Каждый год около 15 тысяч человек совершают почти 12-часовый проход по каналу. И это не просто большая траншея, вырытая в земле. Канал состоит из ряда шлюзов, которые предназначены для безопасного перемещения кораблей с одного конца света на другой. Строительство канала оказалось серьёзным делом; в результате он считается одним из семи чудес современного мира, согласно Американскому обществу гражданских инженеров.
Тем не менее, канал могли бы и не построить – по крайней мере, в Панаме – если бы не почтовая марка, изображённая ниже.
На первый взгляд, в этой марке нет ничего примечательного. Однако Филипп-Жан Бюно-Варийя увидел в ней спасение.
Бюно-Варийя был французским инженером, который в 1882 году решил принять участие в строительстве прохода между Атлантическим и Тихим океанами. К выбору местоположения Панамского канала подошли серьёзно: это был самый узкий участок Центральной Америки. Территория вокруг этого района контролировалась Колумбией, а Франция — с помощью компании, которую возглавлял Бюно-Варийя — планировала строительство канала. Колумбия поддержала Францию, и проект, было, начал продвигаться вперёд, однако инженерная задача оказалась намного сложнее, чем первоначально предполагалось. Погибло много рабочих — гораздо больше, чем ожидалось. Хуже того, появилась конкуренция: Соединённые Штаты начали изучать возможность строительства канала в Никарагуа. Бюно-Варийя, казалось, утратил надежду.
В отчаянной попытке поддержать план по строительству Панамского канала Бюно-Варийя предложил свои услуги США. На бумаге его вариант казался лучше – Никарагуанский канал планировали сделать более чем в три раза длиннее Панамского, а это были дополнительные затраты и риски, на которые никто не захотел бы идти.
Тем не менее, в то время контролируемая Колумбией Панама была охвачена гражданскими беспорядками и политической нестабильностью. В Никарагуа же обстановка была довольно стабильной. Учитывая риски, связанные с Панамой, многие американские политики отдавали предпочтение строительству Никарагуанского канала. Решение должны были принять летом 1902 года, время истекало…
Именно в тот момент Бюно-Варийя заметил марку, изображённую выше. Согласно National Geographic, «он получил письмо их Никарагуа с маркой, которая изображала извержение вулкана Момотомбо». Как отмечает JStor: «Момотомбо, дымящийся вулкан, изображённый на марке, наводил на мысль, что никарагуанский маршрут, который был длиннее, но представлял собой потенциально менее сложную инженерную задачу, чем панамский, проходил через сейсмически опасный район. Извержение вулкана, произошедшее в мае на Мартинике и унёсшее жизни 30 000 человек, до сих пор волновало людей».
Итак, Бюно-Варийя принялся действовать. Согласно National Geographic, «он посетил каждого торговца в Вашингтоне, округ Колумбия, и приобрёл 90 штук марок». Они нужны были ему вовсе не для коллекции – он использовал их, чтобы переубедить Конгресс. Бюно-Варийя «наклеил марки на листы бумаги и, написав "Официальное доказательство вулканической активности в Никарагуа", отправил их американским сенаторам».
И это сработало. Беспокойство по поводу вулканической активности в конечном итоге побудило Конгресс изменить своё решение и дать строительству Панамского канала зелёный свет.
Бонусный факт
Если вы решите пересечь Панамский канал, вам придётся заплатить пошлину. Сумма обычно зависит от длины судна и его вместимости и может составлять от 800 до десятков тысяч долларов. Однако одному авантюристу удалось заплатить гораздо меньше. В 1928 году американский писатель-путешественник Ричард Халлибертон заплатил всего 36 центов (сегодня это около $5,50 с учётом инфляции), чтобы пересечь канал. Как ему это удалось? У Халлибертона не было корабля, он сделал это вплавь.