24 декабря 2020

В 1908 году из-за наводнения Москва превратилась в Венецию

В Москве наводнения происходили нечасто, в отличие от тогдашней столицы. Одно из самых масштабных случилось в апреле 1908 года, в Страстную неделю, прямо перед Пасхой. Московская городская управа сообщала, что разрушениям подверглась пятая часть города. До нас дошли фотографии и кинохроника, показывающие это событие.
Причины
В тот год стояла аномально теплая погода. Причем зимой выпало огромное количество снега, который начал таять. К 10 апреля, по старому стилю, уровень воды в реках начал резко подниматься. На следующий день он достиг критической отметки 9,5 метра. А после Москва-река поднялась выше 10 метров.

Вода захватила почти 16 квадратных километров Москвы. Пострадали около 200 000 человек. Были и погибшие. В основном из низших социальных слоев. Их количество никто не считал.

Свидетельства очевидцев
«Биржевые ведомости», когда все случилось, сообщали, что оценить размер катастрофы пока трудно. Журналисты тогда предположили, что разрушениям подверглось 1500 жилых домов. После подсчитали, что цифра намного выше — 25 000.

Газета «Русское слово» описывала как верующие на лодках после службы плыли из церквей, держа в рука зажженные свечи. В Москве появились даже свои гондольеры. Некоторые лодочники зарабатывали на перевозках. О таких предпринимателях рассказывал Владимир Гиляровский. А еще о «мартышках» на лодках, которые сновали по затопленным улицам и забирали вещи, оставленные без присмотра. Одним словом, мародеры.

Особенно красив был вид на Кремль. Его стены были ярко освещены фонарями мостов, в воде отражались величественные особняки Софийской набережной. Очевидец сообщал, что по реке текли огромные бревна, стога сена, крестьянская утварь, части хозяйственных строений, иногда целиком деревянные дома. Многие москвичи окончание поста праздновали на крышах домов. Принимали гостей, ставили самовар

Иногда по реке проплывали льдины на которых можно было заметить животных. Вышеупомянутый Гиляровский в репортаже для «Русских ведомостей» рассказывал как с одной из них снимали слепого старика.

Как преодолели последствия
Московский генерал-губернатор Владимир Джунковский свидетельствовал, что помощь пострадавшему городу шла из всех губерний. Присылали деньги, продукты, одежду.


Богатые купцы организовали сбор пожертвований. Средства на восстановление города собрали быстро. Деньги жертвовали на пасхальных службах. В первые же дни удалось собрать около миллиона рублей. Всего на восстановление потратили более 20 миллионов.
Жертвой паводка стала одна из первых крупных городских электростанций. Не удалось спасти Московский губернский архив. Более 80 000 дел были уничтожены. Удалось спасти Третьяковскую галерею: вокруг нее построили защитную преграду.

Когда вода ушла, удивленные москвичи увидели, что фундаменты некоторых домов окрасились в желтый цвет. Оказалось, что от наводнения пострадал химический завод, выпускавший желтую краску.

После происшествия власти стали думать, как противостоять катаклизмам в будущем. К работе подключились ученые. Географ Дмитрий Анучин разработал систему постоянных наблюдений за уровнем снега в марте, а Василий Михайловский предложил создать специальные водохранилища для талых вод. С тех пор весенняя вода не приносила таких бед Москве, ставшей через несколько лет столицей. И более не превращала ее в Венецию.