Казнь заговорщиков в России. В. В. Верещагин
Кровная месть и Божий суд
В Древней Руси смертной казни не было, но существовал древний обычай кровной мести, который выражался в принципе «око за око, зуб за зуб». Покарать преступника должна была община. Тогда не покарать преступника, не восстановить справедливость, не отомстить считалось позором, бесчестием для пострадавшего, его семьи и рода. Казнь могла быть заменена на изгнание, что было очень тяжёлым наказанием, «изгой» не был защищён родом, племенем, фактически был бесправен.
Применялся на Руси и т. н. Божий суд. Когда исчерпывались все обыкновенные средства, то стороны могли апеллировать от суда человеческого к суду Божию. Формы такого суда были различны: практиковались жребий, рота (присяга, клятва), ордалии (испытания посредством огня и воды) и судебный поединок. В исках об убийстве в основном применялось испытание огнём и водой.
Испытание огнём состояло в держании руки на огне в переходе через зажжённый костер в одной рубашке, в держании руками раскалённого железа. Испытание водою производилось или кипящей, или холодной водою. При испытании кипящей водою клали на дно сосуда с кипятком кольцо, которое обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя. При испытании холодной водою обвиняемого, перевязанного верёвкой, бросали в воду, и если он шёл ко дну, то считался невинным, если же оставался на поверхности воды, то признавался виновным. Это испытание объясняется языческими воззрениями на воду как на чистый элемент, который ничего нечистого в себя не принимает.
«Божий суд». Автор: Иван Горюшкин-Сорокопудов. 1910-е годы
От Русской правды до Судебника Ивана Грозного
С развитием государственных институтов репрессивные функции постепенно переходят к специальному государственному аппарату. Смертная казнь становится публичной и получает статус уголовного наказания, исполняемого от имени государства.
Источники сообщают о попытках греческих епископов внедрить на Руси смертную казнь за разбой. Отдельные случаи применения этой меры известны, но как общая практика смертная казнь тогда не прижилась. Русская Правда (сборник правовых норм Руси при князе Ярославе Мудром) не предусматривала смертной казни. Наказывали вирой (денежным штрафом), высшей мерой, в том числе и за убийство в разбое, был «поток и разграбление» – конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьёй) «головой», то есть в рабство.
Но в Русской Правде сохранились и следы традиционного права – кровная месть была сохранена, но был ограничен круг возможных мстителей.
«Убьетъ муж мужа, то мстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будетъ кто мьстя, то 40 гривен за голову.»
Окончательная отмена кровной мести произошла уже в редакции Русской Правды при сыновьях Ярослава («Правда Ярославичей» Изяслава, Святослава, Всеволода, от 1072 г.). Кровная месть окончательно была заменена денежным штрафом. Смертная казнь на Руси применялась отныне только за исключительные преступления, во время чрезвычайных событий – за измену, бунт, преступления против Церкви.
Историк русского права Н. П. Загоскин отмечал, что смертная казнь была чужда
«правовому мировоззрению русского народа, как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще.»
Ещё великий князь Владимир Мономах (создатель «Устава») говорил:
«Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-то смерти.»
Наиболее жестокие и суровые меры пришли к нам с Западной Европы после принятия христианства. Лишь после принятия христианства верховной властью и постепенного его распространения на население (процесс не был одномоментным и бескровным и занял не одно столетие), после долгих рекомендаций и давления христианских иерархов, Русское государство приняло римскую систему наказаний (в том числе и убиение преступника). В дальнейшем же институт смертной казни на Руси начал расширяться.
Впервые юридически смертная казнь была закреплена в Уставной Двинской грамоте 1397 года. Её разрешили применять против злостных рецидивистов – за кражу, совершённую в третий раз. Псковская судная грамота 1467 года ещё более расширила список преступлений, за которые полагалась смертная казнь. Высшую меру стали применять за государственную измену («перевет»), воровство в церкви, кражу церковного имущества, конокрадство, поджог (страшное преступление в условиях, когда большинство построек в поселении деревянные), кражу, совершённую в посаде в третий раз, разбой.
Тенденция к расширению применения смертной казни была продолжена в Судебнике 1497 года. Этот свод законов Русского государства предусматривал смертную казнь за: измену, иные государственные преступления, религиозные преступления (в частности, святотатство), клевету, за убийство своего господина и другие виды убийства, разбой и повторную кражу.
По Судебнику 1550 года казнили уже и за первую кражу и повторное мошенничество. Казнить могли уже практически за любое «лихое дело». В то же время надо отметить, что в мирное время уровень преступности на Руси был невысоким. Так, за всё длительное время правления Ивана IV Грозного, по подсчётам историков, было казнено около 4 тыс. человек. При этом на Западе, а затем и в России, был создан миф «о кровавом Грозном» (Кто создал «чёрный» миф о «кровавом тиране» Иване Грозном; Как Грозного превратили в «самого страшного русского тирана»).
В средневековой Англии, Франции, Испании и других странах Западной Европы казнили намного чаще и за более незначительные прегрешения. А во время чрезвычайных событий, бунтов, восстаний и т. д. вырезали массово, тысячами, десятками тысяч.
«Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава». А. Кившенко
Первые Романовы
В XVII столетии смертную казнь стали применять к курильщикам табака. Новый шаг по расширению карательных мер был сделан в Соборном Уложении 1649 года. Смертная казнь стала основным видом уголовного наказания, которым карали от 54 до 60 преступлений. Были утверждены и различные виды смертных казней: простая – повешение, и квалифицированная – обезглавливание, четвертование, сожжение (по делам религиозным и по отношению к поджигателям), а также заливание раскалённого металла в горло за фальшивомонетничество.
Указ 1653 г. изменил законы, действовавшие со времён царя Ивана Васильевича (Судебник 1550 года и дополнительные к нему указы), и по Соборному уложению 1649 года.
Все разбойники и воры, ожидающие смертной казни, были освобождены от неё, им было велено «живот дать». Высшая мера была заменена на наказание кнутом, отсечение пальца левой руки и ссылку в поволжские, украинные города или в Сибирь. Смертная казнь осталась в силе только для рецидивистов.
Однако этот указ действовал недолго. Вскоре наказание вновь ужесточили. Уже в 1659 году вышел указ, которым было восстановлено повешение для разбойников, задержанных в понизовых городах (Среднее и Нижнее Поволжье). В 1663 году в России вышел указ, который установил, что разбойникам и ворам, «которые доведутся смертной казни», положено отрубать обе ноги и левые руки.
Российская империя
Своего пика применение смертной казни достигло при царе Петре I. Только при расследовании Стрелецкого бунта 1698 года было казнено около 2 тыс. человек. Воинский устав 1716 года назначает смертную казнь в 122-х случаях. Но в большинстве случаев смертную казнь заменяли другими наказаниями.
После эпохи Петра карательная волна пошла на спад, и начались разного рода попытки реформы с целью отмены или ограничения смертной казни. В результате при Елизавете Петровне происходит коренной перелом в этой сфере. В 1744 году вышло предписание императрицы, которое приостановило приведение в исполнение приговоров о смертной казни. Указом 1754 года «натуральная смертная казнь» была заменена «политической» смертью и ссылкой на каторгу в Сибирь. Предварительно преступника подвергали телесному наказанию – били кнутом, вырывали ноздри или ставили клеймо. Все дела, по которым могли применить смертную казнь, подлежали передаче в Сенат и рассматривались самой императрицей.
Этот порядок сохранился и при последующих государях. Исключение делали только во время подавления бунтов, мятежей, когда действовали военно-полевые суды, и из-за отдельных случаев тягчайших преступлений, особенных государственных обстоятельств. К примеру, исключениями стали в 1771 году – казнь убийц архиепископа Амвросия, в 1775 году – восстание Емельяна Пугачёва и его соратников (Русский бунт), в 1826 году – дело декабристов.
В целом русские цари были в сравнении с западными правителями людьми довольно гуманными. Смертельные приговоры выносились уже довольно редко, так, в царствование Александра I было казнено 84 человека.
Приостановленная указами императрицы Елизаветы Петровны, смертная казнь была восстановлена законодательными актами XIX столетия: Полевым Уложением 1812 г., законом 20 октября 1832 г. о карантинных преступлениях и Сводом законов Российской империи 1832 г.
Свод законов определил смертную казнь за: 1) тяжкие виды политических преступлений, но только при условии предания виновных верховному уголовному суду; 2) некоторые карантинные преступления (то есть преступления, которые совершали во время эпидемий и были связаны с совершением насилия над карантинной стражей или карантинными учреждениями); 3) воинские преступления. Этими же видами ограничено применение смертной казни по Уложению о наказаниях 1845 г. (предусматривалось утверждение приговора только после его высочайшего рассмотрения). Обычно при смягчающих обстоятельствах смертную казнь заменяли на бессрочную каторгу или каторгу сроком на 15-20 лет.
По законам Российской империи конца XIX века, кроме воинских и карантинных преступлений, смертной казни подлежали также люди, совершившие важнейшие государственные преступления: 1) злоумышление на верховные права, жизнь, здоровье, честь и свободу государя и членов императорской семьи; 2) бунт и 3) тяжкие виды государственной измены.
Закон от 17 апреля 1863 года разрешает в некоторых случаях применять смертную казнь за убийство, грабёж, нападение с оружием на беззащитных людей, поджог и насилие над женщиной. Положение об усиленной охране 4 сентября 1881 года передало в ведение военного суда для осуждения по законам военного времени дела о вооружённом сопротивлении властям и нападении на должностных лиц, если эти преступления были отягчены убийством, покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев, поджогом. Основными видами смертной казни были расстрел и повешение.
Также существовали особые случаи. Так, с 1893 года было разрешено применять смертную казнь военным судам за убийство служащих железной дороги и пассажиров поездов, которые совершали «туземцы в Кавказском крае и Ставропольской губернии». Однако в целом применение смертной казни в XIX столетии было редкостью, исключением.
Ситуация изменилась с нарастанием волны революционного террора в начале XX века. Чтобы сбить революционную волну 1905-1907 гг., военно-полевые суды стали действовать по всей стране, казнили не только профессиональных революционеров, но и мародеров и других «смутьянов» (именно тогда появилось выражение «столыпинский галстук»). Смертельную казнь могли применить по решению губернаторов.
19 июня 1906 г. во время заседания Первой Государственной думы был обсуждён проект закона об отмене смертной казни в России. Все случаи применения смертной казни планировали заменить непосредственно следующим по тяжести наказанием. Но законопроект не был поддержан Государственным Советом. Этот же законопроект об отмене смертной казни был поднят и одобрен и Второй Государственной думой, но Государственный Совет снова не поддержал его.
В начале XX столетия русская общественность, видные криминалисты и учёные не раз поднимали вопрос о полной отмене смертной казни.