Битва при Гранике: подвиг Клита
О происхождении Клита известно мало. Его сестра Ланика — кормилица царевича Александра. Сама она была замужем за македонянином Андроником, от которого родила трёх или четырёх сыновей. Все они отправились вслед за Александром на Восток.
Автор «Истории Александра Македонского» Квинт Курций Руф называл Клита ветераном многих походов Филиппа Македонского. В начале правления Александра Клит числился командиром царской илы в составе конницы гетайров.
Царская ила была лейб-гвардией царя, и её воины сражались рядом с ним в битвах. В первой битве против персов, при Гранике, Клит спас Александра от преждевременной гибели. Рассказы об этом эпизоде сохранились у всех авторов, писавших о походе македонян против Персии.
Рассказы несколько расходятся в деталях, но совпадают в главном. Александр в разгар боя победил и пронзил копьём персидского сатрапа. В этот момент другой персидский сатрап попытался атаковать его сзади, но Клит заметил опасность и отрубил персу руку.
Хотя источники ничего не сообщают о дальнейшем участии Клита в боях с персами, он должен был сражаться рядом с царём в новых битвах — при Иссе и Гавгамелах. В Сузах Клит задержался из-за болезни и через несколько недель присоединился к Александру.
В 330 году до н. э. командир конницы гетайров Филота был осуждён за измену и казнён. Командование гетайрами разделили между собой Клит и Гефестион. В следующие два года македоняне воевали в Бактрии и Согдиане. Информации о действиях в этой войне Клита нет. Вероятно, как один из командиров гетайров он находился при царе, но не действовал самостоятельно.
Пир в Мараканде: гибель Клита
В 328 году до н. э. старый сатрап Бактрии и Согдианы Артабаз, присягнувший на верность Александру, решил по старости оставить пост. Его преемником назначили Клита.
Вслед за этим назначением последовала гибель Клита, которая, как и его главный подвиг, подробно описана историками. Во время пира в Мараканде (Самарканде) царь и его соратник поссорились. Другие македоняне пытались успокоить Александра и спрятали кинжал, но взбешённый царь вырвал копьё из рук стражника и пронзил им Клита.
Причину ссоры описывают по-разному. По версии Плутарха, во время пира кто-то из македонян начал исполнять песенку поэта Праниха, который высмеял в ней отряд, недавно разгромленный бактрийским полководцем Спитаменом. Клит указал, что плохо смеяться над горем соратников. Александр упрекнул их в трусости и позволил себе назвать трусом самого командира гетайров. Клит, в свою очередь, напомнил Александру, что именно он спас ему жизнь при Гранике.
Другие авторы добавляют, что Клита разозлило чрезмерное восхваление льстецами заслуг Александра, которое сочеталось с принижением заслуг его отца Филиппа.
Сразу после убийства царь раскаялся в своём поступке. Окружавшие его философы помогали справиться с печалью и раскаянием. Прорицатель Аристандр доказывал, что случившееся уже было предопределено. Философ Анаксарх утверждал, что всё, сделанное царём, справедливо. Этими словами они помогли Александру прийти в себя.
Клит был македонянином старой закалки и противником преобразований Александра. Как один из гетайров, он был уверен в своём праве высказывать царю в лицо своё мнение. Возможно, поэтому незадолго до рокового пира Александр решил удалить его от себя, сделав наместником восточной сатрапии.
Племянник Клита Протей
В армии Александра, отправившейся на Восток, кроме Клита был его зять Андроник, а также три племянника. Двое из них погибли во время осады Милета. Андроник не был в числе ближайших соратников царя. В 330 году до н. э. он принял капитуляцию отряда греческих наёмников, сражавшихся на стороне персов, которые затем перешли под его начало.
Протей, сын Андроника и племянник Клита, вошёл в ближайшее окружение царя. В начале похода он оставался в Македонии. Когда персы попытались открыть второй фронт в Эгеиде, Протей неожиданной ночной атакой разгромил эскадру персидского флотоводца Датама около острова Сифн. Потом племянник Клита присоединился к армии Александра.
Протею удалось стать одним из фаворитов царя. В том числе, как пишет Плутарх, благодаря умению вести себя на пиру. Биограф писал, что Протей был одним из тех, кто развлекал Александра своими шутками.
По словам Эфиппа, Протей был косвенно виновен в смерти царя. Во время ночного пира Александр и Протей начали соревноваться в том, кто больше выпьет. Царю стало плохо, и вскоре он умер. Эфипп называл такую кончину карой Диониса за разрушение Фив.