Кодекс Хейса был введен в 1930 г. для регулирования морали в киноиндустрии США и оказывал влияние на кинопроизводство вплоть до 1968 г.
До его введения цензоры были независимы в каждом штате, что означало, что разные фильмы могли быть запрещены, вырезаны или показаны в разной степени в разных частях страны. Это вызывало неприязнь к цензорам со стороны представителей киноиндустрии, о чем свидетельствует цитата, опубликованная в журнале PhotoPlay за октябрь 1922 года. В ней цензоры описываются как “безжалостно калечащие, оглушающие и уничтожающие”. Нет ни одного логического аргумента в пользу цензуры любого рода – и никогда не будет… Цензуре нет оправдания, и она никогда не будет ничем иным, кроме как нетерпимостью. Цензура – это Ку-клукс-клан искусства в капюшоне”.
В той же статье приводятся примеры, когда из фильмов вырывали сцены с детской одеждой, потому что они наводят на мысль об акте, в результате которого появляются дети, и даже “Остров сокровищ” был запрещен в штате Огайо, потому что цензоры опасались, что он может научить детей пиратству.
Защита общественной морали в 1910-20-е годы была очень региональным делом. В Пенсильвании не разрешалось упоминать о рождении ребенка или неверности, в Канзасе – показывать сигареты, в Нью-Йорке или Канзасе – купающихся девушек, а в большинстве штатов даже признавать существование женских конечностей. А что касается изображения убийств, поджогов или поцелуев. Вам должно повезти!
Кодекс Хейса (известный также как Кодекс производства кинофильмов) ограничил все это и создал общенациональный свод строгих правил для киноиндустрии. Запрещалась ненормативная лексика (не допускались даже легкие ругательства), непристойная или вызывающая нагота, наркотики, белое рабство, венерические заболевания, роды, высмеивание духовенства и т.д. Кроме того, в кодексе были четко прописаны правила допустимости угроз, насилия, секса и преступлений.
Кодекс был введен в начале десятилетия, но строго соблюдался только в 1934 г., поэтому “Райская птица” и “Крестное знамение” (см. ниже) смогли проскользнуть сквозь сеть.
Вот некоторые из наиболее шокирующих и пикантных фильмов, которые были запущены в производство до того, как кодекс запретил практически все!
Cleopatra (1917)
Все экранизации “Клеопатры” были визуальным пиршеством, но ни одна из них не была столь рискованной, как немой фильм 1917 года с Тедой Барой в главной роли. Фильм с костюмами, едва прикрывающими ее достоинства, имел огромный коммерческий успех, но впоследствии, к сожалению, был утерян. После введения кодекса Хейса фильм был признан слишком непристойным для показа. Другие удивительные костюмы Клеопатры от Теды Бары можно увидеть здесь.
A Daughter of the Gods (1916)
“Дочь богов” – немой фильм с участием актрисы и звезды плавания Аннет Келлерман. Это был первый фильм, в котором крупная звезда снялась обнаженной, хотя ее нагота была прикрыта (в некоторой степени) длинными волосами. Фильм был крупнобюджетным и одним из первых фильмов, стоимость которого составила 1 млн. долл. Считается, что в его производстве было занято около 20 000 человек. В настоящее время фильм считается утраченным, как и многие другие фильмы того времени, однако существует ряд фотографий из фильма, в том числе и рискованная фотография Келлерман из ее обнаженной сцены, представленная ниже.
Hula (1927)
“Hula” – один из последних немых фильмов Клары Боу перед ее переходом в звуковой кинематограф. Она играет сильную противоречивую героиню, которая носит брюки и соблазняет женатого мужчину, который ей приглянулся (исполняя для него сексуальный танец хула), но самый большой скандал вызвала сцена в начале фильма, где она купается обнаженной (см. рекламное фото ниже).
The Branding Iron (1920)
Фильм “Клеймо” был во многом спорным. В нем затрагивается тема безумно ревнивого мужа, который клеймит свою жену, чтобы показать, что она его собственность. Однако цензура возражала не только против этого. Сцена купания, показанная ниже, была вырезана из фильма, а сам фильм впоследствии был запрещен, поскольку в нем затрагивалась тема неверности. Лично я считаю, что идея клеймить свою жену более шокирующей, чем неверность или купание, но что я знаю…
Bird of Paradise (1932)
Этот фильм шокировал цензуру сценой купания обнаженной главной кинозвезды Делорес дель Рио. Несмотря на обнаженную натуру и отличный сюжет (посмотрите на краткое описание сюжета ниже), фильм потерял в прокате около 250 тыс. долл.
“Когда яхта подплывает к островной цепи в южной части Тихого океана, множество туземцев на понтонных лодках выплывают поприветствовать их. Туземцы ныряют за безделушками, которые им бросает команда яхты. Приплывшая акула отпугивает большую часть туземцев. Пытаясь поймать акулу, бросив ей приманку, привязанную к крюку размером с гарпун, Джонни Бейкер (Джоэл МакКри) случайно наступает на петлю, которая затягивается вокруг его лодыжки. Акула хватает приманку, и веревка затягивается все туже, в результате чего молодого человека выкидывает за борт. Луана (Долорес дель Рио), дочь вождя, спасает ему жизнь, прыгнув в воду и перерезав веревку.
Вскоре они встречаются посреди ночи. Быстро влюбившись друг в друга, они узнают, что она обещана отцом другому человеку – принцу с соседнего острова. Затем следует свадьба, сопровождаемая сложным танцем. Джонни появляется в самый нужный момент, вбегает в круг горящего костра и спасает девушку, когда туземцы становятся на колени перед огнем.
Они отправляются на другой остров, где надеются прожить всю оставшуюся жизнь. Он строит ей дом с крышей из соломы. Однако их идиллия рушится, когда на ее родном острове начинает извергаться вулкан. Она признается своему возлюбленному, что только она одна может успокоить вулкан. Ее народ принимает ее обратно. Когда Джонни отправляется за ней, его ранят копьем в плечо и связывают. Люди решают принести их обоих в жертву вулкану, но по дороге их спасают друзья Джонни и берут на борт яхты.
Рана Джонни обработана, но его друзья задаются вопросом, что будет с влюбленными. Луана не вписывается в мир Джонни. Когда Джонни спит, отец Луаны требует ее вернуть. Она идет добровольно, веря, что только она может спасти свой народ, добровольно бросившись в жерло вулкана”.
The Sign of the Cross (1932)
Римская эпопея Сесила Б. ДеМилля была выпущена до введения строгого кодекса и содержала сцены соблазнения, эротический лесбийский “Танец обнаженной луны”, гладиаторские бои и сцену принесения обнаженных женщин в жертву диким животным на гладиаторской арене (см. ниже). Эти сцены были вырезаны после 1934 г., но добавлены в более поздние релизы.
Auction of Souls / Ravished Armenia (1919)
Последний фильм по своей тематике отличался от обычных фильмов, запрещенных цензурой за использование обнаженной натуры в целях возбуждения. В фильме “Аукцион душ” рассказывалось о геноциде армян в Османской империи в 1915 г. по сценарию человека, пережившего эти зверства. Фильм был сильно порезан цензурой, в частности, сцена с поркой и распятием обнаженных женщин, но все равно был показан широкой аудитории кинотеатров в попытке привлечь внимание и поддержать преследуемые меньшинства.