Об этом происшествии в СССР долго молчали — не хотели омрачать празднование 40-й годовщины Победы. Даже через пять лет никто ничего не знал, за исключением местных жителей, на глазах которых потерпели крушение сразу два лайнера: военно-транспортный и пассажирский.
Это случилось 3 мая 1985 года. Ровно в полдень с львовского аэродрома на Москву вылетел военнотранспортный Ан-26, прозванный в народе «гадким утенком» за своеобразный звук работы мотора. На его борт поднялось 15 человек: шесть членов экипажа и девять пассажиров.
Майский туман
В самолете летело высшее руководство Военно-воздушных сил Прикарпатского военного округа — командующий генерал-майор авиации Евгений Крапивин с двумя сыновьями, член военного совета округа генерал-майор Виктор Доценко, начальник штаба ВВС ПрикВО Сергей Волков и другие.
Вел самолет опытный военный летчик полковник Шишковский, вторым пилотом был сын космонавта Валерия Быковского. В это время погода во Львове окончательно испортилась, самолет исчез среди сплошной пелены облаков. Пилотам приходилось ориентироваться по приборам. Вся ответственность за полет легла на плечи наземных служб.
Майская непогода не была помехой для опытных пилотов. Сколько раз они взлетали и заходили на посадку в куда более тяжелых условиях! Опыт и мастерство людей в небе и на земле позволяли четко работать на протяжении долгих лет.
В это время в небе над Золочевом шел на посадку пассажирский лайнер Ту-134А, который летел из Таллина в Кишинев с остановкой во Львове. Экипаж насчитывал шесть человек, его возглавлял летчик первого класса Николай Дмитриев. В салоне находилось 73 пассажира.
Многие были отдыхающими, летели на курорты или возвращались из отпуска домой. Среди них: известный художник-график Александр Аксинин, перспективный молодой теннисист из Эстонии Алари Линдмяэ, дети, летевшие по путевкам в Молдову. Пассажиры в салоне слегка нервничали, когда лайнер попадал в воздушные ямы.
В полдень самолет вошел в воздушную зону Львова. Командир судна связался с диспетчерской службой аэропорта, попросив занять эшелон 4200 метров, понимая, что садиться придется в условиях нулевой видимости.
Технически управлять взлетом и посадкой при наличии современных средств можно даже в самую плохую погоду. Достаточно, чтобы самолет «вел» с земли опытный специалист-диспетчер. Но есть отличия для военной и гражданской авиации. Гражданские судна летают в специальных «коридорах», которые имеют четкие границы, как наземные трассы. Военные прокладывают путь в остальном воздушном пространстве, не заходя в гражданские.
Путаница на радаре
В тот день смену в аэропорту Львова возглавлял опытный диспетчер Леонид Квашин. В его распоряжении находились не менее опытные сотрудники Шевченко и Савчук. Возможно, трагедии и не случилось бы, не вмешайся в дело третий самолет. На курс Львов — Москва за пару минут до этого лег пассажирский Ан-24, летевший на Тернополь, и диспетчер Савчук «запутался» в трех самолетах, как в трех соснах.
Ту-134А, вел «принимающий» Шевченко, который разрешил занять эшелон 4200, в то время как Ан-24 направлялся навстречу лайнеру на высоте 4500. Самолеты благополучно разошлись. В этот момент высоту 3900 занял военный Ан-2б, которым руководил Савчук. При этом радисты на обоих бортах получили информацию о том, что навстречу им движется другой самолет.
Савчук уже расслабился, глядя на то, как машина удаляется на расстояние 65 километров от аэропорта. Он еще не знал, что перепутал на радаре точки гражданского Ан-24 и военного Ан-26, который был на десяток километров ближе… Диспетчер был просто обязан еще раз проверить показания приборов, но Савчук проявил самонадеянность и передал самолет коллеге Шевченко, который приказал экипажу Ту-134А снижаться…
Через семь секунд произошло непоправимое. В 12:13 по львовскому времени на высоте 3900 метров два борта «встретились» в небе над городом Золочев. Летчики заметили друг друга лишь за секунду до столкновения, когда машины вынырнули из плотной пелены облаков. Военные еще пытались войти в штопор, чтобы уйти от столкновения, но даже такой отчаянный маневр не спас их.
Самолеты на огромных скоростях ударились плоскостями. Ан-26 падал к земле 10 секунд, а люди на борту были еще живы. Ту-134А развалился в воздухе практически мгновенно. 94 человека погибли.
Комиссия постановила, что виновны в трагедии три львовских диспетчера. Казалось бы, профессионализм этих людей не вызывал сомнений. Но в их действиях комиссия усмотрела и низкую квалификацию, и преступную небрежность, и безответственность. Руководитель полетов Квашин не имел права ни на секунду выпускать из виду действия своих подчиненных, особенно в такой напряженной ситуации. Он обязан был вмешаться в действия Савчука и попытаться развести Ан-26 и Ту-134А. Всех троих суд приговорил к 15 годам лишения свободы.
Виктор Приходько
Это случилось 3 мая 1985 года. Ровно в полдень с львовского аэродрома на Москву вылетел военнотранспортный Ан-26, прозванный в народе «гадким утенком» за своеобразный звук работы мотора. На его борт поднялось 15 человек: шесть членов экипажа и девять пассажиров.
Майский туман
В самолете летело высшее руководство Военно-воздушных сил Прикарпатского военного округа — командующий генерал-майор авиации Евгений Крапивин с двумя сыновьями, член военного совета округа генерал-майор Виктор Доценко, начальник штаба ВВС ПрикВО Сергей Волков и другие.
Вел самолет опытный военный летчик полковник Шишковский, вторым пилотом был сын космонавта Валерия Быковского. В это время погода во Львове окончательно испортилась, самолет исчез среди сплошной пелены облаков. Пилотам приходилось ориентироваться по приборам. Вся ответственность за полет легла на плечи наземных служб.
Майская непогода не была помехой для опытных пилотов. Сколько раз они взлетали и заходили на посадку в куда более тяжелых условиях! Опыт и мастерство людей в небе и на земле позволяли четко работать на протяжении долгих лет.
В это время в небе над Золочевом шел на посадку пассажирский лайнер Ту-134А, который летел из Таллина в Кишинев с остановкой во Львове. Экипаж насчитывал шесть человек, его возглавлял летчик первого класса Николай Дмитриев. В салоне находилось 73 пассажира.
Многие были отдыхающими, летели на курорты или возвращались из отпуска домой. Среди них: известный художник-график Александр Аксинин, перспективный молодой теннисист из Эстонии Алари Линдмяэ, дети, летевшие по путевкам в Молдову. Пассажиры в салоне слегка нервничали, когда лайнер попадал в воздушные ямы.
В полдень самолет вошел в воздушную зону Львова. Командир судна связался с диспетчерской службой аэропорта, попросив занять эшелон 4200 метров, понимая, что садиться придется в условиях нулевой видимости.
Технически управлять взлетом и посадкой при наличии современных средств можно даже в самую плохую погоду. Достаточно, чтобы самолет «вел» с земли опытный специалист-диспетчер. Но есть отличия для военной и гражданской авиации. Гражданские судна летают в специальных «коридорах», которые имеют четкие границы, как наземные трассы. Военные прокладывают путь в остальном воздушном пространстве, не заходя в гражданские.
Путаница на радаре
В тот день смену в аэропорту Львова возглавлял опытный диспетчер Леонид Квашин. В его распоряжении находились не менее опытные сотрудники Шевченко и Савчук. Возможно, трагедии и не случилось бы, не вмешайся в дело третий самолет. На курс Львов — Москва за пару минут до этого лег пассажирский Ан-24, летевший на Тернополь, и диспетчер Савчук «запутался» в трех самолетах, как в трех соснах.
Ту-134А, вел «принимающий» Шевченко, который разрешил занять эшелон 4200, в то время как Ан-24 направлялся навстречу лайнеру на высоте 4500. Самолеты благополучно разошлись. В этот момент высоту 3900 занял военный Ан-2б, которым руководил Савчук. При этом радисты на обоих бортах получили информацию о том, что навстречу им движется другой самолет.
Савчук уже расслабился, глядя на то, как машина удаляется на расстояние 65 километров от аэропорта. Он еще не знал, что перепутал на радаре точки гражданского Ан-24 и военного Ан-26, который был на десяток километров ближе… Диспетчер был просто обязан еще раз проверить показания приборов, но Савчук проявил самонадеянность и передал самолет коллеге Шевченко, который приказал экипажу Ту-134А снижаться…
Через семь секунд произошло непоправимое. В 12:13 по львовскому времени на высоте 3900 метров два борта «встретились» в небе над городом Золочев. Летчики заметили друг друга лишь за секунду до столкновения, когда машины вынырнули из плотной пелены облаков. Военные еще пытались войти в штопор, чтобы уйти от столкновения, но даже такой отчаянный маневр не спас их.
Самолеты на огромных скоростях ударились плоскостями. Ан-26 падал к земле 10 секунд, а люди на борту были еще живы. Ту-134А развалился в воздухе практически мгновенно. 94 человека погибли.
Комиссия постановила, что виновны в трагедии три львовских диспетчера. Казалось бы, профессионализм этих людей не вызывал сомнений. Но в их действиях комиссия усмотрела и низкую квалификацию, и преступную небрежность, и безответственность. Руководитель полетов Квашин не имел права ни на секунду выпускать из виду действия своих подчиненных, особенно в такой напряженной ситуации. Он обязан был вмешаться в действия Савчука и попытаться развести Ан-26 и Ту-134А. Всех троих суд приговорил к 15 годам лишения свободы.
Виктор Приходько