24 августа 2023

Крупнейшая авиакатастрофа в СССР в 1979 году

Я об этой авиакатастрофе, в которой погибла футбольная команда узбекского "Пахтакор" почти в полном составе, в те времена, конечно же, слышал, но только на уровне глухих слухов - нигде в СМИ в подробностях об этом не писали, разве что очень сдержанно - буквально одной строкой - упоминали, потому что скрыть такое, конечно же, было невозможно.

И вот только теперь, через столько лет, я прочитал подробное описание того, что тогда вообще произошло. Оказалось, как и во многих подобных случаях, катастрофы можно было избежать, если бы не преступная неосторожность.

11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета, в одном из которых летела футбольная команда "Пахтакор". Крупнейшей авиакатастрофы в истории СССР можно было избежать, если бы не ошибка украинского (точнее - советского) диспетчера, который посадил за пульт контроля за полетами стажера - дескать, пуская поучится на "живых" самолетах. В авиакатастрофе погибло 178 человек — происшествие 30 лет находилось под грифом "Секретно".

Из команды выжили лишь четверо - главный тренер команды Олег Басилевич и вратарь Александр Яновский прибыли в Минск на день раньше, чтобы повидаться с семьей, массажист команды Анатолий Дворников не услышал будильник и проспал, защитник Анатолий Могильный опоздал к вылету из-за нерасторопности таксиста.

Молодой диспетчер рассчитал, что лайнеры должны разойтись в небе — они пройдут одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле у экипажей было меньше 60 секунд. Оба самолёта поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

Один из высокопоставленных партийцев совершал перелёт - для него "расчистили" высоту в 10 тысяч метров (народ считал, что это был Брежнев, но в реальности летел секретарь ЦК КП Украины), а после его пролета в небе началась "пробка" из самолетов. За пару минут до трагедии Сумской перепроверил расчёты стажёра и похолодел - "молодой" вел самолеты в одну точку, на одной высоте.. Диспетчер перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из "Ту" срочно поднимался. Ему ответили утвердительно, Сумской выдохнул. Лишь через несколько минут он понял, что "принято" сказали не с того борта — высоту меняла не "тушка", а случайный Ил-62.

Как позже выяснили следователи, ташкентский борт врезался в кишиневский под углом в 95 градусов - некоторые пассажиры (это - редкий случай) поняли, что сейчас умрут и начали дико кричать. Крылом он снес часть кабины и начало пассажирского салона, от чего молдавский борт развернуло вправо, а рейс с командой «Пахтакора» — влево, и самолеты столкнулись хвостами и рухнули вниз.

В деревне Куриловка в этот день праздновали свадьбу - гуляло где-то сто человек. В разгар веселья на гостей стал сыпаться пепел, обгоревшие частицы предметов и тел, разорванные в клочья вещи, а основная горевших бортов упала в нескольких сотнях метров от села. Картина падающих сверху обломков и людей была настолько трагична, что несколько гостей умерли от разрыва сердца. Позже на место гибели "богатых столичных футболистов" даже приезжали мародеры - несколько человек, собиравших часы, личные вещи и украшения задержала милиция.

Спорткомитет СССР через две недели взялся собирать новую команду - кинули клич по всем советским футбольным клубам, в новый "Пахтакор" переехали игроки ЦСКА, "Спартака", "Торпедо", "Черноморца". В регламент лиги тогда внесли пункт - в течение трех лет узбекский клуб обязан сохранять место в высшей лиге вне зависимости от побед или поражений. Уже 23 августа в Ереване состоялся первый матч нового состава "Пахтакора". Перед началом игры весь стадион встал почтить память погибших минутой молчания, а игроки на поле стояли и плакали.