29 января 2024

Царство Нобатия: защитники римских границ

befff07a4201e9dfcee35274c9abe548.webp

На всё воля римского императора

В середине 4-го века на территории современного Судана окончательно погасло некогда мощное царство Куш. Оно умирало медленно, теряя свои территории. На этих землях появлялись новые государства, чьи царьки мечтали о славе и величии. Однако их царства исчезали также быстро, как и появлялись. Виной тому было несколько причин. Во-первых, изменения климата, которые негативно влияли на жизнь людей. Во-вторых, смена торговых маршрутов. В-третьих, постоянные набеги кочевых племён. Соответственно, на бывших кушитских землях не прекращались войны. И это раздражало Римскую империю, контролировавшую территорию Северной Африки.

В 297 году император Диоклетиан решил устранить проблему. В Ливийской пустыне в то время жил народ нобатов. Они не отличались от своих соседей, и им была уготована та же участь — бесследно раствориться в истории. Однако решение римского императора изменило судьбу кочевников. Он распорядился переселить их в кушитскую провинцию Акине, то есть на территорию Нижней Нубии. Само Кушитское царство ещё существовало, но ничего не могло поделать ни с решением Рима, ни с незваными гостями. И в конце 3-го века нобаты обрели новую родину. Задача перед ними стояла вполне чёткая и определённая — стать буфером между империей и кочевниками.

1.jpg
Диоклетиан. (Wikimedia Commons)

Более полутора столетий кушиты и нобаты формально жили в одном государстве. Но первые уже ничего не контролировали и были вынуждены смириться. А ориентировочно в 350 году Куш и вовсе исчез как самостоятельное государство. На его месте образовалось несколько новых царств, в том числе и Нобатия. Однако молодому государству пришлось отстаивать право на существование. В первую очередь, в противостоянии с кочевым племенем блеммиев.

Блеммии к тому времени обрели силу и стремились расширить сферы своего влияния. Точно неизвестно, как развивался конфликт между двумя народами. Зато известно, что кочевники являлись настоящей костью в горле римлян на протяжении длительного времени. Ещё в середине 3-го столетия императору Децию с трудом удалось остановить их вторжение в Египет. Спустя пару лет кочевники вновь вторглись в римские владения, но опять были разбиты. Следующую попытку блеммии предприняли в 265 году, но вновь неудачно. В 273 году кочевники ещё раз решили проверить империю на прочность. Она устояла и нанесла ответный удар. Удар был такой силы, что блеммии зализывали раны в течении пары десятков лет. И на «ринг» они вышли уже при императоре Диоклетиане. Он и решил проблему, задействовав против одних кочевников других — нобатов.

Однако нобатам пришлось нелегко. Противостояние оказалось затяжным и кровопролитным. Но всё же выходцы из Ливийской пустыни отпраздновали победу. Они выгнали блеммиев, после чего взялись за своё государство. Нобаты перенесли столицу царства в город Пахорас, занялись строительством. И в последующие несколько десятилетий Нобатия переживала расцвет. Бывшие кочевники, считавшие себя единственными законными наследниками Кушитского царство, превратились в полноценных военных союзников Восточной Римской империи. И это только способствовало дальнейшему развитию царства.

Окружённые, но не сломленные нобаты

Известно, что в 524 году император Восточной Римской империи сообщил химьярскому правителю, что в случае войны против него выступит ещё и войско нобатов. Таким образом, царство являлось полноценным федератом Византии. Однако в самой стране дела шли уже не очень гладко. В первую очередь, из-за смены религии. На протяжении длительного времени нобаты поклонялись тем же богам, что египтяне и кушиты. Особенно они почитали культ богини Исиды. Но постепенно древнюю религию начало вытеснять христианство. В 530-х годах все языческие храмы были закрыты.

К тому времени христианство уже добралось и до Нобатии. Первыми его приняла верхушка общества, подчёркивая таким образом лояльное отношение к Константинополю. Следом новая вера добралась и до городов. Последними в этом списке находились жители деревень, которые медленно и болезненно отказывались от веры предков. Однако в 543 году Нобатия официально стала христианским государством. Покрестил царство монах Юлиан, прибывший туда по приказу византийской императрицы Феодоры. Спустя несколько лет в государстве появилось духовенство, а священнослужители стали проводить литургии. В 7-м веке в Нобатии стали возводить церкви с фресками.

2.jpg
Фрагмент фрески Фарасского собора, 7-й век. (Wikimedia Commons)

Тем временем жизнь в регионе стремительно менялась. Своё победоносное шествие начали воины Аллаха. Они захватывали царства в Аравии, обращая арабов-христиан в мусульман. Поскольку Восточная Римская империя и держава Сасанидов были слишком заняты выяснением отношений, они пропустили «точку невозврата». А когда опомнились, было уже слишком поздно. Исламизацию Ближнего Востока уже невозможно было остановить. И в середине 7-го века мусульмане добрались до африканских земель.

Постепенно ислам добрался и до Нижней Нубии. Однако сразу закрепиться там у новой религии не получилось. Нобаты остались верны христианству. При этом самого царства как самостоятельного государства к тому моменту уже не существовало. Оно вошло в состав Макурии — христианской страны, расположенной южнее. Как произошло слияние — неизвестно. Есть версия, что это был мирный процесс, основанный на взаимной выгоде. Такое предположение сделано на основе того, что Нобатия получила полноценную автономию и сохранила царский трон. Более того, нобатская епархия являлась важной составляющей жизни Макурии.

Как сами нобаты, так и их епархия упоминаются в арабских источниках вплоть до 15-го столетия. А потом они исчезли, став достоянием истории.