Царство на стыке торговых путей
О Сабейском царстве, располагавшемся на территории современного Йемена, сохранилась скудная информация. О те факты, что известны, неоднократно оспаривались различными историками и исследователями. Однако всё равно можно сложить пазл жизни и гибели некогда могущественного государства. Это стало возможным благодаря записям народов, живших по соседству с сабеями, например, ассирийцев. Так же есть сведения о царстве в Библии.
Сабейское царство появилось ориентировочно в конце второго тысячелетия до н. э. на территории Южной Аравии. А сами сабеи являлись союзом нескольких родственных племён. Есть предположение, что они перебрались на границу пустыни Рамлат ас-Сабатейн из северо-западной территории полуострова. По одной версии, сабеев вынудили покинуть родные земли соседние народы. По другой, они перебрались поближе к торговому пути, пронизывавшему Аравию с юга на север.
Взяв под контроль Путь благовоний, сабеи быстро начали набирать силу. А расцвет древнего царства пришёлся на период с 800 по 450 годы до н. э. Величайшим правителем того времени принято считать царя Карибила Ватара. Он правил ориентировочно с 700 по 680 годы до н. э. И ему пришлось вести длительные войны с соседними народами. Самым упорным и кровопролитным получилось противостояние с Аусанским царством. Борьба шла за юго-восточные земли, которые славились обилием ладана — важного «винтика» в международной торговле. Аусанцы отчаянно сопротивлялись, но Карибил Ватар всё же сумел разгромить соперника, разграбил их города и забрал нужные территории. При этом само Аусанское царство сохранилось. Сабеи не стали его уничтожать. За них это сделали воины Катабана — соседнего царства. Они присоединили земли к своему государству. А между Сабейским царством и Катабаном были установлены дружеские отношения.
Примерно в то же время сабеи познакомились с ассирийцами. Нет достоверных сведений о каких-либо военных действиях между двумя государствами. Но принято считать, что Карибил выразил знак уважения ассирийскому царю Синаххерибу, отправив ему дары в знак строительства в Ашшуре нового храма. Соответственно, можно предположить, что два государства существовали параллельно и не мешали друг другу. Возможно, сабеи платили ассирийцам дань. Но продолжалось это лишь недолго.
При Карибиле Ватаре Сабейское царство поглотило почти всю южную Аравию. А столица Мариба расцвела. Возведённая плотина сыграла большую роль в укреплении государства. Она превратила мёртвые земли в настоящий оазис.
Последующие правители продолжили курс, принятый при Карибиле. Они много времени уделяли строительству, следили за состоянием огромной плотины, вели успешную торговлю с Африкой и Средиземноморьем, а также пытались расширить территорию своего государства.
Однако двигаться вглубь полуострова сабейские цари не хотели. Их куда сильнее привлекал восточный берег Африки. В те времена там сложилось царство Куш. Известно, что ориентировочно в 8 веке до н. э. на африканский берег высадились первые сабейские колонисты. Они основали несколько поселений, после чего начали медленно продвигаться дальше, налаживая торговые отношения с местными народами. Принято считать, что сабеи познакомили их с методом сухой кладки камней в строительстве и росписью керамики. Распространяться стали не только семитские языки, но и религия. Поскольку колонисты очень быстро откололись от метрополии, то начался процесс ассимиляции сабеев с кушитами и другими народами, проживавшими в тех землях. Так появилась «страна Азази», отличавшаяся и языком, и религией от всех остальных государств и племён. Просуществовали агази вплоть по поглощения Аксумом, которое произошло уже во времена нашей эры.
Война с Химьяром. Гибель Сабейского царства
Сабейское царство начало постепенно угасать. Менялись торговые пути, государство то и дело подвергалось нашествию различных племён. А в 25 году до н. э. против сабеев предпринял военный поход римский наместник Египта Эпий Галл. Известно, что его армия дошла до Мариба, но захватить государство римлянам не удалось.
В последующие пару столетий правители Сабейского царства продолжали защиту своих территорий от захватчиков. На какое-то время государство даже лишилось независимости, оказавшись во власти Химьяра. Но химьяриты не пытались уничтожить культуру соседнего народа или распространить свои традиции. В итоге, это привело к тому, что сабеи смогли вновь стать независимыми.
Шаира Аутара, правящий в начале III века сумел расширить границы царства, в очередной раз укрепившись в Южной Аравии. Более того, он даже принял титул «царь Сабы и зу-Райдана», что означало его претензии на земли Химьяра. Однако присоединить их у него не получилось.
Ориентировочно в 240 году на троне его сменил Ильшарах Йахдуб II. Ему пришлось сложнее, нежели предшественнику. Из глубины полуострова государство атаковали многочисленные племена, среди которых наиболее опасными являлись киндиты. Но главный противник Сабейского царства оказался на юге Аравии — Химьяр. Химьяриты, пользуясь выгодным географическим положением, от года к году набирали силу.
Ориентировочно в 253 году произошла битва при зу Хурмате. И чем она закончилась — неизвестно. Дело в том, что обе стороны заявляли о своей победе. Поскольку территориальных изменений после сражения не произошло, можно предположить, что дело завершилось ничьей. Но оба правителя предпочли записать это себе в победу.
Но не только племена и Химьяр представляли для Сабейского царства опасность. У Ильшарахи Йахдуба II хватало проблем и внутри страны. За годы правления ему несколько раз приходилось подавлять бунты, организованные местными элитами. Самое крупное восстание организовал Нимран Аукан, пытавшийся свергнуть законного царя и захватить власть. Однако сделать это у не получилось. Правитель разбил его войско.
Внутренние проблемы и налёты племён привели к быстрому ослаблению Сабейского царства. И уже в III веке оно было захвачено химьяритами. К тому времени Химьяр успел покорить несколько других царств, расположенных в Южной Аравии. Например, Катабан — союзника сабеев. Справиться в одиночку с химьяритами у Сабейского царства не получилось. И оно уже окончательно лишилось независимости.