Гибель борта 42379
Воздушный терроризм в СССР начался с попытки угона самолета читинского авиарейса в Китай
В 1970 году в Гааге была подписана Конвенция о борьбе с нелегальным захватом воздушных судов, в 1971-м в Монреале - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Значение этих конвенций в том, что они создают международно-правовую основу для наказания лиц, совершающих уголовные преступления в отношении гражданской авиации, где бы те ни пытались скрыться от правосудия. Конвенции предусматривают наказание террористов без каких-либо исключений, то есть без учета мотивов совершения преступления. Советский Союз присоединился к этим конвенциям с момента их подписания. С середины 1970-х гг. количество захватов воздушных судов во всех странах мира резко сократилось. Террористы, потерпев провал, стали чаще прибегать к другим, не менее бесчеловечным и гнусным способам, таким как похищения, взрывы и убийства.
Утром 18 мая 1973 года лесники в забайкальской тайге, неподалеку от станции Могзон, увидели, как развалился самолет, и на землю полетели фигурки людей. Это было неожиданно и страшно.
Никто не мог предположить в солнечное забайкальское утро, что летящим на борту 42379 пассажирам и экипажу осталось жить всего девять минут. Эти минуты оказались зафиксированными на магнитной ленте:
Борт не отвечает. Диспетчер увидел: с экрана локатора исчезла движущаяся метка самолета. Борт молчал. В это время лесники в тайге, неподалеку от станции Могзон, увидели, как развалился самолет, и на землю полетели фигурки людей. Один из самых чудовищных актов терроризма в истории гражданской авиации СССР унес жизни восьмидесяти одного человека.
Осмотр и изучение частей самолета сразу же показали, что причиной гибели людей стал взрыв. Необходимо было выяснить, как попало взрывное устройство в самолет, установить преступника и возможных сообщников террориста.
Наконец, из Тбилиси поступило сообщение о проживавшем там и исчезнувшем Рзаеве, 1941 года рождения, уроженце Кировабада в Азербайджане, служившем ранее в одной из частей Забайкальского военного округа. По окончании срочной службы Рзаев вернулся в Азербайджан и предпринимал неоднократные попытки поступить в Московский институт международных отношений. В провалах на эк-заменах обвинял всех окружающих, но только не себя.
Неудачи обозлили его до предела. Вместе со своим другом, таким же обозленным молодым человеком, он решил захватить самолет и угнать его за границу в Китай. В последний момент его друг попал в больницу, его лечение обещало быть длительным, и Рзаев решил действовать один.
Психика террориста во многом отлична от психики нормального человека. Рзаев ре¬шил в случае неудачи взорвать самолет. В армии он занимался взрывными работами, а взрывчатку похитил на строительстве дороги, где работал несколько месяцев. С нательным поясом, начиненным взрывчаткой и электровзрывателем, подсоединенным к батареям, он приехал в Иркутск переночевал в гостинице, а утром купил билет на самолет.
Кровавая волна воздушного терроризма, прокатившаяся по многим странам мира в шестидесятые годы, достигла Забайкалья и навсегда оставила свои страшные следы. Дорогой ценой доставался опыт борьбы с терроризмом во всех странах, не исключая СССР. После читинской трагедии была снята охрана самолетов в полете, введен досмотр пассажиров и багажа в аэропортах, разработаны мероприятия по освобождению заложников и созданы специальные подразделения, осуществлены другие меры.
Алексей СОЛОВЬЕВ, Александр ТАРАСОВ
Утром 18 мая 1973 года лесники в забайкальской тайге, неподалеку от станции Могзон, увидели, как развалился самолет, и на землю полетели фигурки людей. Это было неожиданно и страшно.
«ПОСТУПИЛО ТРЕБОВАНИЕ ИЗМЕНИТЬ КУРС»
18 мая 1973 года стало черной пятницей, принесшей страшную беду и неутешное горе во многие семьи. Рабочее утро в Читинском аэропорту началось как обычно: приходили и уходили местные и транзитные самолеты, наземные службы готовились к встрече ТУ-104, бортовой номер 42379, следовавшего по маршруту Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита. В 3.24 по московскому времени на связь с диспетчером Читинского авиаотряда вышел командир экипажа ТУ-104 и доложил, что вошел в зону, расчетное время снижения составляет 34 минуты. Диспетчер передал условия подхода и снижения. Борт подтвердил: «Ясно».Никто не мог предположить в солнечное забайкальское утро, что летящим на борту 42379 пассажирам и экипажу осталось жить всего девять минут. Эти минуты оказались зафиксированными на магнитной ленте:
Борт не отвечает. Диспетчер увидел: с экрана локатора исчезла движущаяся метка самолета. Борт молчал. В это время лесники в тайге, неподалеку от станции Могзон, увидели, как развалился самолет, и на землю полетели фигурки людей. Один из самых чудовищных актов терроризма в истории гражданской авиации СССР унес жизни восьмидесяти одного человека.
ПОГИБШИХ ЛЮДЕЙ РАЗБРОСАЛО НА ПЛОЩАДИ ДЕСЯТИ ГЕКТАРОВ
В 9.45 по читинскому времени диспетчер авиаотряда по телефону сообщил дежурному управления КГБ о попытке захвата самолета и потере связи с ним. О гибели людей пока знали только лесники. Они спешили в лесхоз, чтобы рассказать о трагедии. В воздух были подняты вертолеты. На одном из них находился начальник УКГБ генерал-майор М. Я. Царев. Вскоре в ста километрах от Читы в могзонской тайге обнаружили остатки разрушенного самолета и погибших людей, разбросанных в тайге на площади десяти гектаров. Несколько дней на месте паде¬ния сотни людей под руководством работников прокуратуры, сотрудников госбезопасности, областной и транспортной милиции собирали все, что сохранилось при падении: документы, записные книжки, вещи. Останки погибших доставили в Читу на вертолете.Осмотр и изучение частей самолета сразу же показали, что причиной гибели людей стал взрыв. Необходимо было выяснить, как попало взрывное устройство в самолет, установить преступника и возможных сообщников террориста.
РЗАЕВ
Вскоре были уточнены все погибшие, кроме одного, чье тело было сильно изуродовано взрывом. В Читинском мединституте восстановили голову этого человека, сделали фотографии, что существенно помогло в розыске. В Иркутском аэропорту билетный кассир опознала неизвестного и вспомнила, что продала ему билет до Читы 18 мая. В корешке авиабилета значилась фамилия Рзаев. Искать стало легче.Наконец, из Тбилиси поступило сообщение о проживавшем там и исчезнувшем Рзаеве, 1941 года рождения, уроженце Кировабада в Азербайджане, служившем ранее в одной из частей Забайкальского военного округа. По окончании срочной службы Рзаев вернулся в Азербайджан и предпринимал неоднократные попытки поступить в Московский институт международных отношений. В провалах на эк-заменах обвинял всех окружающих, но только не себя.
Неудачи обозлили его до предела. Вместе со своим другом, таким же обозленным молодым человеком, он решил захватить самолет и угнать его за границу в Китай. В последний момент его друг попал в больницу, его лечение обещало быть длительным, и Рзаев решил действовать один.
Психика террориста во многом отлична от психики нормального человека. Рзаев ре¬шил в случае неудачи взорвать самолет. В армии он занимался взрывными работами, а взрывчатку похитил на строительстве дороги, где работал несколько месяцев. С нательным поясом, начиненным взрывчаткой и электровзрывателем, подсоединенным к батареям, он приехал в Иркутск переночевал в гостинице, а утром купил билет на самолет.
ТРАГЕДИЯ БОРТА НОМЕР 42379
Читинские чекисты с большой достоверностью установили, что произошло в самолете в последние роковые минуты. Когда Рзаев выставил свои условия экипажу, то сопровождавший самолет для охраны в полете младший лейтенант милиции В.М. Ежиков, убедившись в его преступных намерениях, дважды выстрелил в него. На теле Рзаева имелись две пулевые раны, одна из которых была смертельной. Пистолет обнаружили в тайге, в магазине не оказалось двух патронов. В последнее мгновение Рзаев замкнул электроцепь.Кровавая волна воздушного терроризма, прокатившаяся по многим странам мира в шестидесятые годы, достигла Забайкалья и навсегда оставила свои страшные следы. Дорогой ценой доставался опыт борьбы с терроризмом во всех странах, не исключая СССР. После читинской трагедии была снята охрана самолетов в полете, введен досмотр пассажиров и багажа в аэропортах, разработаны мероприятия по освобождению заложников и созданы специальные подразделения, осуществлены другие меры.
Алексей СОЛОВЬЕВ, Александр ТАРАСОВ