Эпизод сражения под Кандагаром.
27 июля 1880 года афганцы нанесли поражение британцам в сражении при Майванде. Ага, том самом, в котором доктор Ватсон был ранен то ли в плечо, то ли в ногу – тут Конан Дойл запутался. Результатом поражения британцев стала осада Аюб-ханом Кандагара. Целый месяц гарнизон держал оборону, уповая на помощь извне.
И она подоспела. 31 августа на выручку подоспела колонна генерал-лейтенанта Робертса, который 1 сентября 1880 года дал сражение афганцам.
Генерал Робертс.
Марш на Кандагар
В то время, как британцев избивали при Майванде, главные силы английской армии в Кабуле готовились к отходу в Индию. Передавая управление Афганистаном эмиру Абдуррахману, британцы были рады поскорее убраться из этой беспокойной страны.
И вдруг – как гром среди ясного неба – 28 июля поступает телеграфное сообщение о поражении при Майванде и о грядущей осаде Кандагара, в котором заперся гарнизон из 4,5 тысяч человек. Ой, беда, беда. Надо что-то делать.
Поразмышляв, командующий Стюарт поручает генерал-лейтенанту Робертсу сформировать колонну для помощи Кандагару. А сам продолжает руководить выводом войск из Афганистана.
Робертс собирает колонну из 4 бригад. Всего около 10 тысяч солдат. Из них европейцев 2800 человек. Остальные – индийцы.
Идти предполагается налегке, без колесного транспорта. По этой причине Робертс отказался от артиллерии. Не взял даже самые легкие 6-фунтвоые пушки. Они, дескать, свяжут скорость движения, а толку от них против тяжелых афганских орудий никакого.
Выбранный путь от Кабула до Кандагара – 320 миль (чуть больше 500 км) – не самый близкий. Выбран он по причине плодородности местности и достатка в ней припасов. Ведь свой обоз решено не брать.
Колонна выступила в поход 8 августа. Двигаться пришлось по 35-градусной жаре. Однако генерал Робертс толково вел солдат, делая своевременные привалы и располагаясь на дневки в удобных местах.
Продвижению значительно способствовало отсутствие партизанского сопротивления. На пути колонна Робертса не имела ни одного боестолкновения, сражаясь только с бездорожьем и климатом. Дело облегчали и 9 тысяч носильщиков. Так что солдаты не изнуряли себя полной выкладкой и дополнительными боеприпасами.
Пожалуй, наиболее серьезной потерей в пути стало заболевание генерала Робертса. На последнем отрезке его несли в носилках. Впрочем, на подходе к Кандагару он из гордости взгромоздился-таки на коня.
План сражения при Кандагаре.
Перед боем
28 августа до Кандагара оставалось всего 19 миль или 30 километров. Британцы провели рекогносцировку, определили расположение противника и совершили финальные перемещения. К 31 августа Робертс переместил свои войска непосредственно к Кандагару. Соединившись с гарнизоном.
Долину, по которой двигалась колонна Робертса от Кандагара отделял горный отрог. Разделенные долина и равнина соединялись двумя перевалами.
Узкий перевал справа (со стороны Робертса) прикрывался артиллерией и афганскими стрелками. Более широкий проход слева запирали два опорных пункта – селения Гунди Мулла Сахибдад и Гундиган. Робертс решил атаковать селения, держа левый перевал под наблюдением.
Аюб-хан располагал всего 12 тысячами бойцов. Против такого же числа британцев (колонна Робертса плюс остатки гарнизона в Кандагаре). Это довольно необычно для афганских войн. Обычно англичане значительно уступали в численности местным ополчениям. В принципе при таком раскладе шансов у Аюб-хана не было никаких.
Утром 1 сентября Робертс начал наступление на селения Гунди Мулла Сахибдад и Гундиган.
Сражение под Кандагаром.
Сражение
Бригады Робертса атаковали позиции афганцев у обоих селений. И там, и там сопротивление оказывалось ожесточенное. Дело доходило до рукопашной. На обоих пунктах британская пехота сломила сопротивление афганцев и овладела их позициями.
Теперь можно продолжать движение на укрепленное селение Пир-Паймал – на оконечности горного отрога. На пути к селению бригады под артиллерийским огнем преодолели открытое пространство.
Вскоре британцы опять подошли на штыковую дистанцию к отстреливающимся на следующей позиции горцам и опрокинули их решительным ударом.
Между наступающими британцами и лагерем Аюб-хана лежал только холм Хароти. Для поддержки атакующим холм войскам Робертс бросил свежую бригаду, приказав ей взойти на отрог. Командующий этим отрядом генерал задержал решающую атаку, пожелав пополнить боеприпасы перед. Как ему казалось, решающей схваткой.
Заминка дала возможность Аюб-хану с основными силами отступить с поля боя. Если говорить прямо, то он просто бежал. Посланная Робертсом еще на рассвете кавалерия, имевшая целью перехватить пути отступления афганцам, опоздала. И основная масса ополченцев Аюб-хана смогла уйти.
Афганцы потеряли до 2,5 тысяч человек убитыми, раненым и пленными, всю артиллерию. Английские потери составили 36 убитых и 218 раненых (по данным Стивена Таннера).
Сражение стало этаким голом престижа для британцев. Оно не изменило обстановки. Хотя конечно спасло гарнизон Кандагара и в какой-то степени реабилитировало честь британской армии. Робертс и кандагарский гарнизон вернулись в Индию. Армия из кабула вернулась туда еще раньше.
Ну а что делать с Афганистаном? Вернувшись в Англию генерал Робертс заявил:
«…лучше будет предоставить его самому себе. Возможно, подобный подход является не слишком лестным для нашего самолюбия, но… чем меньше афганцы будут нас видеть, тем больше они будут нас любить. Если России в будущем вздумается покорить Афганистан или двинуться через его территорию на Индию, нам будет проще привлечь афганцев на нашу сторону в том случае, если до тех пор мы будем избегать какого-либо вмешательства в их внутренние дела».