История Иды Розенталь — наглядный пример того, что любой человек может добиться успеха, вне зависимости от того, кем он родился. Благодаря стараниям и усердной работе простая девушка из еврейской семьи смогла стать известным дизайнером одежды. Именно она подарила миру аксессуар, без которого сейчас не обходится ни одна женщина, а именно — бюстгальтер.
Ида Каганович родилась в небольшом белорусском городке Ракове, в семье евреев. Мать Иды, Сарра, зарабатывала, продавая разные мелочи в лавке, а отец, Авраам, всю жизнь занимался тем, что изучал Тору. Место, где они жили, было глубокой провинцией, не представлявшей никаких перспектив для дальнейшего развития. Поэтому, когда Иде исполнилось 16 лет, родители отправили ее в Варшаву.
Здесь Ида училась, а параллельно подрабатывала швеей. У девушки весьма хорошо получалось конструировать и шить одежду.
Когда у Иды выдавались выходные от работы и учебы, она ездила домой, чтобы повидаться с родителями. В один из таких визитов она познакомилась с Вилли Розенталем. Парень был одержим революционными идеями, и уже скоро ими прониклась и сама Ида. Девушка даже тайно вступила в еврейскую социалистическую партию «Бунд».
После начала русско-японской войны подпольным организациям стало куда сложнее вести деятельность. В итоге Вилли Розенталю пришлось эмигрировать в США. Ида, как преданная возлюбленная, отправилась вслед за ним. Они поселились в небольшом городке Хобокен в штате Нью-Джерси. Ида американизировала свою девичью фамилию — вместо Каганович стала Коэн. Потом они с Вилли расписались, и Ида получила фамилию, под которой теперь ее знает весь мир — Розенталь.
По приезде в Америку первым делом они купили швейную машинку. Ида продолжила делать то, что у нее получалось лучше всего — шить одежду. Чтобы заработанных денег хватило на семью, а к тому времени у них уже родился сын, Ида бралась за самые сложные заказы. И это было чертовски верное решение! Уже скоро к ней начали обращаться люди со всего Нью-Джерси, ведь местные мастерицы справляться с такими задачами не могли или не хотели.
Ида же работала, не покладая рук, благодаря чему прославилась на весь штат. Естественно, выросли и ее доходы, поэтому семья смогла позволить себе переехать на Манхэттен. Там Ида устроилась работать в ателье Энид Биссет. Условия жизни здесь были лучше, да и клиенты побогаче. Вот только она и осталась бы обычной швеей, если бы однажды к ней не пришла гениальная идея…
В прежние времена женщины использовали в качестве белья жесткие и неудобные корсеты. Позднее появились первые бра, которые представляли собой те же корсеты, но разрезанные пополам. Первый прототип бюстгальтера изобрела в 1914 году Мэри Фелпс Джейкобс. Но и его нельзя было назвать идеальным: он был, скорее, «унисекс» и скрывал все достоинства женской фигуры, делая грудь плоской. К тому же, не было какой-либо градации по размерам: бюстгальтер представлял собой два платка, соединенные шелковой лентой. И вот к Иде, а если быть точнее, к ее мужу, пришла идея, как сделать этот элемент одежды более практичным.
Вместе супруги Розенталь разработали специальную конструкцию из двух чашечек, которые соединялись полоской ткани. При этом они предусмотрели, что у всех женщин разные размеры груди, и создали размерный ряд бюстгальтеров — А, В, С, D. Также они добавили модель с эффектом пуш-ап, которая визуально увеличивала грудь. То, что сделали Ида и Вилли Розенталь, разительно отличалось от всех предшественников бюстгальтера и по удобству, и по эстетичности.
Естественно, женщины тут же оценили это изобретение. Ателье, в котором работала Ида, вскоре целиком и полностью переключилось на пошив нижнего белья. Владелица салона Энид предложила семье Розенталь стать ее партнерами по бизнесу, на что Вилли и Ида с удовольствием согласились.
Успех был оглушительным! Любая женщина старалась как можно быстрее сменить старый неудобный бра на современный бюстгальтер производства Розенталей. Пошив не прекращался. Иногда супруги внедряли в изделие что-то новое, причем, все инновационные и технические моменты взял на себя Вилли. Ида же занималась маркетингом и реализацией идей. У нее отлично получалось находить заказчиков, что во времена отсутствия телефонов и интернета было не так уж просто.
Даже во время войны, когда власти ввели ограничения на производство некоторых товаров, Ида смогла убедить их оставить лифчики. Она предстала перед комиссией с пылкой речью о том, что женщина без лифчика слишком привлекает к себе внимание окружающих и отвлекает мужчин. У женщины, которая не носит бюстгальтер, может болеть спина, да и трение груди об одежду тоже сбивает ее с мыслей… Таким образом, бюстгальтер признали «предметом первой необходимости» и предприятие Maidenform продолжило свою деятельность.
Стоит также отметить, что бюстгальтеры Иды сыграли важную роль непосредственно во время военных действий. Предприимчивая Ида разработала линейку «бюстгальтеров для мужчин», которые выдавались десантникам. Сверху на стандартный «бюстик» нашивались специальные карманы «гнезда», в которые десантники усаживали обученных почтовых голубей. Попадая в тыл врага, они отправляли с голубями военные донесения. Регулярно тысячи солдат забрасывали в тыл, и на каждом был такой «бюстгальтер».
В 1950-х годах предприятие супругов Розенталь находилось на пике популярности. Белье их производства продавалось более чем в ста странах. Когда в 1958 году Вилли скончался, Ида стала полноправной владелицей компании и продолжила работать над ее развитием. Она постоянно была в командировках и решала деловые вопросы, вплоть до 1966 года. Тогда у Иды случился инсульт, и она решила отойти от дел, передав компанию дочери Беатрис.
В 1973 году в возрасте 87 лет Ида Розенталь ушла из жизни. Компания, основанная супругами, существует до сих пор. Она охватывает 45% американского рынка нижнего белья и продолжает экспортировать продукцию в десятки стран мира.