Последние переговоры
Рим начал вмешиваться в политику полисов Греции в конце 3-го века до н. э. Его представители выступали как посредники в отношениях между союзами полисов и Македонией. Греки Ахейского и Этолийского союзов в разное время были военными союзниками римлян.
К середине 2-го века до н. э. под властью Рима оказались Македония, Эпир, Этолия. Последней крупной силой на Балканах, независимой от Римской республики, оставался Ахейский союз. Первоначально этот союз объединял полисы Ахайи, области на севере Пелопоннеса. Позже в его состав входили полисы Аркадии, которую населяли греки-ахейцы, а также полисы греков-дорийцев Аргос, Сикион и Коринф.
Ахейский союз неоднократно пытался присоединить Спарту. В 147 году до н. э. в ходе очередного конфликта спартанцы обратились за помощью к Риму. Посольство возглавлял римский политик Луций Клавдий Орест. Он объявил лидерам Ахейского союза, что, по мнению Сената, Спарта не должна входить в их союз. Вслед за этим Орест заявил, что из союза должны выйти Аргос, Коринф, Гераклея Трахинская и Орхомен. Жители этих городов не родственны ахейцам, а сами они поздно вошли в Ахейский союз.
Ахейцы ответили тем, что арестовали всех спартанцев, находившихся в Коринфе. Только немногим из них удалось спастись в доме Ореста, который предостерегал ахейцев от таких действий.
Вскоре в Грецию прибыло новое посольство римлян. В Ахейском союзе прошли ежегодные выборы стратега. Новым главой союза стал Критолай, выступавший за войну с Римом. Послы хотели посетить регулярное собрание Ахейского союза. Критолай для вида отправил в города вестников, приглашая на собрание, а частным порядком поручал представителям городов не приезжать. Когда на совет никто не явился, Критолай предложил римлянам подождать следующего собрания через полгода.
Римские послы поняли, что их обманывали, и отбыли на родину. После этого Критолай собрал представителей городов и убедил их дать Риму бой. Идею поддержал также Беотийский союз во главе с беотархом Пифеем. Римляне тем временем назначили командующим в войне с ахейцами избранного консулом на 146 год до н. э. Луция Муммия.
Ахейская война
Пропретор Македонии Квинт Цецилий Метелл направил к ахейцам посольство. Он убеждал их прекратить войну и позволить городам выйти из состава Ахейского союза.
Метелл начал боевые действия до прибытия консула Муммия. Источники расходятся, действовал ли пропретор самовольно или по приказу Сената. Ахейцы во главе с Критолаем в это время осаждали Гераклею Трахинскую в Южной Фессалии.
Критолай проявил себя слабым полководцем. Он отступил из-под Гераклеи в Локриду. Источники подчёркивают, что стратег ахейцев не решился преградить римлянам дорогу в Фермопильском ущелье.
Метелл настиг войска ахейцев в Локриде около Скарфеи. В последовавшей битве погибло много ахейцев, а тысяча попала в плен. Критолай пропал без вести. Павсаний пишет, что его не нашли ни среди живых, ни среди пленных. Он предположил, что неудачливый полководец мог броситься в море.
На помощь ахейцам двигался тысячный отряд из Аркадии. Он опоздал к битве, и воины решили вернуться назад. Но под Херонеей в Беотии аркадяне были настигнуты войсками Метелла и разгромлены.
Согласно законам Ахейского союза, в случае гибели стратега временным стратегом до новых выборов становился предыдущей обладатель этой должности. В 147 году до н. э. стратегом был Диэй, он же возглавил союз после гибели Критолая. Затем собрание ахейцев подтвердило его полномочия.
Диэй деятельно готовился к обороне. В частности, он дал свободу некоторым рабам в обмен на вступление в войско. Диэй собрался 14 тыс. гоплитов и 600 всадников. 4 тыс. воинов он отправил в Мегары, дорийский город на Коринфском перешейке.
Тем временем Метелл завершил подчинение остальной Греции. Он занял Фивы, запретив преследовать разбежавшихся жителей города. Пропретор потребовал выдачи Пифея, что вскоре было исполнено. Беотарх был казнён. Затем легионы двинулись к Мегарам. Ахейский гарнизон отступил, и город без боя достался римлянам.
Оттуда Метелл в последний раз предложил Ахейскому союзу заключить мир, но Диэй отказался. Полибий в своём труде детально описывает переговоры в ахейском стане. Среди греков было немало сторонников заключения мира, но Диэй и его приверженцы стояли за продолжение войны. Некоторые его противники были даже арестованы и казнены.
Вскоре на Коринфский перешеек прибыл со своей армией консул Луций Муммий. Он отослал Метелла и его легионы назад в Македонию. Консулу удалось собрать значительные силы — кроме легионов, были вспомогательные войска италийских союзников, критские лучники, отряды Пергамского царства. Всего, согласно Павсанию, было собрано 3,5 тыс. всадников и 23 тыс. пехотинцев.
В ходе ночной атаки ахейцам удалось нанести римлянам потери и захватить 500 щитов. Эта битва воодушевила их, и затем они сами вышли на бой с римлянами. В дневной битве сказались выучка и численный перевес римлян. Ахейская конница бежала сразу. Пехота упорно сражалась, пока во фланг ей не ударил отборный римский отряд. После разгрома Диэй бежал в город Мегалополь. Там стратег убил жену, а затем принял яд, чтобы не попасть в плен.
Разрушение Коринфа
Многие ахейцы бежали в Коринф, а затем ночью покинули город. Бежали и многие мирные жители. Коринф был абсолютно не готов к обороне. Луций Муммий ждал три дня, опасаясь засады в городе.
Затем войска консула взяли Коринф штурмом. Вероятно, какая-то часть воинов осталась и дала на стенах последний бой. Участь великого города была ужасной. Коринф был сожжён. Взятые в плен мужчины были убиты. Женщин, детей, а также освобождённых Диэем рабов, по приказу консула продали в рабство.
В коринфских храмах хранились многочисленные произведения искусства. Большую часть из них Муммий приказал отправить в Рим. Меньшую часть забрали пергамцы. Павсаний спустя три с половиной века писал, что некоторые предметы из коринфской добычи ещё хранятся в Пергаме. Многие произведения, как писали римские авторы, погибли в огне. А Полибий упоминает, что римские солдаты не щадили произведения искусства. Легионеры играли в кости на картинах, брошенных на землю.
В 1926 году около мыса Артемисион на Эвбее были найдены две бронзовые статуи. Первая изображала мальчика верхом на лошади («Всадник с мыса Артемисион»), вторая — бога («Бог с мыса Артемисион»). Предполагают, что две эти статуи могли быть вывезены из разрушенного Коринфа. Но перевозивший их корабль затонул, поэтому они на две тысячи лет оказались под водой.
После разрушения Коринфа межполисные союзы были распущены, у городов, воевавших с Римом, срыты укрепления, в полисах установлены олигархические правительства. Через несколько лет римляне разрешили восстановить межполисные союзы. Но к этому времени территория Греции уже находилась под властью римского наместника.