Загадочный Афинион
После 146 года до н. э. Афины были верным союзником Рима. Взамен они получили экономические привилегии и защиту. Рим вернул во владение Афинам остров Делос. Но к концу 2-го века до н. э. полис стал погружаться в экономический кризис. В 90-е годы до н. э. многие афиняне впали в нищету, вызванную долгами.
Несмотря на это, Афины как государство подчёркивали свою дружбу к Риму. Римляне назывались в их документах «благодетелями народа». На афинские монеты помещалось изображение богини Ромы.
А вот общественное мнение винило в бедах именно Рим. У власти между тем оставались сторонники Рима во главе с политиком Медеем из Пирея. Царь Понта Митридат в те же годы развернул пропагандистскую кампанию против Рима, которая не могла не доходить и до Афин. В 91−88 годах до н. э. Медей занимал должность архонта-эпонима, хотя по закону человек имел право заступать на этот пост только один раз в жизни.
Предположительно, Медей был ставленником афинских богачей, связанных с делосской торговлей. Но в 88 году до н. э. имя этого политика навсегда пропадает из источников. Дальнейшие события подробно описаны в «Пире мудрецов» Афинея, где на первый план выходит Афинион.
На фоне Первой Митридатовой войны в Афинах шла яростная политическая борьба. У власти последовательно сменились два философа — Афинион и Аристион. Созвучие имён первоначально заставило учёных думать, что это один и тот же человек. Но скудость свидетельств и путаница привели к тому, что в источниках сложно отделить деяния одного от деяний второго.
Подробный рассказ об Афинионе сохранился в «Пире мудрецов» Афинея. Афиней, в свою очередь, пересказывал утраченный труд современника событий историка Посидония. Согласно ему, в Афинах жил философ Афинион, посещавший школу перипатетиков.
У Афиниона была рабыня-египтянка. Она родила «от него ли, от другого ли» мальчика. Этот мальчик тоже был назван Афинион и воспитывался в доме хозяина матери. Других детей у Афиниона-старшего не было. После его смерти Афинион-младший завладел его наследством и незаконно вписал себя в списки граждан Афин. Затем Афинион стал преподавать философию. Он давал уроки в городах Мессении (юг Греции) и Ларисе (север). После вернулся в Афины.
Рассказ Посидония явно пристрастен. Он включает стандартный набор обвинений против осуждаемого исторического деятеля — упрёки в рабском происхождении, незаконно полученном гражданском статусе. Других источников, чтобы перепроверить уничижительные характеристики Посидония, у нас нет.
В 88 году до н. э. афиняне разорвали союз с Римом и перешли на сторону понтийского царя Митридата VI. Во главе посольства афинян к царю встал Афинион. Из Малой Азии философ слал отчёты, в которых обещал, что с помощью Митридата город сможет решить все свои проблемы.
Поздней весной Афинион с триумфом вернулся в Афины. Рассказ о его возвращении оставил тот же Посидоний. Философ въехал в город в паланкине с серебряными ножками. Затем философ произнёс речь с восхвалениями Митридата. Афиняне избрали Афиниона стратегом гоплитов и доверили ему назначить других должностных лиц.
Не все афиняне поддержали Афиниона. Многие в знак протеста покинули город. В их числе оказался глава аристотелевой Академии Филон. Раньше в исторической науке господствовала теория, что Афинион был вожаком городских низов, восставших против Рима. Найденные позже свидетельства показали, что среди сторонников тирана-философа были и представители элиты.
Афинион ввёл в городе комендантский час. Конфисковывалась собственность его противников. Кроме того, Посидоний напирает на то, что Афинион часто проводил заседания Народного собрания. Так тиран предстаёт в образе вождя городских низов.
Современный исследователь Антела-Бернандес попробовал беспристрастно взглянуть на деятельность Афиниона, отбросив эмоциональные оценки Посидония. Во-первых, он задался вопросом, был ли философ тираном. Полномочия Афиниона укладывались в известные полномочия стратега гоплитов, одной из ведущих магистратур в Афинах того времени. К ним относились контроль за поставками продовольствия и организация охраны города.
Сохранившийся от того времени документ фиксирует попытку реформы политической системы Афин в сторону демократизации. Он может быть датирован временем правления Афиниона. Среди сторонников Афиниона были богатые афинские купцы.
Остров Делос оставался верным союзником Рима, когда по всей Эгеиде полисы переходили на сторону Митридата. Афинион решил попробовать захватить остров, который считался частью афинского государства.
Афинион отправил на Делос войско во главе со своим приближённым Апелликоном Теосским. Апелликон был философом аристотелевой школы, а также книголюбом, купившим библиотеку Аристотеля. В тот год он занимал должность ответственного за чеканку монеты.
Апелликон вообще не позаботился об охране лагеря и даже не огородил его частоколом. Поэтому римский претор Оробий ночной атакой разгромил афинское войско. 600 человек были убиты, 4 тыс. попали в плен, сам философ-полководец спасся бегством. Когда афиняне укрылись в крестьянских домах вокруг Делоса, претор приказал их поджечь. Свою победу Оробий увековечил в виде трофея и алтаря, на котором были написаны стихи в честь победы.
Вскоре на Делос прибыл полководец Митридата Архелай. Он захватил остров и приказал отправить в Афины делосскую казну. Её сопровождал на родину афинянин Аристион, которому Архелай выделил 2 тыс. воинов. После прибытия с помощью понтийских солдат Аристион захватил власть. Афинион больше не упоминается.
Аристион во главе Афин
Аристиона источники тоже называют философом, но уже последователем Эпикура. Он выдал царю проримски настроенных граждан города. Те были высланы в находящийся под властью Митридата город Амис, некогда основанный Афинами.
В 87 году до н. э. в Грецию прибыл римский полководец Луций Корнелий Сулла. Он осадил Афины, где держал оборону Аристион, и афинский порт Пирей, где засел Архелай. Зимой в Афины пришёл голод, но Аристион отказывался от переговоров.
В ночь на 1 марта 86 года до н. э. римляне прорвались в город. Сулла остановил резню, заявив, что прощает живых ради умерших. Так он проявил уважение к древней славе Афин. Аристион и его сторонник отступили на Акрополя. Уходя, тиран приказал сжечь Одеон, чтобы его деревянные балки не могли быть использованы для строительства осадных машин.
Осаду Акрополя Сулла доверил офицеру Скрибонию Курию. В конце концов, недостаток воды заставил философа-тирана сдаться. По приказу Суллы казнили самого Аристиона, его охрану и должностных лиц, избранных в тот год.
Штурм город привёл к серьёзным разрушениям в Афинах, следы которых обнаруживались археологами в 20-м веке. По приказу Суллы из Афин был вывезен ряд произведений искусства. У власти вновь оказалась проримская аристократия, как и во 2-м веке до н. э.