13 января 2024

Выжившие с крейсера HMS "Хэмпшир", 1916.

Среди потерь крупных кораблей Королевского Флота Великобритании в Первой мировой войне гибель броненосного крейсера HMS "Хэмпшир" 5 июня 1916 г. была заметно болезненнее остальных благодаря VIP-пассажиру, которого он увлек вместе с собою на дно морское. Государственный секретарь по военным вопросам фельдмаршал лорд Китченер Хартумский, следовавший в Россию с важной дипломатической миссией, погиб вместе с кораблем. Это повергло британское общество в шоковое состояние, которое безымянный фронтовой сержант, узнавший в траншеях эту печальную новость, откровенно охарактеризовал: "Теперь мы проиграем войну".

Гибель лорда Китченера на крейсере HMS "Хэмпшир". Британская пропагандистская иллюстрация, тем не менее, соответствующая показаниям ряда выживших моряков.
Корабль изображен схематично: башни главного калибра на самом деле были одноорудийные. Подпись: "Я знаю, что погибну в море" относится к пророчеству, которое лорд Китченер получил от предсказателя Уильяма Хейро.


Мрачные прогнозы сержанта не сбылись. Война не была проиграна, а лорд Китченер оказался по сути "отработанным материалом" империи, исчерпавшим свою полезность. Но степень его популярности в самых широких кругах британских подданных не стоит недооценивать. Китченер был отнюдь не безупречным тактиком и еще худшим стратегом, а военную славу стяжал в колониальных войнах в первую очередь бесчеловечными методами подавления сопротивления. Приказ: "Пленных не брать" и жуткие концентрационные лагеря для гражданского населения в Англо-Бурскую войну 1899-1902 г. - примеры его "полководческого гения". Чуть ли не единственная неоспоримая заслуга фельдмаршала состоит в идее формирования в годы Первой мировой войны т.н. "Новой армии" (New Army) Великобритании - массовых сухопутных сил, отвечавших ненасытной жажде "пушечного мяса" Западного фронта. Однако с подачи имперской пропаганды и благодаря собственному стилю в войне и в политике подтянутая фигура Горацио Герберта Китченера, украшенная пышными усами и многочисленными регалиями, олицетворяла для британцев дух и миф национальной военщины.


Почтовая открытка с изображением броненосного крейсера HMS "Хэмпшир".

За шумихой вокруг гибели на борту злополучного "Хэмпшира" этого персонажа почти незамеченной осталась трагедия потери 736 душ (именно так: souls, "души", принято было в Британии исчислять моряков) и заслуженного боевого корабля. После Ютландского сражения и иных неудачных выступлений Королевского Флота в морской войне 1914-16 гг. Британии было не привыкать терять крупные корабли и целые экипажи.
"Война - не полигон (playground) для гуманизма", - в 1902 г. осадил критиков своих методов лорд Китченер; с этим не поспоришь. Но историю людей на войне это не исключает. Поэтому, несколько нарушая канву военно-исторических рассказов о гибели в бурном море близ скалистых Оркнейских островов крейсера HMS "Хэмпшир", предоставим слово немногим выжившим морякам - их человеческой истории о войне, о смерти и о товариществе.
***
Очень кратко - о самом корабле. Броненосный крейсер HMS "Хэмпшир" класса "Девоншир" (один из шести братьев, вернее - систершипов) был заложен в 1902 г. на верфях сэра Армстронга Уитворта в Элсвике, известной кузнице Королевского Флота, и вступил в строй в 1905 г. Бронирование: броневой пояс, башни, барбеты, переборки - в основном примерно 130-150 мм, боевая рубка - 305 мм., палубы, часть броневого пояса - слабее. Основное вооружение - четыре 191-мм орудия в одноорудийных башнях по носу и корме, а также шесть 152-мм казематных орудий; плюс, разумеется, вспомогательный и "противоминоносный" калибр и два погруженных торпедных аппарата. Силовая установка - 21 тыс. "лошадок", "идеальная" скорость - 22 узла.

Командовал крейсером c 14 мая 1915 г. по день его гибели капитан Герберт Джон Сэвилл, офицер со стажем командования кораблями классов броненосец и крейсер с 1908 г. Последние пополнение экипажу "Хэмпшира" прибыло на борт в Портсмуте в феврале 1916 г. "Когда воротимся мы в Портсмут.../ Но только в Портсмут воротиться/ Нам не придется никогда..." (цит.)
Гордо демонстрируя британский "Юнион Джек", HMS "Хэмпшир" успел к началу Первой мировой походить по морям и океанам. В 1914 г. он без особого успеха участвовал в океанских операциях против немецких рейдеров, затем сопровождал конвой с австралийскими и новозеландскими войсками, отправлявшимися умирать за метрополию на Галлиполийском и Ближневосточном театрах военных действий, прошел модернизацию в Гибралтаре, в 1915 г. водил транспорты к далеким берегам Российской империи - в Белое море. Лорд Китченер успел "сплавать" на "Хэмпшире" в Египет, и его лордству на борту понравилось: "На этом корабле тихо", что возможно обусловило впоследствии роковой выбор крейсера для миссии в Россию.

Групповая фотография офицерского состава HMS "Хэмпшир".
Судя по гардемаринам с белыми петлицами в первом ряду, снято до последнего похода крейсера: в нем гардемарины не участвовали.


В 1916 г. HMS "Хэмпшир" был вызван к родным берегам и включен во 2-ю эскадру крейсеров Королевского Флота. В ее составе 31 мая 1916 г. крейсер принял участие в Ютландском сражении, о действиях британских кораблей в котором кайзер Вильгельм выразился безжалостно: "Был развеян миф Трафальгара". Конечно, сухорукий монарх Германии польстил своим морякам, которые ничего не достигли, кроме нанесения тяжелых потерь "проклятым ростбифам", но спор о победителе при Ютланде не окончен более 100 лет.
Броненосный крейсер "Хэмпшир" в этом неоднозначном сражении скорее присутствовал, чем сражался. Он сделал всего несколько залпов с большой дистанции и погонял немецкую подлодку, которой, как впоследствии выяснилось, не было. Насколько сильно могут отличаться оценки роли корабля в бою из уст адмирала на флагмане, историка в архиве и моряка в глубине бронированных отсеков, свидетельствует рассказ о Ютландском бое одного из выживших с "Хэмпшира", кадрового старшего матроса (Leading Seaman), прослужившего 13 лет, 30-летнего уроженца Ирландии Уильяма Кэшмена. Он вспоминал: "Во вторник, 30 мая 1916 года, наступил Великий День, и мы получили приказ подготовиться к выходу в море с заданной скоростью и в известное время. Взгляды всех на борту были прикованы к остальным кораблям Флота, чтобы увидеть, готовятся ли они также. Да, они получили такие же приказы. Раздавались обычные случайные замечания, такие как: «Интересно, что произойдет на этот раз?» и «Встретим их, или нет?»; но теперь мы стали такими пессимистами, что ответов было мало.
После того, как мы всю ночь бороздили соленый океан, утро застало нас с нашей крейсерской эскадрой в 15 милях впереди главных сил Флота; велась обычная работа, и не было никаких признаков близости величайшего сражения в современной войне, когда около 16:00 пришло сообщение о том, что эскадра адмирала Битти вступила в бой. Воцарилось сильное волнение, прозвучал сигнал: «По местам стоять», каждый занял свою позицию по боевому расписанию, и вскоре грохот орудий подтвердил это сообщение, и мы поняли, что наконец-то вступили в схватку с немцами.

Британский Королевский Флот в Ютландском сражении. Худ. Уильям Лайонел Уайли.

Я находился в недрах корабля, не очень приятное место во время боевых действий, но на своем посту я мог слышать все приказы, которые передавались от нашего артиллерийского офицера орудийным расчетам. Он указал дальность стрельбы наших орудий, что подсказало мне, что мы приближаемся к цели. Приказы теперь поступали очень быстро, затем внезапно раздалось: «Готовность», а затем: «Огонь», и наш первый снаряд попал в цель, которая оказалась немецким легким крейсером, уже сурово наказанным передовыми кораблями, и «Хэмпшир» имел удовольствие нанести ему последний удар (не подтверждено - М.К.). Едва мы оправились, как последовал сильнейший удар. Меня чуть не сбило с ног — мы во что-то врезались с ужасающей силой — это, как я потом узнал, была вражеская подводная лодка, которую заметили и, я бы сказал, эффективно протаранили ("Черная кошка в темной комнате, которой там опять же не было" - М.К.).
Большинство кораблей были в сражении, и нам было приказано искать HMS "Уэрриор" (броненосный крейсер), который находился в отчаянном состоянии, поскольку во время боя был серьезно поврежден и выведен из строя. В конце концов его взял на буксир один из наших кораблей, но впоследствии его пришлось бросить на произвол судьбы (затонул 1 июня 1916 г., экипаж перешел на гидроавиатранспорт HMS Engadine).
Я не собираюсь вдаваться в подробности Ютландской битвы, но могу добавить, что, по моему скромному мнению, окутавший нас туман был нашим злейшим врагом в тот незабываемый день.
Мы вернулись в Скапа-Флоу утром в субботу, 3 июня 1916 года"
.

Двое переживших гибель "Хэмпшира" - старший матрос Уильям Кэшмен, самый талантливый мемуарист, и старшина Уилфред Вессон (с трубкой), старший по званию среди спасшихся.

А 5 июня "Хэмпшир" уже ждал последний поход. Выбор крейсера для отправки миссии лорда Китченера в Россию приписывают командующему Гранд Флитом адмиралу Джону Р. Джелико, но сам он дал этому кораблю емкую характеристику: "не лучший" и сослался на настояние Китченера. Под адмиральским "не лучший" можно понимать то, что военно-морская техника в начале ХХ в. развивалась очень быстро, и "Хэмпшир", проходивший под флагом всего 11 лет, уже не считался современным. Или недостаточно высокое качество командира и экипажа.
Выжившие с крейсера "Хэмпшир" готовы поспорить со своим командующим. "«Хэмпшир» был и остается в памяти достаточно быстрым и достаточно мощным, чтобы справиться с любым надводным кораблем, который мог встретиться ему во время путешествия, для которого он только что был выбран", - заявляет старший матрос Уильям Кэшмен. Этот ирландец не только обладал бойким пером, но и был большим патриотом своего корабля. Основную часть своих воспоминаний он опубликовал в 1932 г. в газете Cork Examiner (Ирландия). Только встретить германский рейдер между Скапа-Флоу и Мурманском в 1916 г. было практически нереально, а вот мина или подлодка могли попасться. Попалась мина.
***
О командировке лорда Китченера в Российскую империю известно достаточно, и одновременно немного. Очевидно, задача-максимум была гальванизировать участие царизма в войне; задача-минимум - текущие вопросы военного сотрудничества. Чтобы поддержать решимость Николая II и его окружения, в "багаже" следовало 10 млн фунтов стерлингов в золотых слитках. Явно не судьба британским крейсерам возить золото в Россию или из нее - невольно приходит ассоциация с потоплением 2 мая 1942 г. крейсера "Эдинбург" с 465 слитками советского золота на борту. С Китченером ехали несколько высокопоставленных офицеров, директор производства Министерства боеприпасов подполковник Лесли С. Робертсон (важно: чтобы преодолеть "снарядный голод" Российской имп. армии), а также прекрасно говоривший по-русски юный второй лейтенант Роберт Д. Макферсон из полка "Гордонских горцев" (переводчик), вышколенные слуги, личный шофер и охрана (сервису и безопасности в России его лордство не доверял) - всего 14 сухопутных душ.
Пишет кадровый кочегар 1-го класса (Stoker 1st class) с крейсера "Хэмпшир" Уолтер Чарльз Фарнден, которому тогда было 24 года (воспоминания он выпустил через 22 года после гибели крейсера в мемуарной серии: The Great War, I Was There): "Чтобы доставить лорда Китченера на борт был подан миноносец HMS Oаk, но Китченер сначала отправился на флагман HMS Iron Duke, где провел ланч с адмиралом Джеллико, а потом прибыл к нам на адмиральской пинассе (так в тексте). Было приказано не глазеть, но все, кто мог, смотрели на знаменитого героя во все глаза, и только об этом были разговоры, пока не поступил приказ к отплытию".

Лорд Китченер прощается с адмиралом Джеллико на борту линкора HMS Iron Duke, 5 июня 1916 г.
Жить ему и его свите остается несколько часов...


Считается, что на фотографии оригинальный автограф адм. Джеллико.

Старший матрос Уильям Кэшмен, хроникер-любитель своего крейсера, такого зрелища пропустить не мог: "Во второй половине дня лорд Китченер и его сотрудники поднялись на борт нашего корабля, и нам было поручено выполнить специальное задание, которое состояло в том, чтобы доставить лорда Китченера в неизвестный пункт назначения. Я лично видел, как лорд Китченер и его штаб поднялись на борт, поскольку я дежурил в артиллерийском отделении на верхней палубе именно в тот момент. В это время дул штормовой ветер с северо-северо-востока. Позже ветер сменился на северо-западный и усилится. Мы покинули гавань около 5 часов вечера в сопровождении двух эсминцев (HMS Unity и HMS Victor) в качестве эскорта по главному фарватеру Хона-Саунд, а затем направились на запад через Пентленд-Ферт. Затем мы взяли курс на север, чтобы обогнуть Оркнейские острова. Около 19:00 эсминцам пришлось покинуть нас, так как они не смогли идти в ногу с нами, когда мы столкнулись со всей силой шторма у Рора-Хед в Хое. Они вернулись в гавань, а мы продолжили путь самостоятельно".


Эсминцы HMS Unity и HMS Victor. Не защитили, но не виноваты.

Все уцелевшие моряки с "Хэмпшира" в один голос сообщают, что, хотя присутствие на борту делегации лорда Китченера не было секретом, о пункте назначения нижним чинам было неизвестно.
По смене курса крейсера HMS "Хэмпшир", приведшей его к гибели, и причине ухода эсминцев, сократившей шансы экипажа на спасение (они могли бы попытаться подобрать оказавшихся в воде людей) дает исчерпывающую информацию сам адмирал Джеллико: "В течение дня погода в Скапе, которая утром была плохой, постепенно ухудшалась, и к полудню дул шторм с северо-востока. Первоначально предполагалось, что что «Хэмпширу» следует идти по маршруту, проходящему на север по восточному берегу Оркнейских островов, следуя по фарватеру, который регулярно проверялся минно-тральными судами в качестве обычной меры; но, поскольку северо-восточный штормовой ветер вызывал сильное волнение моря на этой стороне, о тралении мин не могло быть и речи, и было также очевидно, что эсминцы сопровождения не могут следовать со стороны моря на большой скорости. Я обсудил со своим штабом, какой маршрут, с западной или подветренной стороны, будет самым безопасным, и, наконец, решил, что "Хэмпшир" должен пройти недалеко от берега и идти по альтернативному маршруту дальше на запад возле маяка Суле Скерри.
Мы выбрали этот маршрут, потому что при северо-восточном ветре там можно будет идти меньшим ходом, и эскорт эсминцев сможет лучше поспевать за "Хэмпширом". Я придерживался мнения, что ни один вражеский надводный корабль не занимался постановкой мин на этом маршруте из-за ограниченной протяженности часов темноты в этих северных широтах в это время года - едва ли более двух часов - и потому, что он постоянно патрулировался вспомогательными силами флота.
Незадолго до 17:45 крейсер встретился с эсминцами у Тор-Несса и приказал им развить скорость 18 узлов. К этому моменту вечерний шторм не только усилился, но и сместился с северо-востока на север. Эсминцам, как только они оказались в открытом море, пришлось испытать величайшие трудности, чтобы не отставать от «Хэмпшира». Между 18:00 и 18:30 обмен сигналами дал понять, что ни один из эсминцев не может поддерживать скорость более 10 узлов в условиях усилившегося шторма, и, наконец, «Хэмпшир» подал сигнал: «Эсминцам возвращаются на базу». Этот приказ должным образом записан в журналах сигналов обоих кораблей, тем самым опровергая утверждение, сделанное в некоторых кругах, о том, что эскорт под свою ответственность покинул «Хэмпшир»"
.
Неучтенным фактором стала германская подлодка U-75, которая в ночь на 28 мая 1916 г. по личному приказу командующего Кайзеровским флотом открытого моря адмирала Шеера прокралась мимо британской брандвахты на западную сторону Оркнейских островов и установила 22 мины в районе Марвик-Хед. Впоследствии она разделила участь "Хэмпшира" 14 декабря 1917 г., когда сама погибла на минах со всем экипажем. Не пережил войны, несмотря на новое назначение (на U-102), и командовавший в том походе капитан-лейтенант Курт Бейтцен: месть судьбы настигла его в 1918 г. - опять же мины, и так же на дно со всем экипажем. Но с U-75 уцелел лейтенант Микалаус Вайсфельт, проводивший фатальную минную постановку: его списали с подводного флота из-за тяжелой болезни глаз. Этого офицера также можно отнести к категории выживших при потоплении крейсера "Хэмпшир", только со стороны противника. После войны он дал показания, которые раскрывают всю силу трагической случайности во взрыве смертоносной мины 5 июня 1916 г.
"Эти мины, установленные на глубине 7 метров, были рассчитаны, если повезет, на подрыв тяжелого транспортного судна и обычно не мешали работе вспомогательных судов, - показал бывший лейтенант Вайсфельт. - Они также не могли помешать проходу большого крейсера в течение большей части суток в любую погоду из-за колебаний минрепов приливными течениями. Лишь в плохую погоду и в ограниченный период времени при отсутствии подводного течения корабль с осадкой "Хэмпшира" мог столкнуться с этими минами. Эти условия возникли в результате ряда совпадений, тягостные последствия которых уже зафиксированы в истории".

Единственная сохранившаяся фотография немецкой подлодки U-75, 1916 г.

***
Британский сторожевой корабль, патрулировавший побережье крупнейшего из Оркнейских островов - Мейнленда, в 20:35 5 июня 1916 г. сообщил, что видит "боевой корабль/линкор (battleship) в огне" примерно в 1,5 милях от побережья, и в 20:45 повторил свое сообщение. Через 20 минут он сообщил, что корабль затонул.
Современные военно-морские историки сошлись во мнении, что подрыв крейсера HMS "Хэмпшир" на одной из мин, установленных U-75, произошел около 19:40, однако в показаниях переживших его гибель моряков и немых свидетельствах погибших до сих пор существуют серьезные разночтения по времени.
Старший матрос Уильям Кэшман, самый красноречивый из уцелевших, так описал момент взрыва: "В это время дул ураган, бушевало грозное море, все люки на нашем корабле были задраены, только один палубный люк был открыт для прохода на верхнюю палубу и обратно. Огромные волны омывали крейсер, но не было ни малейшей опасности, так как это был очень хороший корабль и вполне мореходный. Лорда Китченера в это время не было на верхней палубе, так как там было небезопасно и некомфортно. Однако все было в порядке, и в 20:50 (так в тексте) прозвучал рутинный сигнал боцманских дудок: «К гамакам стоять».
Подавляющее большинство команды уже отдыхало в гамаках на жилых палубах, когда очень сильный взрыв произошел в передней части корабля, прилегающей к погребам боеприпасов носовых башен и переднему котельному отделению. Сильно изувечены были многие члены экипажа, находившиеся недалеко от места взрыва, у одного бедняги практически не осталось ни кусочка кожи. Освещение погасло, так как сила взрыва вывела из строя все электрооборудование и коммуникации, погрузив корабль в полную темноту, потому что все иллюминаторы и световые люки были закрыты и задраены"
.
26-летний старший матрос Чарльз Уолтер Роджерсон, отличный специалист и корабельный отличник, 10 лет прослуживший на флоте, высказал предположение, что взрыв мины вызвал детонацию носовых погребов боеприпасов. Учитывая пожар на борту, большое количество погибших и раненых и очень быструю гибель "Хэмпшира" (он продержался на воде не более 15 минут) версия матроса выглядит вполне правдоподобной, хоть официально ее не подтвердили (и не опровергли). Напомню, что при Ютланде именно детонация артиллерийских боеприпасов отправила на дно несколько крупных британских кораблей.

Образцово-показательный ст. матрос Чарльз У. Роджерсон, который после гибели "Хэмпшира" был допущен пообщаться с прессой и рассказал все "как надо".

Старший по званию среди спасшихся с крейсера, 33-летний старшина (Petty Officer) Уилфред Вессон, который одним из первых изложил подробности гибели корабля для основного британского официоза The Times спустя несколько дней после трагедии, взглядом профессионального флотского младшего командира зафиксировал несколько деталей. "Когда вахта находилась внизу у своих гамаков, готовясь лечь спать, произошел взрыв, - рассказал он. - Я в это время был в кают-компании. Когда произошел взрыв, сразу же погас весь свет, и по кают-компании пронесся ужасный сквозняк, срывая с офицеров фуражки. Пока я вместе с остальными ждал команды на гальфвердеке (полупалубе), из капитанской каюты вышел офицер вместе с лордом Китченером. Он крикнул: «Освободите место для лорда Китченера!» и люди посторонились, чтобы пропустить лорда Китченера, а корабельные морские пехотинцы образовали для него коридор". Показания других очевидцев уточняют, что фельдмаршала на верхнюю палубу провел офицер-артиллерист Хамфри Мэттьюс.
Картину последних минут "Хэмпшира" дополняет в живописной литературной манере ирландец Уильям Кэшмен, несколько рисуясь, чтобы подчеркнуть свое храброе поведение: "Попробуйте представить себе ужасное положение сотен людей, находящихся между палубами, и корабль, который в тот момент погружался под самым опасным углом, при том, что только один трап был доступен, чтобы добраться до верхней палубы. Лорд Китченер в это время находился в своих апартаментах, в кормовой части корабля, и даже ему предстояло преодолеть некоторое расстояние среди плотной массы людей, чтобы добраться до трапа и попасть наружу. Я тоже находился между палубами, и силой взрыва меня ударило о стальную стойку. Я пытался добраться до резиденции лорда Китченера, но безуспешно из-за темноты и препятствий, встречавшихся на моем пути. Я тогда приказал: «Уступите дорогу лорду Китченеру», но так как он не прошел мимо меня, мне оставалось выполнить только один план, если это было возможно. Я поднялся по трапу с большим трудом, так как он был узок для такого большого количество людей, стремившихся выбраться на верхнюю палубу. Достигнув верхней палубы, я попытался открыть люки, но безуспешно из-за огромных волн, перекатывающихся через гибнущий корабль. Я увидел на палубе ужасное зрелище: мертвые и умирающие плавали повсюду, и у нас не было возможности оказать им помощь".
По отрывочным свидетельствам очевидцев можно предположить, что после взрыва паники среди дисциплинированного экипажа "Хэмпшира" не было, моряки механически исполняли то, чему их учили на случай бедствия, сохраняя при этом субординацию и уважение к старшим по званию. О том, как им было страшно, запертым во чреве погибающего бронированного гиганта, в темноте и в дыму, среди криков раненых, косвенно упоминает корабельный мастер 1-го класса (Shipwright 1st Class) Уильям Чарльз Филлипс: "Корабль подбросил ужасный взрыв, сотрясший его от носа до кормы. Произошло что-то из ряда вон выходящее, и начавший распространяться повсюду удушливый дым свидетельствовали о том, что мы, вероятно, подорвались на мине. Сила взрыва погасила все электрическое освещение, и я никогда не забуду ту ужасную тряску во тьме и в дыму, которую пришлось пережить до этого проблеска света, проникавшего через единственный открытый люк" Несмотря на поздний час, "Хэмпшир" погибал в светлое время суток: в июне на этой широте дневной свет длится до 23:00 (GMT).
Момент, когда командир крейсера капитан Сэвилл понял, что корабль не спасти, и отдал приказ эвакуировать экипаж и пассажиров, не зафиксирован никем из выживших, он был доведен им непосредственными командирами на их постах. Очевидно, это произошло очень быстро: "Хэмпшир" стремительно погружался носом, его корпус била ужасающая тряска, о которой упоминают почти все, электроэнергия отсутствовала, борьба за живучесть была бессмысленна.

Последний поход и место подрыва крейсера HMS "Хэмпшир" на карте.

***
Несмотря на отчаянное положение, была предпринята попытка вывезти "самого ценного человека" на борту крейсера - лорда Китченера.
Со слов спасшихся моряков комиссией по расследованию обстоятельств трагедии был восстановлен последний путь фельдмаршала: "Когда матросы поднимались к единственному открытому из люков для эвакуации, появился лорд Китченер в сопровождении морского офицера; последний крикнул: “Дорогу лорду Китченеру", и они оба поднялись на квартердек, и впоследствии на квартердеке были замечены четыре армейских офицера, идущих на корму по левому борту".
"Капитан Сэвилл считал своей главной задачей спасение лорда Китченера, - заявил газете The Times по горячим следам гибели "Хэмпшира" образцовый матрос Роджерсон, защищая посмертную репутацию своего командира. - Капитан звал его, чтобы он шел к шлюпке, но из-за шума ветра и столь громкого грохота моря он, по-видимому, не мог услышать". Далее старший матрос Роджерсон, по-видимому, самый "идеологически правильный" с точки зрения британской пропаганды, вкладывает свой камень в фундамент легенды о конце лорда Китченера: "Он затонул вместе с кораблем. Он не оставил корабль. Я видел, как Китченер хладнокровно ходил взад и вперед по палубе и разговаривал с двумя своими офицерами. Они нисколько не испугались". По-видимому, конец фельдмаршала разделили двое старших офицеров из его миссии. Третьим человеком в армейской форме, державшимся поблизости, английские авторы называют начальника охраны лорда Китченера сержанта 1-го класса Мэтью МакЛохлина. Этот ветеран Лондонской полиции честно исполнял свои обязанности до последнего.

Сержант 1-го класса Мэтью МакЛохлин, верный телохранитель фельдмаршала Китченера.

Скорее всего, Китченер действительно не пытался спастись. Интересная история сопровождает обстоятельства конца этого человека: в 1894 году известный английский предсказатель Уильям У. Хейро заявил лорду: "Я вижу катастрофу на море на шестьдесят шестом году вашей жизни". На момент командировки в Россию морем Китченеру исполнилось 65 лет...
Впрочем, самый молодой из уцелевших моряков с "Хэмпшира", 19-летний матрос Добровольного Резерва Флота(Able Seaman, Royal Naval Volunteer Reserve) Ричард Симпсон нарисовал менее героическую картину. Он упрямо утверждал, что после взрыва "старый Китченер выглядел как лунатик и позволял себя увлекать сопровождавшим офицерам", а затем он видел "мокрую фигуру, похожую на фельдмаршала" в одной из спущенных с борта шлюпок, которая утонула. Смелый парень из портовых пролетариев, несмотря на жесткое давление командования, не изменил своих показаний до самой смерти - а погиб он на потопленном транспорте SS Thames в августе 1917 г.
***

Гибель крейсера HMS "Хэмпшир" в представлении современного английского художника. Изображение с обложки юбилейного сборника HMS Hampshire: A Century of Myths and Mysteries Unravelled, выпущенного в 2016 г.

Ситуация со спущенными с крейсера шлюпками, в одной из которых мог утонуть лорд Китченер, не ясна, как и многие аспекты гибели корабля. Наблюдатели с берега Мейнленда заметили на воде четыре шлюпки, среди которых мог быть и капитанский гиг; не исключено, что они приняли за шлюпки спасательные плоты.
Старшина Вессон, старший по званию из спасшихся, на протяжении почти всей агонии "Хэмпшира" находился на верхней палубе, помогая открывать задраенные люки, чтобы выпустить людей из отсеков. С пунктуальностью старательного младшего командира он сообщил: "Шлюпки не могли быть спущены на воду должным образом со шлюпбалок, поскольку после взрыва была отключена электроэнергия, и лебедки не работали, что вынудило экипаж занять места в шлюпках согласно расписанию эвакуации, обрезать найтовы и ждать, пока их смоет в море по мере того, как погружался корабль. Но, отплывая от корабля, я видел, как корма "Хэмпшира" высоко поднялась над водой, а потом он перевернулся, увлекая за собой людей на шлюпках в водоворотах". "Ниспровергатель легенды Китченера" молодой матрос Симпсон, которому чудом удалось выброситься в море с вздыбившегося корпуса гибнущего крейсера, добавляет жутких подробностей: "Палуба круто поднялась, и шлюпки с людьми покатились вниз, разбиваясь о надстройки и механизмы".
Кочегар 1-го класса Фарнден, один из двух литературных мемуаристов среди выживших, утверждает, что по крайней мере одну шлюпку все-таки пытались спустить: "На одну шлюпку, которую опускали вручную, обрушилась огромная волна, которая разбила ее о борт судна, сбросив в воду от 50 до 60 человек".
Впоследствии одна опрокинутая шлюпка, опознанная по эмблеме крейсера "Хэмпшир" на носу - розе Тюдоров - была подобрана спасательными судами, вторую прибило к берегу в бухте Турсо на шотландском побережье. Выживших на них не было, со шлюпок никто не уцелел.
Все 12 моряков, которым повезло пережить потопление HMS "Хэмпшир", спаслись на плотах системы Керли, либо отплыв на них до погружения корабля в пучину, либо будучи подобраны товарищами из волн. Эти спасательные средства, представлявшие собой пробковый или капковый корпус овальной формы и сетку, на которую следовало опираться, матросы презрительно называли "чудовищными спасательными кругами" и поговаривали, что они "убили больше людей, чем спасли". Тем не менее, для моряков "Хэмпшира", оказавшихся в воде, а температура воды у Оркнейских островов даже в летнее время зябкая, они стали последним шансом. На крейсере имелось всего три таких плота, и, как выяснилось, все их прибило к берегу и уцелевшие оказались на каждом из них.

Плот Керли. Рисунок выжившего благодаря ему моряка следующей мировой войны - Второй.

Старшина Вессон, так мужественно державшийся поначалу, не стал дожидаться выхода всех товарищей из внутренних отсеков. Он запрыгнул на отходивший первым плот №1. Там провели перекличку и насчитали 43 человека. "Из командного состава здесь были офицер-артиллерист (Gunner, не ясно, кто из трех артиллерийских офицеров), помощник казначея (Assistant Paymaster, Марк Ньюджент) и старший плотник (Carpenter, Джордж Т. Стеллард), все они потом погибли, когда плот выбросило на камни", - сообщает Вессон.
А вот кочегар Фарнден стойко помог спускать на воду плоты №1 и №2 и позволил себе попытать счастья только на последнем, №3.
На последнем плоту оказался также красноречивый ирландец Кэшмен. В своих воспоминаниях он ярко нарисовал последние мгновения любимого корабля и отчаянную борьбу запоздавшего спасательного средства со зловещей "воронкой": "В конце концов меня выбросило с быстро тонущего корабля за борт, и я с помощью малознакомых, но близких в тот миг товарищей сумел взобраться на плот. На корабле было три таких плота, и именно они помогли спастись двенадцати выжившим. Мой плот поначалу удерживал на поверхности около 50 человек, и мы стали свидетелями последних сцен трагедии. Обреченный корабль быстро тонул носом вперед и в последний момент встал перпендикулярно уровню моря, затем сильно погрузился, перевернулся и скрылся под волнами, унеся с собой лорда Китченера. Мое путешествие на плоту грозило оказаться коротким, так как могучий водоворот, созданный тонущим кораблем, едва не унес в пучину плот с его невольным экипажем из потерпевших кораблекрушение моряков. Мы изо всех сил гребли всем, чем могли, чтобы отдалиться от жуткой гибели в темной глубине. Однако этого не произошло, и плоты (всего три) наконец отошли от места вечного успокоения старого доброго "Хэмпшира", который так долго и надежно был для нас домом и нашим оружием"...