Весной 1940 года немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» возглавлял группу, предназначенную для захвата важного норвежского порта Тронхейм. Эта группа состояла из самого крейсера, и четырех эсминцев: «Якоби», «Ридель», «Хайнеманн» и «Экольдт». На борту кораблей находилось около 1.700 солдат и офицеров вермахта - десант, который необходимо было высадить в Тронхейме. Руководил отрядом командир «Адмирала Хиппера» капитан цур зее (капитан 1-го ранга) Гельмут Хейе.
Группа покинула место своего базирования 6 апреля, и рано утром следующего дня соединилась с группой линкоров, целью которых было атаковать Нарвик. В условиях все ухудшающейся погоды германский флот двинулся на север. Однако постепенно сильный ветер и волнение при минимальной видимости нарушили строй, так что германские корабли оказались рассеянными на большой площади.
В это время в той же части северного моря находилось британское оперативное соединение адмирала Уитворта. В него входили линейный крейсер «Ринаун» и 4 эсминца; британские корабли выполняли минную постановку в норвежских проливах, и после завершения задачи возвращались на базу.
В это время в той же части северного моря находилось британское оперативное соединение адмирала Уитворта. В него входили линейный крейсер «Ринаун» и 4 эсминца; британские корабли выполняли минную постановку в норвежских проливах, и после завершения задачи возвращались на базу.
Командиры противоборствовавших кораблей: мощь против отваги
Капитан цур зее Гельмут Хейе и лейтенант-коммандер Джерард Руп
На рассвете 8 апреля 1940 года входивший в эту флотилию эсминец «Глоуорм» оторвался от своего отряда: в условиях сильного волнения с борта эсминца смыло матроса, и командир корабля лейтенант-командер (капитан 3-го ранга) Джерард Руп застопорил ход, пытаясь при плохой видимости отыскать в бурном море человека. Остальные корабли продолжили поход, и вскоре «Глоуорм» остался один.
Матрос был найден и спасен. Вот тут-то на британца и вынесло из сумрака германский корабль из отряда немецких линкоров - эсминец «Бренд фон Арним». Встреча была неожиданной для обоих. На эсминцах сыграли боевую тревогу и открыли друг по другу огонь; впрочем, в спешке, да на крутой волне ни немец, ни англичанин попаданий не добились. Важно было другое: оба эсминца выдали в эфир сообщение о встрече с противником. С этого момента тайная операция немцев перестала быть для англичан секретом, хотя они еще долго не догадывались о ее истинных целях и масштабах.
Несмотря на то, что силы «Глоуорма» и «Фон Арнима» были почти равны, немец запросил помощи, и командующий германским флотом отдал приказ находившемуся ближе всех к месту схватки «Адмиралу Хипперу» уничтожить неприятеля. Крейсер отвернул от своей группы и двинулся против волны в район встречи по координатам, сообщенным немецким эсминцем. Плохая погода настолько затрудняла действия, что крейсеру потребовался свыше получаса, чтобы прибыть к месту схватки. С большим трудом отличив «фон Арним» от противника, Гельмут Хейе в 9.59 с дистанции около 45 кабельтовых (чуть больше 8 километров) приказал открыть огонь по «Глоуорму» из носовых башен главного калибра.
Что же представляли собой противники, сошедшиеся в смертельной схватке?
Тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» был заложен в июле 1935 года, спущен на воду в феврале 1937 года, вступил в строй в апреле 1939 года. Корабль имел водоизмещение 14.250 тонн и следующие размеры: длина - 194,6 метров, ширина 21,3 метра, осадка 5,8 метров. Крейсер мог идти с максимальной скоростью 32 узла и совершать переходы (при 16-узловом ходе) до 6.800 миль. Тяжелый крейсер имел достаточно толстую броню: борт 40–80–70 мм; палуба 30 (скосы 50) мм; башни 160–50 мм; рубка 150–50 мм. Вооружение корабля было очень мощным: 4 двуствольные башни главного калибра (8 203-мм орудий), 6 двуствольных башен среднего калибра (12 105-мм орудий), 6 спаренных 37-мм зенитных автоматов, 10 20-мм зенитных автоматов и 4 трехтрубных торпедных аппарата. Кроме того, на крейсере стояла 1 катапульта для запуска 3-х гидросамолетов (в бою из-за штормовой погоды не использовались). Экипаж этого бронированного «громилы» состоял из 1.400 человек
Британский эсминец «Глоуорм» на фоне своего противника выглядел настоящим «пигмеем». Заложенный в августе 1934 года, он был спущен на воду в июле 1935 года и вступил в строй в январе 1936 года. Водоизмещение англичанина составляло всего 1.350 тонн, длина - 95,1 метров, ширина 10,1 метров, осадка 3,8 метра. Корабль «бегал» со скоростью 35,5 узлов, а при 15-узловом ходе его дальность составляла 5.530 миль. Брони этот легкий корабль не имел, вооружение его было достаточно скромным: 4 120-мм пушки, 2 счетверенных 12,7-мм зенитных пулемета, 2 пятитрубных торпедных аппарата, 20 глубинных бомб. Экипаж: 145 человек
Так что видно: схватку «Глоуорма» с «Адмиралом Хиппером» можно сравнить с боем Давида и Голиафа, или драку пятиклассника с выпускником школы. Правда, никто не вспоминает, что это не было дуэлью «один на один». Почему-то никто не учитывает, что на месте боя «болтался» еще и запросивший помощи немецкий эсминец Z.11 «Бернд фон Арним», который по огневой мощи пусть чуть-чуть, но превосходил «Глоуорм». Так что на самом деле «тевтонцев» было двое против одного «томми». И хотя «фон Арним» не сыграл никакой роли в схватке, тем не менее, он там был, и представлял дополнительную серьезную угрозу для англичанина…
Так что видно: схватку «Глоуорма» с «Адмиралом Хиппером» можно сравнить с боем Давида и Голиафа, или драку пятиклассника с выпускником школы. Правда, никто не вспоминает, что это не было дуэлью «один на один». Почему-то никто не учитывает, что на месте боя «болтался» еще и запросивший помощи немецкий эсминец Z.11 «Бернд фон Арним», который по огневой мощи пусть чуть-чуть, но превосходил «Глоуорм». Так что на самом деле «тевтонцев» было двое против одного «томми». И хотя «фон Арним» не сыграл никакой роли в схватке, тем не менее, он там был, и представлял дополнительную серьезную угрозу для англичанина…
Немецкий эсминец Z.11 «Бернд фон Арним» был заложен в апреле 1935 года, спущен на воду в июле 1936 года, вступил в строй в декабре 1938 года. Он имел водоизмещение 2.270 тонн, длину - 121 метр, ширину 11,3 метров, осадку 4,3 метра. Скорость «фон Арнима» составляла 38 узлов, а вот дальность хода у него была слишком мала - всего 1.900 миль при 19-узловом ходе (что и стало причиной его гибели через несколько дней). Брони эсминец не имел, а вооружение его состояло из 5 127-мм пушек, 2 спаренных 37-мм зенитных автоматов, 6 20-мм зенитных автоматов, 2 четырехтрубных торпедных аппаратов, 18 глубинных бомб и 60 мин. Экипаж: 325 человек
Итак, около 10 часов утра неравный бой начался. Несмотря на полное превосходство в количестве и мощи артиллерии, командир немецкого крейсера предпочел вести стрельбу только из носовых башен, чтобы не подставить свой борт под главное оружие британца - под торпеды. Однако такая тактика вела к быстрому сближению противников, тем более что Руп, стремясь выйти на дистанцию торпедного выстрела, так же шел навстречу «тевтонцу».
Бой «Адмирала Хиппера» и «Глоуорма». Эта и все последующие фотографии сделаны немецкими моряками из командной рубки германского крейсера
Сближаясь с врагом, «Глоуорм» совершил разворот влево, чтобы выйти в борт крейсеру для торпедной атаки; одновременно он начал ставить дымовую завесу, чтобы скрыть от противника свои дальнейшие действия и заодно укрыться от прицельных залпов «Хиппера». Прежде, чем британец полностью скрылся за дымом, крейсер успел послать в него 5 залпов; однако все они прошли мимо: точной стрельбе мешали высокие скорости кораблей, сильный ветер и качка из-за бурного волнения моря. Таким образом, Руп сумел вывести свой эсминец на дистанцию торпедного залпа, и «Глоуорм» выстрелил по немцу торпедами первого аппарата. Однако сигнальщики «Хиппера» заметили сброс торпед с вражеского эсминца, которому пришлось вынырнуть из-за дыма, чтобы провести прицельную стрельбу; они вовремя сообщили об атаке командиру. Хейе тут же повернул корабль навстречу торпедам, и вовремя: пузырчатые следы торпед прошли от носа к корме вдоль обоих бортов крейсера на дистанции всего 2-3 метра. Если бы немец не успел совершить разворот, все торпеды поразили бы корабль, что стало бы концом «Хиппера».
но в следующий миг ситуация изменилась: «Хиппер» сумел-таки всадить свой 203-мм снаряд в открывшийся «Глоуорм». Снаряд попал в надстройку и снес радиорубку, прервав сообщение британского радиста об обнаружении германского тяжелого крейсера. Эсминец поспешно опять ушел в полосу дыма; из дымовой завесы торчала только мачта британца; вот ориентируясь на нее, немецкие артиллеристы и произвели еще 2 залпа по противнику.
Сближаясь с врагом, «Глоуорм» совершил разворот влево, чтобы выйти в борт крейсеру для торпедной атаки; одновременно он начал ставить дымовую завесу, чтобы скрыть от противника свои дальнейшие действия и заодно укрыться от прицельных залпов «Хиппера». Прежде, чем британец полностью скрылся за дымом, крейсер успел послать в него 5 залпов; однако все они прошли мимо: точной стрельбе мешали высокие скорости кораблей, сильный ветер и качка из-за бурного волнения моря. Таким образом, Руп сумел вывести свой эсминец на дистанцию торпедного залпа, и «Глоуорм» выстрелил по немцу торпедами первого аппарата. Однако сигнальщики «Хиппера» заметили сброс торпед с вражеского эсминца, которому пришлось вынырнуть из-за дыма, чтобы провести прицельную стрельбу; они вовремя сообщили об атаке командиру. Хейе тут же повернул корабль навстречу торпедам, и вовремя: пузырчатые следы торпед прошли от носа к корме вдоль обоих бортов крейсера на дистанции всего 2-3 метра. Если бы немец не успел совершить разворот, все торпеды поразили бы корабль, что стало бы концом «Хиппера».
но в следующий миг ситуация изменилась: «Хиппер» сумел-таки всадить свой 203-мм снаряд в открывшийся «Глоуорм». Снаряд попал в надстройку и снес радиорубку, прервав сообщение британского радиста об обнаружении германского тяжелого крейсера. Эсминец поспешно опять ушел в полосу дыма; из дымовой завесы торчала только мачта британца; вот ориентируясь на нее, немецкие артиллеристы и произвели еще 2 залпа по противнику.
Тем не менее «Глоуорм» и не думал отступать; он пошел в повторную атаку. Внезапно появившись из дымовой завесы, эсминец разрядил в своего грозного противника второй торпедный аппарат. Немецкий крейсер опять вовремя отвернул от идущих на него торпед, и тут же ответил следующим залпом. К этому времени корабли сблизились настолько, что увернуться от снарядов «Глоуорм» уже не успел: несколько крупнокалиберных снарядов одновременно поразили англичанина. Так как дистанция стала совсем мала, в бой вступили не только 203-мм орудия главного и 105-мм пушки среднего калибра, но и многочисленные зенитные автоматы. Лавина раскаленного металла захлестнула британский эсминец; немецкие снаряды разбили мостик (в живых после этого осталось всего два офицера), снесли носовое орудие, распороли середину корпуса.
«Глоуорм» ответил на этот обстрел беспорядочными неточными выстрелами, ни один из которых не попал в цель, и попытался снова скрыться в дымовой завесе. Однако это было уже бесполезно: немцы «раскочегарили», наконец-то, свой радар, о котором даже не подумали в начале боя, и теперь видели все маневры англичанина даже в дыму. По наводке локаторщиков германские артиллеристы продолжали практически в упор решетить метавшийся за дымовым облаком эсминец. И тогда Руп пошел «ва-банк»: он появился из-за дымового облака и выпустил по крейсеру последние две торпеды.
«Глоуорм» ответил на этот обстрел беспорядочными неточными выстрелами, ни один из которых не попал в цель, и попытался снова скрыться в дымовой завесе. Однако это было уже бесполезно: немцы «раскочегарили», наконец-то, свой радар, о котором даже не подумали в начале боя, и теперь видели все маневры англичанина даже в дыму. По наводке локаторщиков германские артиллеристы продолжали практически в упор решетить метавшийся за дымовым облаком эсминец. И тогда Руп пошел «ва-банк»: он появился из-за дымового облака и выпустил по крейсеру последние две торпеды.
Схема боя «Адмирала Хиппера» и «Глоуорма»
Капитан Хейе, настороженно следивший за каждым движением «Глоуорма», тут же снова сманеврировал. Стрельба торпедами велась со сверхблизкой дистанции, но попадания не последовало. Не то немец удачно сманеврировал, не то английские торпедисты под ливнем снарядов и пуль не смогли нормально прицелиться, не то торпеды, при выстреле сначала уходящие на глубину, прошли под днищем «Хиппера» (да и запалы торпед для предотвращения преждевременного взрыва включаются только через несколько минут после запуска). Что стало причиной промаха, мы уже никогда не узнаем. Как бы то ни было, «Хиппер» остался невредим, а «Глоуорм» получил новую порцию снарядов – прямо в упор! Ответить же британцу было уже нечем: пара еще стрелявших пушек особого вреда бронированному монстру нанести не могла, а торпед больше не было. И тогда Руп принял единственное оставшееся решение – он пошел прямо на врага, чтобы таранить крейсер. Догадавшись о намерениях англичанина, Хейе в свою очередь тоже попытался направить форштевень в борт эсминца - дистанция уже была так мала, что наклона башенных орудий не хватало, чтобы продолжать прицельный огонь. Корабли закружили друг вокруг друга; однако менее маневренный крейсер не успел развернуться на крутой волне, и «Глоуорм» успешно завершил свой маневр, ударив форштевнем в нос «Хиппера» с правого борта районе якоря.
Однако стальной форштевень эсминца не смог распороть бронированный борт; тем не менее, на скольжении «Глоуорм» вдавил бортовую обшивку крейсера на протяжении почти четверти длины вражеского корабля, вплоть до носового торпедного аппарата, который от сотрясения вышел из строя.
в это время по «Глоуорму» ударила кормовая башня главного калибра – носовая башня противника не видела. Этот залп довершил дело: британский эсминец начал тонуть. Последние выстрелы немцев разорвали борт британца у ватерлинии, и в машинное отделение хлынула вода. Кроме того снарядами была снесена кормовая надстройка, второй торпедный аппарат, разбит бортовой госпиталь, в котором погибли все, кто там находился.
«Глоуорм» стал заваливался на правый борт, и Хейе приказал прекратить огонь. В это время Руп отдал последнюю команду экипажу: «покинуть корабль». Впрочем, некоторые выжившие моряки не спешили спускаться в ледяную воду и, пока корабль ещё держался на плаву и медленно переворачивался, оставались на нем, перебираясь с палубы на борт, а потом на днище эсминца.
Безнадежный бой закончился. «Хиппер» застопорил ход и занялся спасением выживших. На борт подняли 31 человека, семь из которых позже умерли от переохлаждения или отравления мазутом. Из офицеров выжил только один – лейтенант Рамсей. Коммандер Руп ушел на дно вместе со своим кораблем.
в это время по «Глоуорму» ударила кормовая башня главного калибра – носовая башня противника не видела. Этот залп довершил дело: британский эсминец начал тонуть. Последние выстрелы немцев разорвали борт британца у ватерлинии, и в машинное отделение хлынула вода. Кроме того снарядами была снесена кормовая надстройка, второй торпедный аппарат, разбит бортовой госпиталь, в котором погибли все, кто там находился.
«Глоуорм» стал заваливался на правый борт, и Хейе приказал прекратить огонь. В это время Руп отдал последнюю команду экипажу: «покинуть корабль». Впрочем, некоторые выжившие моряки не спешили спускаться в ледяную воду и, пока корабль ещё держался на плаву и медленно переворачивался, оставались на нем, перебираясь с палубы на борт, а потом на днище эсминца.
Безнадежный бой закончился. «Хиппер» застопорил ход и занялся спасением выживших. На борт подняли 31 человека, семь из которых позже умерли от переохлаждения или отравления мазутом. Из офицеров выжил только один – лейтенант Рамсей. Коммандер Руп ушел на дно вместе со своим кораблем.
Для «Хиппера» итогом боя стала не только сорокаметровая вмятина на борту, но и пробоина, через которую он принял около 530 тонн воды, потеряв при этом двести тонн мазута. Из-за затопления нескольких отсеков крейсер получил крен на правый борт, который, впрочем, быстро уменьшили затоплением противоположных отсеков. Так как «Адмирал Хиппер» сохранил боеспособность, он продолжил выполнение задания: высадил десант в Тронхейме. Однако затем крейсер вынужден был на три недели встать в док для исправления неполадок. Командир «Адмирала Хиппера» Гельмут Хейе был так потрясен храбростью и чувством долга, проявленным его противником, что передал через Красный Крест сведения о подвиге командира «Глоуорма» в британское адмиралтейство, с просьбой наградить его высшей наградой Великобритании - Крестом Виктории. Правительством Великобритании это ходатайство было рассмотрено и удовлетворено. Капитан Джерард Руп получил Крест Виктории – посмертно. Это было первое награждение Крестом Виктории во 2-й мировой войне, и единственный случай, когда представление было направлено противником.
«Адмирал Хиппер» в доке. Видна пробоина в борту, нанесенная форштевнем «Глоуорма»
Немецкая почтовая открытка времен войны, изображающая бой «Адмирала Хиппера» с «Глоуормом».