16 января 2021

Испанский танк «Трубиа»

В 1928 г. в Испании был построен первый танк собственной разработки. Работы над ним велись с 1926 г. на государственном заводе «Трубиа»; руководил разработкой капитан Руис де Толедо. Танки предполагалось строить серийно и в пулеметном, и в пушечном вариантах. Машина получила определение как «быстроходный танк пехоты», и официальное обозначение: Модель «Трубиа» Серия А.

Поначалу планировалось выпускать его в двух вариантах – пулеметном и пушечном. Пушку рассчитывали использовать собственного производства, калибра 40 мм, с дальностью стрельбы 2060 м и начальной скоростью снаряда 294 м/с. Однако пушку ходовая часть «Трубии» так и «не потянула»; в результате танк был изготовлен с тремя 7-мм пулеметами Гочкис.

«Трубиа» внешне несколько походил на французский танк «Рено» FT-17 времен Первой мировой войны, служивший в 20-е годы образцом для многих танкостроителей других стран. Однако «испанец» имел целый ряд «национальных» отличий. Так, коническая башня у него была двухъярусной, с независимым вращением каждого яруса. В каждом ярусе стояло по пулемету; они крепились в шаровых установках, что позволяло менять сектора обстрела без поворота самой башни. Третий пулемет устанавливался в носовой части танка; кроме того, имелись еще две стрелковые амбразуры по бортам.

Носовая часть корпуса (в отличие от «Рено») выступала за гусеницы, поэтому танкостроители оснастили ее узким катком для преодоления вертикальных препятствий. Сзади на «Трубиа» стоял традиционный для первых танков «хвост», на который машина опиралась при преодолении окопов. Ходовая часть была полностью забронирована и закрывалась надгусеничными полками со скосами. Гусеница имела весьма оригинальную конструкцию. Внутренняя часть траков скользила по направляющим полозьям внутри бронированного обвода, а внешняя часть каждого второго трака охватывала эту бронировку снаружи! Таким образом, ходовая часть танка была хорошо защищена от попадания в нее пуль и осколков снарядов, а также от грязи и камней. Однако отсутствие подрессоривания делало ее весьма ненадежной. Не было на траках гусениц и развитых грунтозацепов, что отрицательно сказывалось на проходимости.

Но самым необычным и самым капризным элементом испанского танка был стробоскоп, установленный на крыше башни для наблюдения за полем боя. Этот прибор представлял собой два цилиндра, вставлявшиеся один в другой; причем внутренний был неподвижен, а внешний вращался с большой скоростью. Поверхность внешнего цилиндра покрывали вертикальные щели шириной меньше диаметра пули, тогда как на внутреннем имелись смотровые окна, закрытые пулестойким стеклом. Когда внешний цилиндр начинал быстро вращаться, возникал стробоскопический эффект, и окружающая наблюдателя бронировка как будто «таяла». Стробоскопы обеспечивали обзор на 360°, но требовали хорошей освещенности и специального привода, который на танках часто выходил из строя. На этот случай предусмотрели специальные смотровые лючки на башне танка, которые можно было одновременно использовать для стрельбы из личного оружия. Поверх стробоскопа сделали броневой колпак, служивший для вентиляции.

Как видим, танки «Трубиа» были перегружены необычными для танкостроения, и крайне капризными и ненадежными элементами. Именно эти постоянно отказывавшие агрегаты и привели к тому, что за 8 лет с постройки первого танка и до начала гражданской войны серийное производство «Трубиа» так и не было налажено. К июню 1936 года испанцы изготовили всего 3 машины, являвшиеся прототипами так и не появившейся серии. Все они находились в распоряжении пехотного полка «Милан» в Овиедо, где проходили ставшие уже бесконечными полевые испытания.

Во время гражданской войны все танки «Трубиа» применялись в боях: например, при обороне Овиедо, и у Эстремадуры. Причем выяснилось, что для боев в городских условиях их пулеметного вооружения оказалось вполне достаточно. Однако при наличии в строю всего трех машин говорить о каком-то реальном значении этих танков для той войны не приходится: с таким же успехом испанцы могли бы их и вовсе не иметь.
Танк «Трубиа» (прототип №2) во время обороны Овиедо, 1936 г.
Mazarrasa J. Blindados en Ispana. Quiron Idiciones , 1991.
Perez A. Los medios blindados. Af Editores , 2007.
Шпаковский В., Шпаковская С. Бронетехника гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. Спб ., М .: Полигон , АСТ , 1999.