Сталинская пятёрка
Второй бункер для Сталина устроили рядом со станцией метро «Кировская» (ныне «Чистые пруды»). Строительство велось с 1937 по 1940 год. Третий — в Куйбышеве (ныне Самара). В этот город в 1941 году в случае сдачи Москвы планировалось перенести столицу СССР. Куйбышевский бункер строили чуть больше месяца, он был готов в начале января 1942 года. Аналогичные объекты существуют на «ближней даче» Сталина в Кунцеве и в Нижнем Новгороде.
Есть, правда, и шестой бункер, в районе Таганки. Он должен был защищать советское правительство от ядерного взрыва. Но Сталин умер раньше, чем его достроили, и этот бункер как бы не считается. Сейчас там расположен Музей холодной войны.
Возможно, остались и другие бункеры, да и любое довольно просторное бомбоубежище можно было в считанные часы переоборудовать под сталинский рабочий кабинет. Но на сегодня нам доподлинно известно именно об этой пятёрке.
Под стадионом
Вернёмся в Измайлово. В середине тридцатых годов здесь приступили к строительству крупнейшего в стране стадиона — на 200 тыс. зрителей. Одновременно под спортивными трибунами сооружали подземный бункер с запасным командным пунктом на случай войны. К нему сразу прилипло неофициальное название — «Сталинский бункер». С Кремлём убежище связал широкий подземный тоннель, по которому в случае необходимости могли проехать даже танки. Въезд в этот подземный ход располагался рядом со Спасской башней. Предположительно, тоннель следовал под зданием НКВД, проходил рядом с бункером на «Кировской» и заканчивался в измайловском бункере. Таким образом, подземное сооружение 17 километров длиной соединяло четыре стратегически важных объекта.
В случае экстренной эвакуации первого лица государства из Москвы можно было воспользоваться специальным секретным аэродромом Измайлово. Его построили в считанных метрах от бункера. К счастью, для этой цели аэродром так и не понадобился. Даже в самые напряжённые дни обороны Москвы высшее руководство оставалось в столице.
Мастерская архитектора Николая Джемсовича Колли спроектировала измайловский бункер комфортным. Площадь зала заседаний — 80 квадратных метров, высота потолков — 5 метров. Большой круглый стол в центре, над ним купол. Он здесь не просто так: это и украшение, и резонатор. Как известно, Сталин говорил довольно тихим голосом, и архитекторы это учли.
Купол поддерживают четыре колонны, каждая в метр толщиной. Колонны похожи на мраморные, но это всего лишь железобетон, что в такой ситуации даже уместнее. Стены тоже отделаны под мрамор. «Обманная» здесь и лепнина. Её просто нет, она нарисована. Но получилось довольно убедительно, если не знать о «подделке», не догадаешься. Кабинет невелик — стол, диван, этажерка. Напоминает кабинет Сталина в Кремле, только поменьше. Ресторан с патефоном. Комната отдыха с диванами
Запасной командный пункт
Сейчас здесь исторический музейный комплекс «Запасной командный пункт Верховного Главнокомандующего Красной Армии И. В. Сталина периода Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.». Это филиал Центрального музея Вооружённых сил РФ. Всё по большей части осталось в таком виде, в каком было перед войной. Но есть и кое-что новенькое. Прибавились бюст Сталина (он, конечно, появился уже в недавнее время), да ещё игра с условным названием «МОМ», подаренная главе советского государства офицерами Войска Польского в 1948 году. Здесь он в неё играть не мог. Название, как утверждают в музее, в переводе на русский расшифровывается как «Военно-оборонительная игра». Вещь довольно любопытная — напоминает шахматы, но играют в неё вчетвером. Фигуры изображают разные рода войск: авион, мотопушка, боец. На стенах — картины. Их тоже раньше не было. Во всяком случае той, на которой Сталин и Жуков играют в бильярд. Манекены в военной форме времён Великой Отечественной. В ресторане — знаменитый френч, копия ордена Победы, газеты, плакаты, агитационный фарфор. Здесь вообще довольно много пропагандистских материалов той эпохи.
Краеведы ведут споры: что в бункере правда, а что — туристический фейк, где заканчивается подлинный объект, а где начинается новодел. Скептики утверждают, что новодел — всё от начала до конца. Романтики, напротив, верят в каждый гвоздик. Разумеется, во время реставрации и приспособления под музей многое изменили. Но что именно и насколько? Этого мы не узнаем без подлинных документов тридцатых годов. А их нам никто не покажет.
Не известно точно, бывал ли здесь сам Сталин. По легенде, бывал, и даже дважды. Первый раз — когда принимал новый объект и подземный путь к нему. А второй — в конце ноября или начале декабря 1941 года: якобы именно отсюда он руководил обороной Москвы. Но и это тоже не проверишь. Вся биография Сталина — сплошная военная тайна. Словом, измайловский музей в бункере предоставляет посетителям свободу собственной интерпретации истории.
После войны прошло ещё много лет, прежде чем власти вернулись к проекту стадиона. Специально для спортивного сооружения ближайшая станция метро (нынешнее её название — «Партизанская», а проектное — «Стадион им. Сталина»), открытая в 1944 году, была оборудована не двумя, а тремя железнодорожными путями — в расчёте на огромные толпы болельщиков. Но из-за нехватки средств дело годами оставалось в долгом ящике. Достроили стадион только в 1960-е годы.