Сегодня мы поговорим реформах, которые проводились в Чили по рецептам Милтона Фридмана и под дулом автомата», и их последствиях, а также о вооруженной борьбе левых партий.
Реформы под дулом автомата
Государственный секретарь США Киссинджер и Пиночет, 1976 г.
На фоне масштабных и жестоких репрессий в Чили были начаты экономические реформы по либеральным рецептам американского профессора Милтона Фридмана. Его последователей часто называют «чикагскими мальчиками». Во многих странах мира реализация идей Фридмана неизменно приводила к катастрофическому обнищанию населения и резкому расслоению общества на «олигархов» и едва сводящих концы с концами «работяг». Чили не стало исключением. Фридман лично контролировал проведение реформ в Чили и несколько раз приезжал в эту страну.
Милтон Фридман. Сотни миллионов людей во всем мире испытали на себе разрушительную силу его ультралиберальных идей
Кроме Фридмана, чилийское правительство консультировал другой профессор чикагского университета – Арнольд Харберегер. Их ученики, по утверждению The Wall Street Journal, с самого начала переворота «пребывали в нетерпении, ожидая, когда их спустят с привязи» и дадут возможность провести жестокий эксперимент с чилийской экономикой.
Фальшивое экономическое чудо хунты Пиночета
Правительство Чили полностью отказалось от всех форм государственного регулирования экономики, и был провозглашен принцип неограниченной свободной торговли. Почти вся государственная собственность была приватизирована, пенсионная система стала не «солидарной», а накопительной. Зарплаты были урезаны, в госсекторе проведено сокращение рабочих мест, образовательные и медицинские учреждения лишились государственного финансирования.
Профсоюзы тогда были запрещены, у рабочих и служащих практически не осталось прав, что сделало рабочую силу чрезвычайно дешёвой и привлекательной для иностранных инвесторов. Средний класс практически исчез, остались стремительно богатеющая элита и население, балансирующее на грани бедности и нищеты. 97 % промышленных предприятий страны тогда оказались в руках 11 олигархов. Радомиро Томич, один из тройки лидеров на президентских выборах 1970 года (Христианско-демократическая партия) дал такую оценку реформам правительства Пиночета:
«Рынок стал определять в Чили цену на все товары, за исключением рабочей силы, цену на которую определял пулемет».
И каким был результат?
В первые же 6 месяцев правления хунты покупательная способность населения упала на 60 %, а национальная валюта была девальвирована более чем в 2 раза. Дальше стало только хуже. Были приняты меры к созданию иллюзия благополучия, о чем рассказывали иностранные журналисты. Достигнуто это было путем запрета на продажу мяса в 19 провинциях из 25, где проживало 80 % населения страны. В 1974 году стоимость жизни в Чили выросла на 375 %, цены на хлеб увеличились в 22 раза, на сахар – в 29, на мыло – в 69 раз. Доля заработной платы в национальном доходе снизилась с 60 до 35 %.
Люди так обнищали, что уже не могли платить квартплату и из благоустроенных квартир в домах, построенных для рабочих при президенте Альенде, стали переселяться в лачуги на окраинах. К 1982 году в трущобы переселились 5,5 миллионов человек.
В 1974 году национальная валюта девальвировалась 28 раз. Совсем плохо стало в 1975 году, когда «чикагские мальчики» решили испробовать для «лечения» экономики Чили «шоковую терапию», хорошо знакомую россиянам по началу 1990-х годов. Результат превзошел все ожидания: ВНП Чили за год сократился на 19 % (по данным МВФ – на 26 %), промышленное производство упало на 25 %, строительные работы – более чем на 50 %.
Использование удобрений крестьянскими хозяйствами сократилось на 40 %. Общая стоимость экспорта упала на 28 %, стоимость импорта – на 18 %. Даже добыча нефти снизилась на 11 %. Зато потребительские цены за 1975 год увеличились в среднем на 375 %, оптовые – на 440 %, стоимость жизни выросла в три с лишним раза, а безработица составила 20 %. В Чили тогда горько шутили: мол, для того, чтобы искоренить в стране бедность, Пиночет решил убить всех бедных.
В 1976 году на те же фридмановские грабли наступила Аргентина, где к власти пришел ещё один «спаситель отечества» – генерал Хорхе Видела. За первый же год промышленное производство в этой стране сократилось на 40 %.
А в начале 1990-х годов поистине ужасный эксперимент по рецептам Фридмана над россиянами провели «мальчиш-плохиш» Егор Гайдар и его бесталанная команда. При них промышленное производство сократилось на 25 % (в годы Великой Отечественной войны – на 21 %, во время Гражданской – на 23 %), зарплаты работникам бюджетной сферы и пенсии нетрудоспособным гражданам выплачивали с задержкой на несколько месяцев, рождаемость резко снизилась, и страна буквально рухнула в демографическую яму, выбраться из которой не может до сих пор.
Любопытно, что, в отличие от Чубайса и его гоп-компании, Пиночет оставил в государственной собственности самые прибыльные горнорудные предприятия. Многие полагают, что именно потому и озаботились потом американцы нарушением прав человека в Чили.
Продолжим рассматривать социально-экономическую ситуацию в Чили после шоковой терапии. В 1976 году средняя продолжительность жизни в этой стране по сравнению с 1973 уменьшилась на 2 года, и 34 % детей школьного возраста не ходили в школу.
Эскудо к октябрю 1975 года обесценился настолько, что его решили заменить на песо, привязав новую валюту к доллару, установив курс обмена один к одному.
Как вы думаете, что было дальше? В январе 1977 года доллар стоил 18,48 песо, в январе 1978 – 27,47, в январе 1980 – 39, в июне 1982 – 46. В 1980 году уровень безработицы в стране составил 25 %. Закончилось все масштабным кризисом 1982 года, когда спад производства достиг 20 %, разорились более 800 промышленных предприятий, ВВП упал на 14 %. Впервые после Альенде рост ВВП в Чили был зафиксирован в 1984 году и составил 3,8 %. А среднегодовой «рост» чилийской экономики в 1974–1989 гг. составлял минус (минус!) 3,9 %. В 1989 году 22,6 % населения Чили жили за чертой бедности, уровень потребления на душу населения был ниже, чем в 1969 году.
Внешний долг за время правления Пиночета вырос с 4 миллиардов до 27 миллиардов долларов, детская смертность в этот период увеличилась на 8,2 %, продолжительность жизни сократилась на год и 4 месяца, число студентов по сравнению с 1973 годом уменьшилось на 40 %. Даже либеральный российский экономист Константин Сонин, который сейчас является преподавателем того самого Чикагского университета, сквозь зубы признавал, что
«темпы роста в 17 лет правления Пиночета не были впечатляющими. И в 1960-е, до него, и в 1990-е, после него, они были выше».
Начиная с 1983 года, несмотря на продолжающиеся репрессии, в крупных городах Чили начались массовые антиправительственные митинги, число участников которых достигало десятков тысяч человек. Можно ли все это называть «экономическим чудом» и ставить в пример другим странам?
Вооруженная борьба против режима Пиночета
Мы уже говорили, что для охоты за инакомыслящими в Чили было создано Управление национальной разведки (ДИНА). Причем действовали его сотрудники не только на территории своей страны, но и за рубежом. В 1974 году, например, в Аргентине были убиты бывший главнокомандующий вооруженными силами Чили и министр обороны Карлос Пратс и его жена. А в 1976 году в Вашингтоне агенты ДИНА убили Орландо Летельера – бывшего министра иностранных и внутренних дел в правительстве Альенде.
Сами чилийцы признают себя самыми «холодными» среди «горячих» латиноамериканцев, связывая это с многолетним правлением хунты Пиночета. Впрочем, называют и другие причины: изолированность страны, буквально прижатой к тихоокеанскому побережью Андами, и достаточно прохладный климат на большей части ее территории. По распространенной версии, даже название «Чили» происходит от слова ch’iwi – «холод» или «зима»: так называли эту территорию инки и араваки. Однако, несмотря на относительную «холодность» чилийцев, Пиночету и его соратникам, помимо прочего, удалось создать в Чили то, чего в этом государстве никогда не было – массовое повстанческое движение с формированием не малочисленных террористических групп, а полноценных партизанских отрядов.
Несмотря на жестокие репрессии, в Чили активизировались повстанцы Левого революционного движения (MIR), которое, казалось, было полностью разгромлено в сентябре 1973 года: 92 % членов этой организации были тогда убиты либо арестованы. Очень скоро эти лихие ребята пришли в себя и уже в 1975 году развернули партизанскую войну, организовав 6 баз на приграничной территории Аргентины – в Андах. В том году они провели 132 операции – экспроприации, нападения на склады и казармы, казни сотрудников политической полиции ДИНА и осведомителей.
А в первой половине 1976 года – уже 202 боевые операции, в ходе которых они освободили 38 своих товарищей, экспроприировали 6 с лишним миллионов эскудо, вывели из строя 16 самолетов и вертолетов, 29 раз атаковали казармы, посты карабинеров, отделения полиции и ДИНА. Но и в Аргентине в марте 1976 года произошел военный переворот, после чего, в июне, по базам чилийских партизан были нанесены авиаудары, от которых погибло от 800 до 1 200 бойцов. Количество боевых акций сократилось до нескольких десятков в год. Число операций вновь увеличилось после падения в октябре 1983 года военной диктатуры в Аргентине.
В начале 80-х годов появились вооруженные отряды коммунистического «Патриотического фронта Мануэля Родригеса» (ФПМР) и левохристиаского «Движения единого народного действия» (МАПУ, Movimiento Juvenil Lautaro).
Именно повстанцы ФПМР 7 сентября 1986 года организовали покушение на Аугусто Пиночета, во время которого погибли 5 его телохранителей, но сам диктатор получил лишь лёгкое ранение. Повстанцев подвёл гранатомёт, который вначале дал осечку, а вторая граната пробила лобовое стекло автомобиля диктатора, но не взорвалась.
Рауль Алехандро Пеллегрин (команданте Хосе Мигель), основатель и лидер ФПМР
А в 1987 году появились и вооруженные отряды Социалистической партии.
В 1988 году было зафиксировано 40 нападений на предприятия американских компаний. Полагают, что именно из-за давления их владельцев на правительство США власти этой страны тогда отказали Пиночету в поддержке после его поражения на организованном им плебисците.
Для народа Чили экономические результата правления Пиночета оказались неутешительными. До начала 1990-х годов 40 % чилийцев находились за чертой бедности, восстанавливаться прослойка среднего класса начала лишь во второй половине 90-х. А сейчас, без диктатуры, материальное положение чилийцев выровнялось, и такого резкого разделения на богатых и бедных уже нет. Несмотря на то, что у методов Пиночета неожиданно оказалось много поклонников в других странах, многие чилийцы упорно говорят, что добились нынешнего достаточно высокого уровня жизни, «несмотря на многолетнее правление Пиночета».
И действительно, наибольших успехов в экономике эта страна достигла именно за последние 30 лет. Однако за чертой бедности еще живут около 10 % чилийцев. Массовые, сопровождавшиеся многочисленными погромами, протесты в Чили, начавшиеся осенью 2019 года, показали, что тяжелое наследие ультралиберальных реформ по рецептам Фридмана еще не преодолено. Повод может показаться ничтожным – повышение цены на проезд в столичном метро на 30 песо – около 2,5 рубля. Однако и эти деньги для многих чилийцев из бедных кварталов были не лишними.
Многим стало понятно, что тяжелое наследие ультралиберальных реформ по рецептам Фридмана преодолеть в Чили еще не сумели.
В заключительной статье будет рассказано о попытках либерализации режима хунты и плебисците 1988 года, о войне, которая едва не началась между Чили и Аргентиной, уголовном преследовании Пиночета и его соратников, а также о российских либералах – поклонниках чилийского диктатора.