью. Он открывает так называемое Ателье А. Дранкова (впоследствии преобразованное в Акционерное общество «А. Дранков и Ко») и начинает снимать хроникальные фильмы. И тут тоже добивается успеха, именно Дранков делает первую киносьемку Льва Толстого в 1908 году.
Но документалистика его не влечет (хотя его студия снимает немало документалистики вплоть до самой Революции) - Дранков решает стать киномагнатом игрового кино. Тем более видит крутого соперника - Александра Ханжонкова, которого пытается привзойти во всем.
Первой вышедшей на экран художественной кинолентой производства Дранкова стал фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), премьера которого состоялась 15 (28) октября 1908 года. «Вольница» была также первым фильмом в русской истории, показ которого сопровождался оригинальным звуком: вместе с плёнкой кинотеатры приобретали также граммофонную запись музыки, написанной Н. М. Ипполитовым-Ивановым для постановки одноимённой пьесы Василия Гончарова в театре «Аквариум», — и первым случаем нарушения кинопроизводителем авторских прав (Дранков не заключил формальный договор ни с автором сценария, ни с автором музыки). Следующим фильмом ателье Дранкова стала первая российская кинокомедия «Усердный денщик» (1908). Дранков также придумывает новый вид кинорекламы — он выпускает открытки с кадрами из своих фильмов и помещает сцены из фильмов на афишах, чего до него не делал никто в мире.
Кроме собственно кино, он начинает понимать, что пиар и эпатаж не менее (если не более) продвигают его продукцию, а значит приносят деньги. И тогда он придумывает свой образ - крашенные оранжевые волосы, ярчайшие костюмы странного покроя и кричайших цветов, на толстых пальцах огромное количество массивных перстней с фальшивыми бриллиантами. Ездил по городу нередко.... в двухколесной коляске из плетеных прутьев, запряженной козлом :-) Ну и конечно же удивительный бонвиван, менявших партнерш (ну или рассказывающий об этом всем) как перчатки :-) Такой тип, при котором благовоспитанные дамы или падали в обморок, или увлекались им. Мужчины всерьез его не воспринимали - а зря. Пробивная мощь этого невысокого человека с точки зрения бизнеса была огромной. Как его описывали современники: «маленький, толстый, толстогубый, с ярко-рыжими волосами, всегда потный, спешащий, жестикулирующий», или «развязный и нахальный, черт знает что»...
Не зря знаком своей студии он сделал 2 павлинов - они его очень напоминали :-) Как пишет историк кино Н. Зоркая: «Дранков попал в число основоположников благодаря своей настойчивости и изобретательности. Пожалуй, не корысть, не алчность, а именно авантюризм и карьеризм были главными двигателями его карьеры».
Но не только эпатаж. Он действительно был талантливым кинопродюссером - Дранков первым в России приступил к выпуску отечественных детективных киносериалов, которые тем временем уже вошли в моду во Франции. Снятый в его ателье многосерийный фильм «Сонька Золотая Ручка» (1914—1915) пользовался беспрецедентным успехом у массовой публики. И даже не Революции пытался сперва заработать - снял 2 фильма «Георгий Гапон», «Бабушка русской революции».
И он же был пионером нечесной конкурентной борьбы в кино. Широко известен то, что он придумал по отношению к своему сопернику Хонаженкову. Узнав о намернеии соперника поставить фильм «Песнь про купца Калашникова», Дранков начинает готовить для этого фильма «срыв» — упреждающий выпуск заведомо провального фильма с тем же названием. Ханжонков, получив информацию о намерениях Дранкова, ускоряет производство своей ленты и успевает вывести её на рынок прежде, чем будет готов конкурирующий фильм. И так было еще не раз :-) Например, «Воцарение Дома Романовых» производства Ханжонкова и «Трёхсотлетие царствования дома Романовых» производства Дранкова.
Новое время в стране он не принял. После Октябрьской революции 1917 года Дранков уехал на юг, в Ялту, а оттуда бежал в Константинополь. Там многие потеряли себя, но только не Дранков. Он начал зарабатывать на...тараканьих бегах :-) И немало, кстати. На хлеб с маслом хватало. Но его макнило только кино. В 1922 году он перебирается в США, где покупает передвижную киноустановку и организовывает кинопоказы в русских общинах. Он мечтает покорить Голливуд и у него есть отличный план - он хочет снять масштабный фильм о любви Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Но идеи заканчивается крахом - финансирование он не нашел, в том числе, кстати и из-за противодействия Матильды.
Решает, что приограно сражение, но не война, Дранков открывает кафе в городке Венис (ныне район Лос-Анджелеса), а спустя некоторое время переселяется в Сан-Франциско, где до конца своих дней работает в собственной компании «Фото-тон сервис» (фирма печатала фотоснимки, а также продавала фотопринадлежности). Его задача - накопить денег, найти связи и попытаться вновь покорить Голливуд. Но время уже поменялдось, поменялось и кино... Эту битву он проиграл.
Скончался 3 января 1949 года в 19.35 в возрасте 62 лет 11 месяцев и 19 дней от инфаркта миокарда.
Сик транзит глория мунди.