SUMPAC на авиасалоне в Фарнборо. Носовой конус снят, чтобы был виден педальный привод. На заднем плане - другой британский мускулолет "Пуффин" (Puffin), о котором пойдет речь ниже.
В дополнение к заметке про "Госсамер Кондор" я решил дать обзор летательных аппаратов с педальным приводом, сооруженных и испытанных в разных странах за последние 60 лет. Думаю, многим это будет интересно.
Итак, первым мускулолетом, самостоятельно (без катапульты или буксира) поднявшимся в воздух, был аппарат SUMPAC (Southampton Univercity Man Powered Aircraft), спроектированный коллективом аспирантов Саутхэмптонского университета. Он впервые оторвался от земли 9 ноября 1961 года и совершил порядка 40 успешных полетов. Самый дальний из них имел протяженность 594 метра и максимальную высоту - 4,5 метра.
Масса аэроплана - 58 кг, размах крыла - 24,4 метра. Каркас изготовлен из дюраля и бальзы с обтяжкой нейлоном.
"Пуффин" появился почти одновременно с SUMPAC и взлетел всего на неделю позже. Его соорудили в рекламных целях на известной авиастроительной фирме "Де Хэвилленд".
Аппарат с винтом за задней кромкой киля выглядел весьма оригинально. Инженеру Джону Уимпенни удалось пролететь на нем 908 метров и этот рекорд продержался 10 лет. Пилот настолько "выложился", изо всех сил вращая педали, что после приземления не смог самостоятельно выбраться из кабины.
Джон Уимпенни в кабине "Пуффина".
Демонстрация "Пуффина" журналистам.
Мускулолет "Ливерпуффин", построенный в середине 1960-х в Ливерпульском университете. Максимальная дальность полета - около 800 метров, высота - 5,2 м. В одном из полетов потерпел аварию и не восстанавливался.
Еще один английский мускулолет "Дамбо", испытанный в 1971 году. В отличие от своего мультипликационного тезки, хорошо летавшего на ушах, он мог лишь "прыгать" на высоту до одного метра и на расстояние 40-45 метров. Вероятно, причина столь удручающих результатов заключалась в слишком слабом "моторе" и недостаточно эффективном винте.
Кабина "Дамбо" без носового обтекателя и обшивки. Хорошо виден велопривод с редуктором, цепной передачей на колесо и карданной - на винт.
Хвостовое оперение "Дамбо" с толкающим пропеллером, форма и диаметр которого явно не соответствуют малой мощности "двигателя". Для мускулолетов гораздо лучше подходят низкооборотные винты большого диаметра с широкими лопастями.
В июне 1972 года рекорд "Пуффина", наконец, побил велолёт "Юпитер", также построенный в Англии и впервые преодолевший километровый рубеж. Его наивысшим достижением был полет на 1236 метров.
"Юпитер" со снятым обтекателем кабины. Видно, что педальный привод действовал как на колесо при движении по земле, так и на винт.
"Двухмоторный" мускулолет "Тукан", спроектированный англичанами Рэдлеттом и Хердсом, впервые поднялся в воздух 23 декабря 1972 года. Применение тандемной велоустановки себя не оправдало, максимальной полетной дистанцией "Тукана" были 640 метров.
Самолет сделан из бальзы, алюминиевого сплава и спруса, его размах составлял 37,4 м, масса - 95 кг.
Сборка кабины "Тукана". Хорошо видна его комбинированная конструкция из тонких деревянных реек и пустотелых металлических балок с отверстиями для облегчения.
В 1976 году в мускулолетную гонку вступили японцы. Их аппарат "Сторк" ("Аист"), сделанный по образцу "Юпитера", пролетел 2270 метров, почти вдвое перекрыв предыдущий рекорд. Но при попытке сделать "восьмерку", чтобы выполнить условие премии Кремера, японский "Аист" скользнул на крыло, упал и разбился.
Кабина "Сторка" и его фюзеляж в процессе сборки.
В заключение - несколько совсем неудачных образцов, которым вообще не удалось преодолеть силу земного притяжения.
"Феникс" - результат предпринятой еще в 1959 году англичанином Дэниэлом Перкинсом безуспешной попытки сделать мускулолет по схеме "летающее крыло".
Новозеландский аппарат тандемной схемы с брутальным названием "Боффин-Коффин" (Boffin-Coffin). Взлететь не смог и впоследствии был уничтожен ураганом вместе с ангаром.
Мускулолет-автожир, сделанный в США в 1967 году, мог только кататься по земле, что и не удивительно, поскольку для взлета винтокрылых летательных аппаратов нужна еще более высокая энерговооруженность, чем для самолетов.
Итак, первым мускулолетом, самостоятельно (без катапульты или буксира) поднявшимся в воздух, был аппарат SUMPAC (Southampton Univercity Man Powered Aircraft), спроектированный коллективом аспирантов Саутхэмптонского университета. Он впервые оторвался от земли 9 ноября 1961 года и совершил порядка 40 успешных полетов. Самый дальний из них имел протяженность 594 метра и максимальную высоту - 4,5 метра.
Масса аэроплана - 58 кг, размах крыла - 24,4 метра. Каркас изготовлен из дюраля и бальзы с обтяжкой нейлоном.
"Пуффин" появился почти одновременно с SUMPAC и взлетел всего на неделю позже. Его соорудили в рекламных целях на известной авиастроительной фирме "Де Хэвилленд".
Аппарат с винтом за задней кромкой киля выглядел весьма оригинально. Инженеру Джону Уимпенни удалось пролететь на нем 908 метров и этот рекорд продержался 10 лет. Пилот настолько "выложился", изо всех сил вращая педали, что после приземления не смог самостоятельно выбраться из кабины.
Джон Уимпенни в кабине "Пуффина".
Демонстрация "Пуффина" журналистам.
Мускулолет "Ливерпуффин", построенный в середине 1960-х в Ливерпульском университете. Максимальная дальность полета - около 800 метров, высота - 5,2 м. В одном из полетов потерпел аварию и не восстанавливался.
Еще один английский мускулолет "Дамбо", испытанный в 1971 году. В отличие от своего мультипликационного тезки, хорошо летавшего на ушах, он мог лишь "прыгать" на высоту до одного метра и на расстояние 40-45 метров. Вероятно, причина столь удручающих результатов заключалась в слишком слабом "моторе" и недостаточно эффективном винте.
Кабина "Дамбо" без носового обтекателя и обшивки. Хорошо виден велопривод с редуктором, цепной передачей на колесо и карданной - на винт.
Хвостовое оперение "Дамбо" с толкающим пропеллером, форма и диаметр которого явно не соответствуют малой мощности "двигателя". Для мускулолетов гораздо лучше подходят низкооборотные винты большого диаметра с широкими лопастями.
В июне 1972 года рекорд "Пуффина", наконец, побил велолёт "Юпитер", также построенный в Англии и впервые преодолевший километровый рубеж. Его наивысшим достижением был полет на 1236 метров.
"Юпитер" со снятым обтекателем кабины. Видно, что педальный привод действовал как на колесо при движении по земле, так и на винт.
"Двухмоторный" мускулолет "Тукан", спроектированный англичанами Рэдлеттом и Хердсом, впервые поднялся в воздух 23 декабря 1972 года. Применение тандемной велоустановки себя не оправдало, максимальной полетной дистанцией "Тукана" были 640 метров.
Самолет сделан из бальзы, алюминиевого сплава и спруса, его размах составлял 37,4 м, масса - 95 кг.
Сборка кабины "Тукана". Хорошо видна его комбинированная конструкция из тонких деревянных реек и пустотелых металлических балок с отверстиями для облегчения.
В 1976 году в мускулолетную гонку вступили японцы. Их аппарат "Сторк" ("Аист"), сделанный по образцу "Юпитера", пролетел 2270 метров, почти вдвое перекрыв предыдущий рекорд. Но при попытке сделать "восьмерку", чтобы выполнить условие премии Кремера, японский "Аист" скользнул на крыло, упал и разбился.
Кабина "Сторка" и его фюзеляж в процессе сборки.
В заключение - несколько совсем неудачных образцов, которым вообще не удалось преодолеть силу земного притяжения.
"Феникс" - результат предпринятой еще в 1959 году англичанином Дэниэлом Перкинсом безуспешной попытки сделать мускулолет по схеме "летающее крыло".
Новозеландский аппарат тандемной схемы с брутальным названием "Боффин-Коффин" (Boffin-Coffin). Взлететь не смог и впоследствии был уничтожен ураганом вместе с ангаром.
Мускулолет-автожир, сделанный в США в 1967 году, мог только кататься по земле, что и не удивительно, поскольку для взлета винтокрылых летательных аппаратов нужна еще более высокая энерговооруженность, чем для самолетов.