Творческий тандем «Ильф и Петров» известен каждому, ведь герои их произведений смешны и актуальны даже сейчас – сто лет спустя. Однако о невероятной судьбе одного из этих талантливых и остроумных авторов – Евгения Петрова – знают не все. Например, о том, что знаменитый писатель Валентин Катаев – его родной брат, супруга Евгения Петрова повлияла на сюжет произведения «Три Толстяка», а его трагическая гибель заставила многих говорить про злой рок…
Поступил по-братски
Евгений Петров родился в конце 1902 года в Одессе в интеллигентной семье. Отец – преподаватель в епархиальном и юнкерском училищах. Мать – пианистка (от неё Жене достался абсолютный слух и талант к игре на фортепиано). Братом же его был будущий знаменитый советский писатель Валентин Катаев. Он был почти на шесть лет его старше. И именно Женя стал прообразом героя знаменитого произведения Катаева «Белеет парус одинокий» – Павлика Бачея. Кстати, Бачей – девичья фамилия матери Евгения и Валентина Катаевых.
Братья Катаевы и их отец.
О том, почему младшего из братьев читатели знают под фамилией Петров, расскажем чуть позже. Пока же отметим, что в детстве, несмотря на большую разницу в возрасте, братья очень дружили.
Мать мальчиков рано умерла (воспитание их взяла на себя ее сестра). Отец знакомил сыновей с литературой, много с ними путешествовал, и детали совместного времяпрепровождения с братом Катаев опять же позже описал в своей повести.
В Одессе Евгений окончил гимназию, а в начале 1920-х переехал в Москву, куда к тому времени уже перебрался его старший брат Валентин. И с этим фактом связана интересная история. Дело в том, что до переезда в столицу Евгений пошел работать в одесский уголовный розыск – ловить преступников. В первые годы революции эта профессия была особенно опасной, и узнав, что его любимый младший брат рискует погибнуть от пули бандитов, Валентин пришел в шок. Он-то и предложил Евгению переехать к нему в Москву, тем более что тот и без того мечтал перебраться в столицу. Однако и тут младший брат пошел по «не тому» пути: устроился работать надзирателем в Бутырку: мол, и авантюрно, и интересно! А ведь Валентин знал, что у Жени литературный талант, который нельзя зарывать в землю. И тогда Катаев предложил младшему брату освоить профессию журналиста – не менее захватывающую, чем профессия сыскаря или, тем более, надзирателя.
Валентин Катаев до революции и после.
Кстати, впоследствии работа в уголовном розыске помогла Петрову написать повесть «Зеленый фургон» – именно личный опыт и делает это произведение столь трогательным и правдивым.
Уступил фамилию и прославился
Итак, Евгений начал писать в газеты. Материалы журналиста Петрова оказались яркими, талантливыми и остроумными. Его юморески, жизненные зарисовки, фельетоны выходили в журнале «Красный перец», где вскоре он получил должность ответственного секретаря. Молодого журналиста отличали удивительная работоспособность и универсальность. Помимо своего журнала, он печатался и в других изданиях, и везде его интересные и ироничные произведения брали на ура. Он славился и как мастер придумывать темы для карикатур.
Ильф и Петров с коллегами.
Как получилось, что младшего Катаева стали публиковать под его ненастоящей фамилией? Все просто. Валентин на тот момент уже достиг определенных успехов в литературе, а Евгений только начинал свой творческий путь, но уже тогда было понятно, что он очень талантлив. Братья рассудили, что два известных писателя с одинаковой фамилией – это нехорошо: их будут путать, постоянно сравнивать, что отрицательно повлияет и на их карьеру, и на их отношения. И тогда Женя решил уступить фамилию старшему брату и стал Петровым.
Псевдоним он взял по своему отечеству – отца Евгения и Валентина звали Пётр. Так что можно сказать, что старший из сыновей увековечил родительскую фамилию, а младший – имя.
Встретились два одессита
Илья Ильф, тоже одессит и человек с огромным чувством юмора, приехал в Москву примерно в то же время, что и его будущий соавтор по «12 стульям», однако познакомились молодые авторы только несколько лет спустя. Точный момент знакомства и обстоятельства этого исторического события ни современники, ни сами писатели вспомнить потом не могли, однако известно, что в середине 1920-х они уже вместе работали в «Гудке» и дружили. Там они нередко общались и с Юрием Олешей, и с Михаилом Булгаковым и с другими талантливыми современниками.
Петров и Ильф.
Есть версия, что идея написать в соавторстве историю про Остапа Бендера родилась у Ильфа и Петрова во время командировки в Крым и на Кавказ, в которую они отправились летом 1927-го.
Соавторы за работой.
В последующие годы друзья-соавторы, как известно, сочинили много замечательных остроумных произведений, которые стали классикой. Книги про Бендера и Кису увлеченно читал даже Сталин. А в 1930-х друзья литераторы посетили США, после чего написали ироничную книгу «Одноэтажная Америка».
Однако именно это путешествие подкосило здоровье Ильи Ильфа. В США у него обострился туберкулез, которым писатель страдал очень давно, и вернувшись домой, он стал угасать на глазах. В 1937 году литератор скончался.
Аризонская пустыня. Фото И. Ильфа.
Жизнь после Ильфа и война
После смерти Ильфа творчество его соавтора и близкого друга пошло на спад. В Петрове как будто что-то надломилось. Он долго ничего не писал вообще, потом вернулся к любимому делу, но уже в качестве самостоятельного автора. Его пригласили на работу ответственным редактором в «Огонёк».
Несмотря на то, что из-под пера Петрова в этот период вышли несколько неплохих очерков и пьес, ему было некомфортно и непривычно писать одному и он вскоре нашел нового соавтора – Георгия Мунблита, с которым стал писать киносценарии. Он также хотел издать книгу про Илью Ильфа, однако не успел: началась война.
Так же, как и его брат Валентин, Евгений стал работать военным корреспондентом. Писал он не только для советской прессы, но и для зарубежной. В СССР же материалы корреспондента Советского информбюро Евгения Петрова печатали «Известия», «Правда», «Красная звезда» и другие ведущие издания.
Евгений Петров, Михаил Шолохов и Александр Фадеев на войне.
Он не раз был на линии фронта, вел хроники во время битвы под Москвой, а во время боев под Малоярославцем получил контузию от взрывной волны. Едва оправившись, военкор снова приступил к фронтовой работе. Поехал он и в осажденный Севастополь, с большим трудом добившись командировки туда в столь тяжелое для города время. Увы, эта поездка стала для Евгения Петрова роковой...
Петров был смелым военкором и всегда просился туда, где шли ожесточенные бои.
Перед отъездом Евгений попросил Константина Симонова, с которым они были дружны, одолжить ему непромокаемый плащ и обещал вернуть его по приезду, мрачно пошутив: «Или жди нас с ним двоих, или никого».
Эсминец, на котором Петров возвращался из Севастополя домой, попал под бомбежку. Когда была возможность покинуть корабль, журналист отказался, решив для себя, что до самого прихода судна в порт останется с экипажем.
На фото слева Петров в тот роковой день на эсминце «Ташкент».
Однако погибнуть Петрову было суждено не в море. Самолет, на который военный корреспондент пересел после этого опасного морского путешествия, по пути в Москву потерпел авиакатастрофу. По трагическому стечению обстоятельств, погиб только Евгений Петров – все остальные люди, находившиеся на борту, выжили. Останки писателя и журналиста похоронили в Ростовской области, где разбился самолёт.
Жена сохранила верность
Через всю свою жизнь Евгений Петров пронес любовь к жене, которая была младше его на восемь лет. Супругой его была Валентина Грюнзайд – дочь известного московского чаеторговца. Писатель без памяти влюбился в нее, когда она была совсем юной, и на момент их свадьбы ей даже еще не исполнилось 18 лет.
Евгений и Валентина.
Интересно, что судьба Валентины была связана с литературой еще задолго до встречи с будущим мужем. Она жила в центре Москвы и, будучи подростком, любила сидеть на подоконнике вместе со своей большой куклой и смотреть на улицу. Знакомый с девочкой писатель Юрий Олеша так впечатлялся этой картиной, что пообещал Валентине: «Я обязательно напишу про тебя и твою куклу сказку». Именно этот образ и вошёл в сюжет его произведения «Три толстяка».
Петров с женой жили в коммуналке и очень любили друг друга. Он считал ее идеальной женой и идеальной матерью. Валентина подарила ему двоих сыновей, она полностью отдала себя мужу и его работе.
Один из их сыновей впоследствии стал известным кинооператором, а второй – композитором, музыку которого можно услышать в советских кинокартинах.
Валентина всю жизнь любила только мужа.
После смерти супруга Валентина замуж так и не вышла. Она пережила Евгения на полвека и всегда носила на пальце кольцо с крохотным бриллиантиком – подарок любимого мужа.