27 декабря 2020

Производственная драма актера Виктора Степанова

 













26 декабря 2005 года скончался Виктор Степанов (1947-2005), актер, ставший в кино символом настоящего русского мужика.
В отличие от большинства лицедеев, Степанов не сильно отличался от своих полных внутреннего достоинства героев. Он не изменял принципам, не распускал язык, не нуждался в допингах алкоголя. 
Страстью Степанова была работа. 

Она-то его и погубила.
Можно понять безудержное стремление актера отдаваться съемкам полностью. Слава пришла к Степанову в зрелом возрасте под сорок, и это имело как положительные стороны (уберегая от звездной болезни), так и отрицательные (заставляя работать с удвоенной энергией, нагоняя время).

Уже в юности Степанов рассуждал об актерской профессии здраво и верно. 
«Я никогда в жизни не мечтал ни о театре, ни о кино. Мне казалось это несерьезным, баловством. Человек должен делать что-то реальное: пахать, косить, стоять у мартена, водить машины, самолеты».
Это все очень контрастирует с вдумчивыми россказнями большинства выкаблучников, как они рубились через тернии к звездам.
Степанова же вёл талант. Он, имея хороший вокал, поступил в Ростовское музыкальное училище, откуда через год перевелся в Тамбовский филиал института культуры. Получил диплом режиссера народного театра.
И начал не ставить спектакли, а играть в них.
"МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ"
Путь к звездному статусу через провинциальные театры Тамбова, Сахалина и Новгорода занял у актера почти пятнадцать лет. 
Прорывом стало биографическое полотно «Михайло Ломоносов» (1986). Девятисерийный фильм Александра Прошкина был интересен даже школьникам, настолько хорошо показан там трудный путь архангельского подростка к знаниям. У Прошкина получился роман воспитания, и основное внимание он уделил юному Ломоносову, которого на протяжении первых шести серий играл Игорь Волков. Степанову достался Ломоносов последних трех серий, - зрелый, лысый, усталый, и я четко помню разочарование, слишком резок получился контраст с внутренне дерзким героем Волкова. 

«Михайло Ломоносов» я смотрел несколько раз, прерывая просмотр на месте, где появляется степановский герой, но это скорее психологическая установка. Для меня в силу возраста и характера оказался важным герой-аутсайдер, делающий насмехающихся над ним академиков. 
Почему карьера Волкова после роли Ломоносова застопорилась, хотя у Степанова она вспыхнула? Красивый, с правильными чертами, харизматичный Волков оказался в полосе жесткой конкуренции. На его роли могли претендовать ровесники Харатьян, Шевельков, Колтаков, Олег Меньшиков, Андреи Харитонов и Соколов. А вот Степанов был почти один такой, - свежее лицо 40+; ярко выраженный типаж русского мужика; не красавчика, но с характером (актеры подобного склада Гармаш и Булдаков выстрелили позже). 

Сразу после Ломоносова Степанов получил роль Ермака в блокбастере Краснопольского и Ускова. В 1986 никто не предполагал, что «Ермак» попадет в производственный ад и будет сниматься 10 лет. 
Но и без «Ермака» работы Степанову хватало. Чего стоил хотя бы участковый из «Холодного лета пятьдесят третьего» (снова Прошкин). 
"ХОЛОДНОЕ ЛЕТО ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕГО"
Едва началась слава, рухнул брак Степанова. Увлекшаяся религией жена собралась в монастырь. Степанов не счел возможным ее удерживать. 
На съемках картины студии Довженко «Война на Западном направлении» актер познакомился с костюмершей Натальей, создал с ней новую семью и переехал жить в Киев. 

Вот где уникальность творческого пути актера, - когда кинематограф испытывал кризис, Степанов оказался востребованным настолько, что не побоялся покинуть столицу. И в Киеве его работа находила. Степанов постоянно находился в разъездах.
Он сыграл Малюту Скуратова в «Грозе над Русью», главную роль в комедии «Последнее дело Вареного». 

Но первым пунктом в повестке был продолжавшийся сниматься «Ермак».
04
"ЕРМАК"
На съемках одного эпизода Степанов в кольчуге упал с коня, травмировал позвоночник и сломал ногу. Передвигаться получалось с трудом, а что делать? Конечно, после случившегося, дуя на воду, физические трюки возложили на дублеров. Но финальную сцену гибели Ермака Степанов решил провести сам. И снялся, сломав в ноге металлический штырь.

После «Ермака» слава Степанова получила дополнительный импульс, сделав его одним из самых востребованных актеров российского кино. В 1997 он сыграл полковника Суворова в «Чистилище», Петра Первого в «Царевиче Алексее», мелькнул в недооцененной «Окраине» Петра Луцика. 


Травмы, полученные на «Ермаке», продолжали сказываться. Они спровоцировали онкологию. Лечение лишь замедляло на время процесс разрушения.

Степанов продержался десять лет, борясь с нешуточными болями и снимаясь, снимаясь, снимаясь.
Наконец, московские светила признали, что не могут поставить актеру диагноз. Предложенный курс противоопухолевого лечения тоже не принес результата.

Степанов скончался в возрасте 58 лет, вызвав у любивших его зрителей чувство потери.

Светлая память!