05 сентября 2022

Долгая агония режима Пиночета и печальный итог жизни диктатора

Долгая агония режима Пиночета и печальный итог жизни диктатора


Сегодня мы закончим рассказ о Чили времен Альенде и Пиночета и поговорим о попытках либерализации режима хунты, уголовном преследовании Пиночета и его соратников, а также о российских либералах – поклонниках чилийского диктатора.


Попытки либерализации режима хунты


В конце 70-х годов XX столетия Пиночет стал пытаться обелить себя и чилийский режим в глазах мирового сообщества. Он даже сказал в одном из интервью:

«Я не диктатор, просто у меня сердитое лицо».

Действительно, «сердитое»:


Пиночет и соратники, 1973 г.

Говорил он также:

«Это никогда не было диктатурой. Это была диктабланда».

(«Демократура» – от латинских слов dura – твердая, и blanda – мягкая).

«Я демократ, но в моем понимании этого слова. Все зависит от того, что вкладывается в понятие демократии».

И ещё:

«Демократия в самой себе несет зерно собственного разрушения, демократию необходимо время от времени купать в крови, чтобы она оставалась демократией».

В 1977 году печально знаменитое Управление национальной разведки (DINA) было преобразовано в Национальный информационный центр.

Чтобы придать власти Пиночета хотя бы видимость легитимности, 4 января 1978 был проведен референдум, получивший название «Национальные консультации по политической программе президента Аугусто Пиночета». Давление на избирателей оказывалось даже посредством бюллетеней, где в поле «за» был изображен чилийский флаг, в то время как в поле «против» – черный прямоугольник.

Голосование проводилось под пристальным наблюдением военных и спецслужб. В атмосфере всеобщего страха Пиночету удалось набрать 78 % голосов, однако практически ни в одной стране мира итогам этих «консультаций» не придали никакого значения. Тем не менее Пиночет на 8 лет объявил себя «конституционным президентом» с правом нового переизбрания (однако в 1986 году выборы так и не состоялись).

На грани войны с Аргентиной


В декабре того же 1978 года Чили едва не вступило в войну с Аргентиной из-за акватории и островов пролива Бигль (назван в честь знаменитого корабля, на котором совершил свое плавание Чарльз Дарвин), отделяющего главный остров архипелага Огненная Земля от лежащих южнее островов Осте, Наварино и других, более мелких.

2 мая 1977 года международная арбитражная комиссия признала их территорией Чили, аргентинцы не согласились, их приготовления были более чем серьезными: в бой они намеревались бросить армию из 135 тысяч человек, авианосец, крейсер, 4 эсминца, 2 корвета, 2 десантных корабля, 4 подводные лодки, 120 танков и нескольких сотен бронетранспортеров. У чилийцев на том направлении было 80 тысяч солдат, на море – всего одна подводная лодка. По количеству самолетов армия вторжения превосходила чилийскую в три раза.

К своей операции, получившей название «Суверенитет», аргентинцы надеялись привлечь имеющих территориальные претензии к Чили Боливию и Перу. На последнем совещании 21 декабря аргентинский генерал Менендес заявил старшим офицерам III корпуса, что новый 1973 год они встретят в Сантьяго – в президентском дворце Ла-Монеда с бокалами шампанского в руках.

Однако американцы спасли своего «сукиного сына» Пиночета. По неофициальным каналам президент США Д. Картер отправил в Буэнос-Айрес чрезвычайно жесткое заявление:

«Если вы швырнёте даже единственный камушек, каким бы крошечным он ни был, правительство Соединённых Штатов и все наши союзники по НАТО будут рассматривать Аргентину как агрессора со всеми вытекающими последствиями».

Ослушаться «мирового жандарма» аргентинцы не посмели: операция «Суверенитет» была остановлена в самый последний момент – за 4 часа до назначенного времени перехода границы. При посредничестве папы римского переговоры Аргентины и Чили продолжались до марта 1985 года. В конце концов спорные территории были поделены по фарватеру пролива Бигль.

Плебисцит 1988 года и поражение Пиночета


В 1980 году в Чили была принята новая конституция, провозглашающая свободу выборов, деятельности политических партий и профсоюзов. Однако в силу она должна была вступить лишь через 8 лет. На 5 сентября 1988 года был назначен плебисцит: по замыслу Пиночета, граждане должны были проголосовать за то, чтобы он остался у власти. Но даже в случае поражения Пиночета, его полномочия продлевались ещё на год.

17 партий объединились в один блок, призывая своих сторонников сказать «нет». Среди них оказались даже христианские демократы, которые поддержали Пиночета осенью 1973 года. А ведь Патрисио Эйлвин, который теперь возглавлял Христианско-демократическую партию, в августе 1973 года (за месяц до путча) заявлял, что военная диктатура лучше, чем марксистская. Именно Эйлвин, кстати, и стал новым президентом Чили.


Патрисио Эйлвин

Группу международных наблюдателей возглавил бывший премьер-министр Испании Адольфо Суарес.

Как и все диктаторы, Пиночет и сам верил сообщениям официальных средств массовой информации и докладам подхалимов о всеобщей лояльности (и даже любви) простых граждан. Но последний митинг его противников перед плебисцитом, на который пришли около миллиона человек, заставил его засомневаться и забеспокоиться.

Сторонники и противники Пиночета перед плебисцитом 1988 года:



В итоге к огромному удивлению Пиночета большинство чилийцев сказали ему «нет» (в Чили этот плебисцит часто и называют «Референдумом «Нет»). Явка составила 97,61 % от всех зарегистрированных избирателей, против продления полномочий Пиночета проголосовали 3 967 579 человек (55,99 %).

Некоторые утверждают, что после поражения Пиночет добровольно сложил полномочия. Но большинство исследователей убеждены, что сделал он это только потому, что его отказались поддержать даже ближайшие соратники, заявившие, что после нового переворота Чили окончательно окажется в роли мирового изгоя.

Уголовное преследование Пиночета


В 1990 году Пиночет вынужден был передать власть гражданской администрации. Он еще оставался командующим сухопутными войсками, что делало возможным новый государственный переворот и возвращение власти хунты. Наконец, еще через 8 лет постаревший диктатор ушел в отставку, став пожизненным сенатором и получив иммунитет от уголовного преследования в Чили.

Но неожиданно он получил удар там, где совсем не ожидал – в Лондоне, куда прилетел по приглашению британского Министерства обороны и где планировал пройти курс лечения в одной из частных клиник. Здесь 16 октября 1998 года Пиночет был арестован на основании ордера, выданного судом в Испании по заявлению когда-то репрессированных режимом Пиночета граждан этой страны.

Бывший диктатор находился под домашним арестом около полутора лет, но был освобождён в марте 2000 года. Однако уже в августе того же года Верховный суд Чили лишил Пиночета сенаторской неприкосновенности. Теперь его привлекли к уголовной ответственности уже на родине – по обвинениям в делах, связанных с убийствами, похищениями и пытками политических противников. Но через год адвокаты Пиночета добились прекращения его судебного преследования на основании того, что обвиняемый пребывает в старческом маразме и не понимает сути задаваемых вопросов.


Престарелый Пиночет на судебном заседании

11 марта 2000 года к власти в Чили пришел первый после Альенде президент-социалист – Рикардо Лагос.


Ricardo Lagos

В январе 2001 года уже чилийский суд принял решение о привлечении Пиночета к ответственности за нарушения прав человека. Он снова на полтора месяца был помещен под домашний арест. Однако и на этот раз бывшему диктатору удалось уйти от ответственности – снова под предлогом старческого слабоумия. Но теперь Пиночету пришлось покинуть пост пожизненного сенатора.

В 2004 году прокуратура добилась возобновления уголовных дел по новым эпизодам. Пиночет теперь обвинялся также в казнокрадстве и уклонении от уплаты налогов. И опять – безуспешно.

Уголовное преследование соратников Пиночета


В то время удалось вынести обвинительные приговоры многим соратникам Пиночета. Были осуждены, например, бывший глава Dirección de Inteligencia Nacional (DINA) Мануэль Контрерас, высокопоставленный сотрудник DINA Марсело Морен Брито и бригадный генерал Мигель Краснов (Miguel Krassnoff). «Подвиги» Контрераса и Морена Брито были оценены в 300 лет тюремного заключения (каждому).


Мануэль Контрерас (Manuel Guillermo Contreras) в тюрьме Punta Peuco, 2004 год. Умер в 2015 году


Конвоируемый Марсело Морен Брито (Marcelo Moren Brito), умер в военном госпитале Сантьяго в 2015 году

Мигель Краснов на нескольких судебных процессах был приговорен в общей сложности к 60 годам и 4 дням лишения свободы, и еще 30 лет ему заочно добавили во Франции – чилийский суд признал это решение своих французских коллег.


Мигель Краснов на одном из судебных заседаний

Надо сказать, что Miguel Krassnoff словно решил подтвердить справедливость русской пословицы о том, что яблоко от яблони недалеко падает. Он был сыном белогвардейского полковника Семена Краснова – племянника атамана Петра Краснова, который, как известно, в годы Великой Отечественной войны возглавлял Главное управление казачьих войск германского Имперского министерства оккупированных восточных территорий. А Семен Краснов стал генерал-майором вермахта. Петр и Семён Красновы были повешены по приговору советского суда 16 января 1947 года. А дед Мигеля по матери – сотник Владимир Марченко, выданный в СССР вместе с Семеном Красновым, был осуждён за военные преступления и умер в одном из сибирских лагерей.

Беременная жена Семена Краснова ухитрилась сбежать из лагеря в Лиенце. В австрийском Тироле она родила сына и в 1948 году перебралась вместе с ним в Чили. Здесь превратившийся в Мигеля Михаил Семёнович Краснов-Марченко стал палачом народа страны, приютившей эту семью.

В июле 2018 года были осуждены девять отставных военнослужащих, которые были признаны виновными в похищении, пытках и убийстве Виктора Хары.

Смерть Пиночета


Самого Пиночета, как мы уже говорили, посадить в тюрьму не удалось. Диктатор умер от инфаркта миокарда 10 декабря 2006 года. На момент смерти ему было более 91 года. Его дочь Лусия, которая была одним из идеологов режима хунты и входила в руководство правого «Движения национального действия», выступая на траурном собрании, назвала военный переворот 11 сентября 1973 «пламенем свободы», «осветившим» Чили.


Похороны Пиночета

Однако чилийцы почему-то были не согласны с Лусией. Известие о смерти Пиночета было воспринято ими с нескрываемой радостью. И потому его тело было кремировано, а место захоронения праха засекречено, так как власти опасались, что оно постоянно будет подвергаться осквернению.

Супруга Пиночета и вовсе дожила до 98 лет и умерла 16 декабря 2021 года. В 2007 году она, а также четверо ее детей, в том числе упоминавшаяся Лусия, привлекались к суду по обвинению в хищении государственных средств. Некоторое время члены семьи диктатора находились под домашним арестом. Но, как вы, наверное, догадались, и этот процесс закончился безрезультатно.

Что касается оценки итогов правления Пиночета, долгое время в Чили пытались продвигать теорию «ничьей», согласно которой во времена хунты было не только плохое, но и хорошее. Окончательный крах эти попытки потерпели в 2014 году, когда в Чили был принят закон Prohibe homenaje y/o exaltación de la dictadura cívico militar, запрещающий «почитание или восхваление военно-гражданской диктатуры».

Есть ли в России пулеметы?


Пиночет был, пожалуй, самым известным в СССР зарубежным диктатором, в ненависти к нему воспитывались целые поколения советских людей. Тем удивительнее, что в России у него вдруг оказалось много поклонников, причем считающих себя самыми отъявленными либералами. Юлия Латынина, например, заявила однажды:

«Пиночет расстрелял 5 тысяч коммуняк и построил чудо».

Об этом фальшивом чуде мы с вами уже говорили, не будем повторяться. Небезызвестный А. Сахаров, узнав о военном перевороте, отправил Пиночету подобострастное письмо с просьбой позаботиться о Пабло Неруде. В нем были такие строки:

«Насильственная смерть этого великого человека омрачит на долгие времена объявленную Вами эпоху возрождения и консолидации Чили».

Буквально в любви к Пиночету признавался публицист М. Леонтьев:

«Пиночет и его люди никому не лгали. Чилийскую экономику они превратили в самую жизнеспособную в Латинской Америке. Главное – генерал создал эффективно работающую социальную систему, построенную действительно по либеральному принципу… Мне Пиночет рассказывал, как их гнобили американцы, отказываясь поставлять Чили оружие. И как страну выручили в этом плане коммунистический Китай, Южная Африка и Израиль».

С симпатией отзывался о Пиночете бывший вице-премьер и министр финансов А. Лифшиц:

«Чили – это пример того, что может сделать сильная власть и рыночные реформы».

В ельцинской России к власти в стране пришла целая группа поклонников этого диктатора. Попытки реабилитации Пиночета предпринимались ещё в конце 80-х, когда его вдруг стали объявлять не тираном, а спасителем страны. И решили, что может оказаться очень ценным и полезным опыт реформ, проводимых под дулами автоматов.

А в 1991 году, после прихода к власти Ельцина, в Чили была направлена большая группа молодых экономистов, среди которых оказались, например, Чубайс, Кох, Найшуль, Львин, Васильев, Болдырев и другие. От поездки остались в восторге все, кроме Болдырева. Вернувшись в Москву, Б. Львин писал в газете «Час пик»:

«Я, вызывая на себя огонь критики, готов сказать о величии Пиночета. Да, он оказался великим человеком».

С 1993 года Львин живет в США, работает во Всемирном банке.

Рассказывают, что в 1994 году молодой чиновник из команды Собчака Альфред Кох очень расстроился, забыв свой портфель в помещении комиссии городского Совета по экономической реформе. Причиной волнения было то обстоятельство, что этот портфель был подарен ему лично Аугусто Пиночетом. К радости Коха, портфель ему вернули в целости и сохранности.


А. Р. Кох – председатель Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (1996–1997 гг.), заместитель председатель Правительства Российской Федерации (1997 г.), генеральный директор холдинга «Газпром-Медиа» (2000–2001 гг.), фигурант уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями, прекращенного по амнистии. В 2015 году эмигрировал в ФРГ и в августе того же года в честь дня независимости Украины возложил цветы к могиле С. Бандеры

В 2015 году Вячеслав Игрунов – бывший диссидент, один из основателей партии «Яблоко», депутат Государственной думы первых трёх созывов, в интервью изданию «Лента» рассказал о встречах с участниками поездки в Чили:

«У нас были очень тяжелые споры на эту тему.
Они же размышляли после поездки так: сделать нищим население, чтобы обесценить рабочую силу... сконцентрировать ресурсы в руках немногих, чтобы эти немногие могли конкурировать на международном рынке.
Я им говорил: эти методы приведут к забастовкам и развалу страны.
Они ответили, что понимают это, потому главная задача сначала уничтожить профсоюзы.
Я возразил, что с профсоюзами можно договариваться, а без них будут радикалы и «дикие» акции протеста.
Их ответ на мою реплику ошеломил: «А что, у нас пулеметов нет?»
Их представление о сильной власти – это представление не о государстве, а о диктаторе, который ломает народ через колено и проводит реформы. Фраза «ломать через колено» в этой среде появилась довольно рано».

Опровержений от упомянутых в данном интервью лиц не последовало.


В. Игрунов

Предпринимались попытки экстраполяции чилийских событий на Россию. Составив пропорцию относительно численности населения, было определено, что, в случае воплощения замыслов реформ по рецептам Пиночета, в России должны были подвергнуться репрессиям от 770 до 800 тысяч человек.