Тир в бронзовом веке
Легенды Тира относили его основание к глубокой древности. Источники его главного соперника Сидона, напротив, называют Тир колонией Сидона, основанной довольно поздно. Историки же полагают, что Тир стал крупным городом примерно в середине 2-го тысячелетия до н. э.
Легендарный герой Мелькарт считался покровителем города. В честь него проводился главный городской праздник, на который приезжали представители соседних государств. Греки отождествляли Мелькарта со своим героем Гераклом.
В 15-м веке до н. э. финикийские города стали вассалами Египта. Несмотря на это, они обладали автономией. Тир, Сидон и другие города соперничали за влияние в регионе и обращались к фараонам как к верховным арбитрам.
Столетие между Тутмосом III и Аменхотепом III Тир и Библ были самыми богатыми и могущественными финикийскими городами. Тир продавал ткани, стекло и фаянс. Тирская продукция славилась яркими цветами.
Когда Эхнатон переключил внимание на внутреннюю политику, Хеттское царство покорило Тир и другие города. В конце 14-го века до н. э. фараон Сети I совершил новый поход в Левант и вернул Тир под власть Египта. Договор 1269 года до н. э. подтвердил раздел Финикии между двумя державами.
В 12-м веке до н. э. могущество Тира уменьшилось, и сильнейшим городом стал Сидон. Все финикийские города зависели от него, и жителей всей Финикии нередко называли сидонянами.
Тир зависел от торговли с Египтом. Пока страна на Ниле процветала, Тир тоже процветал. Но упадок Египта в 12-м веке до н. э. привёл и к упадку этого города.
Царь Хирам Великий
В 10-м веке до н. э. Тир снова стал сильнее. Под властью царя Хирама I город процветал. Благодаря сильному флоту город смог монополизировать морскую торговлю в Восточном Средиземноморье.
Царь Хирам упоминается в Библии — в его правление Тир торговал с Израилем. В Третьей книге Царств приведён текст договора между государствами, заключённый вскоре после воцарения Соломона.
Тир поставлял в Израиль древесину, а также квалифицированных мастеров. Израиль платил серебром, пшеницей и оливковым маслом. Тир стоял на острове около побережья. Из-за высокой плотности населения его сельскохозяйственные угодья на побережье не могли прокормить всех. Поэтому город зависел от продовольственных поставок. Союз с Израилем давал тирским купцам доступ к торговым путям в Месопотамию и Аравию. Кроме того, финикийцы и иудеи организовывали совместные торговые экспедиции в более отдалённые районы Азии и Африки.
Благодаря привезённым богатствам Тир и Израиль могли вести монументальное строительство. По приказу Хирама была перестроена гавань, построены царский дворец, храмы Мелькарта и Астарты, несколько гаваней и рынок. В храме Баала была возведена золотая колонна. Кроме того, к большому острову был присоединён островок, на котором стоял храм Мелькарта.
Последующие цари Тира продолжали политику Хирама и расширяли торговую империю. В начале 9-го века до н. э. города южной Финикии признали гегемонию Тира. Даже могущественный Сидон должен был подчиниться сопернику. Этот вывод делают на основании того, что Сидон не упоминается в ассирийских надписях того времени. Кроме того, цари Тира носили титул «царь сидонян».
Царь Итобаал продолжал поддерживать союз с Израилем. Его дочь Иезавель вышла замуж за израильского царя Ахава (874−853). В городах Израиля трудились финикийские мастера и архитекторы.
При Итобаале были основаны три тирские колонии. Азуза — в Ливии, Бартун — в Леванте, Китион — на Кипре. С Кипра финикийцы вывозили медь. Основание колоний было продиктовано стремлением контролировать торговые пути.
В правление Итобаала тирские купцы начали торговать в Эгейском море и материковой Греции. В конце 8-го века до н. э. контакты Тира с греческим Критом и островами Эгейского моря стали регулярными.
Тир и Ассирия
Около 880 года до н. э. царь Ассирии Ашшурнасирпал вступил со своими войсками в Левант. Финикийские города заплатили царю большую дань и признали его верховную власть. Финикийцами двигал не только страх — они стремились получить торговые привилегии. Усилия не были напрасны, и в 879 году до н. э. послы Тира и Сидона присутствовали на открытии царского дворца в Нимруде.
Новый царь Ассирии Салманасар III вёл войны в Сирии и Малой Азии. От финикийских царей он потребовал новую дань. Ворота дворца Салманасара содержали изображение сцены принесения жителями Тира дани своему повелителю.
В 853 году до н. э. против Ассирии восстали сирийцы и арамейцы. Два тирских города, Арвад и Арка, присоединились к мятежу, но сам Тир остался в стороне.
В 9−8 веках до н. э. Тир платил дань Ассирии, но сохранял самостоятельность в политике. Новый царь, Тиглатпаласар III (744−727), решил включить Левант в состав империи. Ряд финикийских городов вошел в новую провинцию, но Тир сохранил статус данника, имевшего некоторую самостоятельность в политике.
В 737 году до н. э. города и государства Леванта восстали против Ассирии, и царь Тира Хирам II присоединился к мятежу. Тиглатпаласар III вернулся в Левант с армией, а Хирам предпочёл сдаться и покинуть коалицию.
Многие восставшие были депортированы в Ассирию. Участь Тира была куда более лёгкой. Город потерял часть владений, а торговлю стали контролировать ассирийские таможенники. Наконец, Тир обязался платить увеличенную дань. В 729 году до н. э. город заплатил рекордную сумму — 150 талантов.
Мягкость наказания связывают с тем, что Ассирия не могла взять на себя морскую торговлю. Поэтому она была заинтересована в существовании Тира. Но цари финикийского города не теряли надежды сбросить ассирийское иго. В 701 году до н. э. Тир под властью царя Лули снова восстал.
Вскоре к городу подошла ассирийская армия. Лули бежал и умер в изгнании. Тир сдался, и царь Синаххериб принял меры для ослабления города. Значительная часть финикийцев была насильно отправлена в ассирийскую столицу Ниневию. Затем царь разделил островной город Тир и его материковые владения. Правителем материковой части Тира стал ассирийский ставленник Тубалу.
В начале 7-го века до н. э. правителям Тира удалось восстановить свои владения. Они возобновили попытки сбросить ассирийскую власть. Около 675 года до н. э. Тир вошёл в антиассирийский союз. Это объединение называлось в ассирийских хрониках «22 царя Сирии, побережья и островов». Царства Леванта вступили в союз с Египтом для борьбы против общего врага.
Ассирией в это время правил могущественный царь Асархаддон. Ранее он покорил и разрушил восставший Сидон. Именно этому царю посвящено знаменитое стихотворение В. Я. Брюсова, где звучат строки «Сидон я ниспроверг и камни бросил в море».
В 671 году до н. э. царь Ассирии Асархаддон нанёс поражение Египту и обрушил свой гнев на Тир. Финикийский город в очередной раз сдался и согласился с потерей материковых владений.
Договор между Асархаддоном и царём Тира Баалом разрешал финикийцам торговлю на северных и западных торговых путях. При этом теперь ассирийские представители участвовали в управлении портом города и при необходимости ограничивали торговое судоходство.
В 669 году до н. э. трон унаследовал Ашшурбанипал. Правитель Тира признал власть нового господина, заплатил дань и выдал корабли для похода против Египта. Но пока царь воевал в Египте, Тир в очередной раз поднял мятеж.
Город вновь сдался после осады ассирийской армией. И вновь ассирийцы не стали разрушать Тир и даже позволили царю Баалу сохранить трон. Ашшурбанапал вновь отнял материковые владения Тира и заставил город выплатить дань. Позже Тир, сохранив автономию, стал частью ассирийской провинции.
Тир и Нововавилонское царство
В конце 7-го века до н. э. Ассирийское царство было уничтожено. На смену ему на Ближнем Востоке пришло Нововавилонское царство. Его правители, как и их предшественники, стремились контролировать средиземноморское побережье.
В 585 году до н. э. царь Навуходоносор II начал блокаду Тира с суши. Блокада продлилась 12 лет, пока город не сдался. После победы царь Вавилона сместил тирского царя и поставил на его место своего ставленника Баала II.
После гибели Нововавилонского царства Тир вошёл в состав Персидской империи. А во время похода Александра Македонского Тир попытался заключить с царём равноправный союз. За что поплатился долгой осадой и разрушением. Тем не менее город восстановился и после этой катастрофы, продолжив существовать в эллинистическую и римскую эпохи.