01 ноября 2023

Маршал Даву. Один из лучших


Маршал Даву.

До революции 1789 года французская молодежь из третьего сословия стремилась придать себе «аристократичности», прибавляя к имени частицу «де», как Робеспьер. После революции наблюдается обратная тенденция: аристократия демократизирует свои имена. Как дворянин д’Аву, ныне известный нам маршал империи Даву.

Луи Николя Даву родился 10 мая 1770 года в фамильном замке – нечастое явление для маршалов Наполеона. Отец Даву погиб на охоте, когда мальчику еще не исполнилось и девяти лет. Мадам Даву осталась одна с четырьмя малолетними детьми на руках.

Луи Николя был старшим ребенком. Он первым и покинул отчий дом. В том же 1779 году мальчика отдали в Военную королевскую школу. У нас бы сказали: в Кадетский корпус. Так начинается военная карьера будущего маршала.

По окончании военной школы в сентябре 1785 года Луи Николя поступил в парижскую военную школу – это уже высшее учебное заведение, которое всего за месяц до поступления Даву закончил Наполеон Бонапарт. Так что эти два полководца учились у одних преподавателей.

И вот долгожданное для всех кадетов событие: 19 февраля 1788 года Даву присвоен первый офицерский чин, и он поступил в кавалерийский полк. До революции оставалось чуть больше года. Ее Даву встретил уже в звании лейтенанта.

Несмотря на дворянское происхождение, а может быть и благодаря ему, Даву увлекся идеями просветителей и в частности Жан Жака Руссо. Этому увлечению поспособствовал отчим-вольнодумец. Так что революцию Луи Николя встретил с энтузиазмом.

Вскоре у него возникли проблемы со службой в кадровом полку. Надо заметить, что кавалерия вообще отличалась консерватизмом. А уж в отношении к революции тем более. «Ну и леший с вами!» - плюнул Даву и в 1791 году перевелся в волонтеры, то есть в формируемую народную добровольческую армию. И не прогадал!


Подполковник Даву, 1792 г.

Молодой, энергичный, революционно настроенный да еще образованный офицер делает в волонтерах стремительную карьеру. Сентябрь 1791 года – рядовой, 23 сентября – избран капитаном, 26 сентября – подполковником. Это же подумать только! Вот что революция-то делает.

К слову сказать, примерно в то же время (плюс-минус месяц) подполковником Национальной гвардии избран и Бонапарт.

20 апреля 1792 года начинается эпоха революционных войн, плавно перетекших в наполеоновские. Часть Даву входит в состав армии Севера и ведет бои с австрийцами. Однако выдвинуться Даву довелось не в бою с внешним врагом, а за попытку предотвратить измену командарма Дюмурье.

После казни Людовика XVI (21 января 1793 года) Дюмурье начинает переговоры с австрийцами. В целом ему не удалось склонить армию к измене, и он бежит с небольшим отрядом сподвижников. На пути беглецов стояла часть подполковника Даву. Она обстреляла беглецов. Под Дюмурье убита лошадь, но будущий король Луи-Филипп отдает командарму свою, и генералу удается уйти.

Этот эпизод продвинул Даву до звания полковника и командира полубригады (так в республиканской армии называли полки). В июле 1793 года полковника производят в бригадные генералы и переводят в армию Запада на борьбу с вандейцами.

Наполеону чин бригадного генерала был присвоен 22 декабря 1793 года. То есть Даву стал генералом раньше. Да еще был на год моложе.

Но это еще что! 30 июля 1793 года Даву присваивают уже звание дивизионного генерала – а ведь ему всего 23 года! Казалось бы, блестящая карьера. Тем удивительнее прошение об отставке, поданное Даву 29 августа 1793 года.


Солдаты республиканской Франции.

На самом деле всё объясняется политикой. Летом 1793 года к власти приходят Робеспьер и якобинцы, устанавливается якобинская диктатура. Жирондистов, сторонником которых, видимо, был Даву, судят и казнят. Молодой генерал не считает для себя возможным служить в армии якобинцев с их комиссарами. Поэтому он отказывает от звания дивизионного генерала и увольняется из армии.

Опасный ход в эпоху террора. За такое можно было в буквальном смысле поплатиться головой. Даву даже арестовывают. Возможно, от смерти его спас термидорианский переворот и свержение якобинцев 27 июля 1794 года.

11 октября 1794 года Даву возвращается в армию в звании бригадного генерала. Он возглавляет кавалерийскую бригаду в Мозельской и Рейнской армиях. Успел побывать в плену, отпущен на честное слово, дождался обмена, снова вступил в действующую армию.

В общем, до 1798 года Даву был одним из многих бригадных генералов Франции. Много воевал, но не имел возможности и масштаба, чтобы показать себя как крупный военачальник. Но за это время он завел весьма полезную дружбу с генералом Дезе. Именно Дезе уговорил Наполеона взять в Египет Даву. Именно в дивизии Дезе Даву командовал кавалерией.


Гравюра. Даву штурмует позиции мамелюков.

В Египте Даву и проявил себя впервые на глазах у Наполеона. Он нанес решающий удар по туркам в сражении при Абукире 25 июля 1799 года. Тогда уже из рук Наполеона он вторично получил чин дивизионного генерала.

Прежде чем двинуться дальше, Даву предстояло свести еще одно полезное знакомство. Точнее жениться на девушке. Да не на простой, а на сестре генерала Леклерка, женатого на сестре Наполеона. Сложная степень родства? Зато Даву вошел в ближний круг первого консула! Свадьба состоялась 9 ноября 1801 года.

Закономерно в 1804 году Даву попадает в список из 18 генералов, получивших звание маршала империи.

В принципе есть основания считать, что своей карьерой Даву обязан знакомствам и родственным связям. Однако это тот случай, когда связи сошлись с талантом. А то, что Даву обладал военным талантом, показала его дальнейшая служба.

1805 год. Даву командует 3-м корпусом Великой армии. Участвует в Ульмской операции. В сражении при Аустерлице 2 декабря сковывает более трети русской армии, оттягивая ее подальше от центра, куда нанесет смертельный удар корпус Сульта.


Наполеон в решающий момент сражения при Ваграме наблюдает за успехом корпуса Даву.

Блестяще! Но куда этому подвигу до сражения при Ауэрштедте 14 октября 1806 года! Здесь зенит славы Даву. Его 27-тысячный корпус столкнулся с главными силами прусской армии. Пруссаки превосходили Даву, по меньшей мере, в два раза. Без его таланта и стойкости французского солдата не было бы победы.

Даву быстро оценил местность и занял хорошую позицию. Первую половину сражения французам предстояло сдержать натиск пруссаков. Тут Даву носится от части к части, ободряя солдат, внушая им стойкость. Вовремя оценив момент, когда пруссаки начали выдыхаться, он переходит в наступление. Вдвое меньшими силами! Победа полная и блестящая.

Конечно, пруссаки очень помогли Даву своей нераспорядительностью, хаосом, бросанием подразделений в атаку по частям. Погиб их командующий. Король не решился взять на себя руководящую роль. И так далее. Но тем не менее победа осталась за Даву. И победа более яркая, чем одержанная в тот же день победа самого Наполеона под Йеной.

Потом было сражение при Прейсиш-Эйлау 7-8 февраля 1807 года. В нем корпус даву атаковал русский левый фланг и едва не сокрушил его. Однако русские вовремя перебросили подкрепления со своего правого фланга и, в свою очередь, едва не разгромили корпус Даву. В общем, тут вышла ничья.

После небольшой передышки 1807-1809 годов, во время которой Даву был фактическим генерал-губернатором Польши, начинается франко-австрийская война 1809 года. И вновь Даву успешно громит противника при Экмюле и Ваграме.

Это по-настоящему один из лучших маршалов Наполеона. Только ему доверяет император командование фактически не корпусом, а целой армией. Кроме того, Даву лично предан императору. Он отличается исполнительностью и не замаран в грабежах, как Сульт или Массена.


В. Верещагин. Кабинет Даву в Чудовом монастыре.

В русской кампании 1812 года Даву особо не отличился. Но там особо не отличился вообще никто. Война закончилась полным уничтожением армии вторжения.

В кампанию 1813-1814 годов Даву успешно обороняет Гамбург. Причем делает это по-солдатски жестоко и решительно, абсолютно пренебрегая интересами гражданского населения. Он капитулировал только после известия об отречении императора. Зато он и не участвовал в склонении к отречению наполеона, не замарался в измене.

В определенном смысле оценкой деятельности Даву служит тот факт, что из всех маршалов Наполеона только ему не разрешено присягнуть на верность Людовику XVIII. Что ж, тем лучше, с чистой совестью Даву может присоединиться к вернувшемуся с Эльбы императору.

Во время Ста дней Наполеона Даву исполняет обязанности военного министра и не принимает участия в сражении при Ватерлоо. Как знать, чем бы кончилась кампания Ватерлоо для Веллингтона, если бы при Катр-Бра и на поле под Ватерлоо французами командовал не Ней, а Даву.

Поскольку в 1815 году Даву не изменял присяге (он ее и не давал), судить его не за что. Остаток жизни отставной маршал провел в своем поместье или в парижском особняке. Где и скончался 1 июня 1823 года.