4 февраля 1903 г. погиб французский контрминоносец «Эспиньоль» («Espignole»), командиром которого являлся капитан-лейтенант Маркотт де Сент-Мари (Marcotte de Sainte-Marie), старшим офицером – лейтенант Бланше (Blanchet), старшим механиком – механик 2-го класса Блан (Blanc).
В ежегоднике «Warship» за 2013 год была опубликована статья Филиппа Каресса, посвященная этому событию, выдержки из которой приведены ниже. Надо отметить, что статья пространная, рассказывает о создании, техническом устройстве, истории службы корабля, а также про погружения на него современных дайверов, перевод же касается только его гибели.
В ежегоднике «Warship» за 2013 год была опубликована статья Филиппа Каресса, посвященная этому событию, выдержки из которой приведены ниже. Надо отметить, что статья пространная, рассказывает о создании, техническом устройстве, истории службы корабля, а также про погружения на него современных дайверов, перевод же касается только его гибели.
Мы покинули порт в 06:40 вместе с другими эсминцами и направились в Канн, чтобы присоединиться к эскадре на Салэнском рейде. Когда мы подошли к мысу Лардье, «Эспиньоль» выскочил на мель и оставался в таком положении с 09:40 до 13:00 в опасных водах залива Кавалэр. Лоцман, увидев, что корабль находится за пределами фарватера, экспрессивно выразил командиру свою озабоченность. Была отдана команда «15 градусов вправо», но лоцман, считавший, что этого будет недостаточно, чтобы обогнуть скалу, мимо которой только что прошел «Пик», скомандовал «право руля до упора» – т.е. на 25 градусов. Едва он приказал изменить курс, как «Эспиньоль» налетел на риф, и в корпусе образовалась пробоина длиной 2,5-3 метра. Немедленно была дана команда «задний ход», чтобы сойти на воду, но это оказалось бесполезным. Командир и старший офицер осмотрели пострадавшие отсеки и убедились, что вода заливает корабль. Была предпринята попытка завести на пробоину макаровский пластырь, но она не увенчалась успехом. «Партизан» подошел вплотную, пытаясь удержать корабль на плаву, но потерпел неудачу. С 09:40 до 12:00 за борт были выброшены уголь, боезапас, две 47-мм пушки и кое-что из личных вещей экипажа. К 13 часам работа была завершена, но командир, несмотря на очевидную опасность, оставался на борту, чтобы отдать последнюю команду. Около 13:30 корабль слегка приподнялся, и командир дал сигнал командиру «Алебарда», что если тот подойдет к корме и остальные эсминцы поддержат его, то он надеется стащить «Эспиньоль» на чистую воду. «Алебард» смог стянуть собрата на 5-6 метров прежде чем трос порвался, ранив двоих членов его экипажа, и практически в тот же момент «Эспиньоль» начал тонуть. Его командир покинул корабль в последний момент, только убедившись, что все остальные члены экипажа находятся в безопасности.
Маркотт де Сент-Мари указал в своем рапорте в Морское министерство, что корабль маневрировал в районе с глубинами от 4,5 м при том, что его осадка составляла 3,5 м. Это очень маленький запас, с учетом того, что скорость корабля составляла 15 узлов!
4 февраля «Алебард» (капитан-лейтенант Гран Клемен) доставил командира несчастливого корабля обратно в Тулон. 27 февраля старшин и матросов разместили на крейсере «Шанси», а командира и офицеров – на броненосце «Бувэ».
Журнал «Иллюстрасьон» в выпуске от 24 февраля 1903 г. дал собственное изложение фактов:
Утром 4 февраля Средиземноморская флотилия эсминцев, включавшая «Эспиньоль», «Пик», «Алебард», «Партизан» и «Эпе», вышла с рейда Салэн-д’Йер в плаванье у берегов Прованса, в изобилующих рифами водах. У мыса Лардье пять эсминцев шли кильватерной колонной во главе с «Пик»; последний благополучно прошел фарватером между берегом и скалой, прикрытой всего метром воды, но на следовавшем за ним «Эспиньоле» под командованием капитан-лейтенанта Маркотта де Сент-Мари решили, что недостаточно повернули для безопасного прохода и сильнее довернули вправо, чтобы обойти риф. К несчастью, маневр был предпринят слишком поздно: корабль налетел на риф и был пронзён им. Пришедший на выручку «Алебард» принял на борт экипаж из 62 человек, их баулы и важные документы; в то же время значительно количество грузов и угля было выброшено за борт.
Зыбь приподняла облегченный корпус эсминца, и «Алебард» потянул его за корму, надеясь отбуксировать на песчаное мелководье у берега. Однако [вскоре] «Эспиньоль» затонул носом вперед на глубине 37 метров, всего в 500 метрах от суши и примерно в 700 метрах к северо-западу от мыса Лардье.
Были предприняты меры по его подъему, но операция, практически всегда завершавшаяся успешно, в этот раз столкнулась с непредвиденными трудностями.
Попытки поднять корабль были продолжительными и интенсивными. В какой-то момент остов был обозначен единственным буем. Четыре оставшихся эсминца вскоре после аварии ушли в Антиб.
Вскоре в Тулон прибыли суда со специальным оборудованием для подводных работ: «Дромедэр» (главстаршина Жосслэн), «Полифем» (главстаршина Феста), «Фильтр» (главстаршина Блашон) и «Арросуа» (главстаршина Альзери). На их палубах размещались водолазные шлемы, свинцовые башмаки и воздушные насосы – оборудование, обязательное для водолазов в то время. Первое подводное обследование показало, что корабль лежит на левом борту, и в 10 метрах от носа в обшивке видна пробоина размером 1,6×0,2 м. На первом этапе судоподъемных работ под нос «Эспиньоля» завели трос, но очень скоро стало ясно, что этого недостаточно, чтобы сдвинуть корабль. За подъем отвечал капитан-лейтенант Форе, которому помогатли главстаршины Жосслэн и Феста. Решено было использовать цепи, но неблагоприятные погодные условия заставили прервать водолазные работы и отвести суда на якорную стоянку в залив Кавалэр. Как только погода позволила, водолазные суда вернулись к затонувшему эсминцу, и местный морской префект адмирал Бьенемэ прибыл на место аварии, чтобы встретиться с водолазами.
Судоподъемные работы грозили стать долгими и трудозатратными. Планировалось затопить два понтона и привязать их к кораблю. Как только они оторвут его от грунта, их следовало отбуксировать на мелководье. Затем процедура возобновлялась. Таким образом надеялись продвигать остов эсминца к берегу по 5 метров в день. Для работы задействовалось пять водолазов. Несмотря на их усилия, вскоре стало ясно, что добиться результатов таким методом невозможно, что было отражено в рапорте, направленном адмиралу Бьенемэ. Тот передал его Морскому министру, который распорядился остановить работы и передать их частному подрядчику.
В конце концов, 16 сентября 1903 г. «Эспиньоль» был исключен из списков флота, а его остов продан с аукциона в декабре 1909 г. В результате судебного разбирательства, длившегося семь лет, капитан-лейтенант Маркотт де Сент-Мари был оправдан. В 1914 году в чине капитана 2 ранга он командовал броненосным крейсером «Латуш-Тревилль».
Карьера «Эспиньоля» длилась всего 30 месяцев – неоправданно мало для столь ценного корабля.
«Эспиньоль» на мели у мыса Лардье (рисунок из цитируемой статьи, автор не указан)
«Эспиньоль» тонет носом вперед прямо напротив мыса Анданти (рисунок из цитируемой статьи, автор не указан)
Остов «Эспиньоля» на дне, фото 2000-х годов
Командир корабля капитан-лейтенант Маркотт де Сент-Мари