На рисунке: доктор Пирогов, крёстный отец наркоза, изобретатель гипса и великий хирург, борец за социальную справедливость
25 ноября 1810 года родился один из выдающихся медиков XIX века Николай Пирогов. Он прославился одновременно как создатель двух научных дисциплин: топографической анатомии и военно-полевой хирургии.
С самого детства Николай проявлял интерес к медицине, особенно ему нравилась игра в больного-пациента. Когда он подрос, его отправили в престижное столичное учебное заведение, однако окончить его он не смог по семейным обстоятельствам: доучиваться было не на что. Знакомый отца профессор Мухин предложил оригинальнейший выход из ситуации — поступить в Московский университет, не дожидаясь окончания школьного курса. Пирогову было всего 14, в университет принимали с 16. Документы подделали, и будущий великий медик смог поступить. Отметим, что вступительные экзамены он сдал на отлично. В годы студенчества ему пришлось содержать овдовевшую мать, братьев и сестёр. Но это не помешало уже в 26 лет стать профессором медицины.
31 августа 1832 года Николай Иванович защитил диссертацию «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством?». В этой работе он поставил и разрешил ряд принципиально важных вопросов, касающихся не столько техники перевязки аорты, сколько выяснения реакций на это вмешательство как сосудистой системы, так и организма в целом.
В то время удачная операция зависела от быстроты хирурга. Они проводились без обезболивания, а потому надо было закончить вмешательство практически за несколько минут — иначе пациенту грозила смерть от болевого шока. Пирогов был «рекордсменом»: ампутацию бедра он мог провести за 1,5–3 минуты! Но хирургу было прекрасно понятно, что, пока не существует обезболивания, медицина так и будет стоять на месте. В арсенале медика был небольшой банальный набор операций на конечностях и поверхностях тела. Те болезни, которые требовали серьёзного внутреннего хирургического вмешательства, считались неизлечимыми.
Пирогова называют крёстным отцом наркоза, несмотря на то первым врачом, проведшим операцию с обезболиванием, был американец, который удалил таким образом опухоль челюсти. А в России первым таким врачом стал Фёдор Иноземцев, Пирогов лишь через неделю после него удалил под наркозом молочную железу у онкобольной.
Но именно благодаря Пирогову наркоз в краткие сроки стал важнейшей неотъемлемой частью медицины. Доктор Пирогов в 1847 году отправился на Кавказ в действующую армию. Там он впервые в мире применил наркоз на поле сражения. За полтора месяца осады русской армией аула Салта Пирогов провёл около сотни операций, причём публичных. Таким образом он пытался убедить раненых, что теперь не стоит бояться адской боли при операциях.
Навыки, полученные на Кавказе, очень пригодились ему во время Крымской войны. Именно тогда он впервые применил гипсовые повязки для фиксации переломов конечностей. О том, чтобы использовать гипс в подобных целях, он подумал, наблюдая за знакомым скульптором Николаем Степановым. Появление гипсовых повязок спасло жизнь и здоровье десятков тысяч людей. Поскольку в те времена фиксировать неподвижно сломанные кости не умели, очень часто они срастались неправильно и человек оставался калекой на всю жизнь. В худшем же случае из-за нагноения приходилось ампутировать конечность. На войне Пирогов неустанно проводил операции. В осаждённом Севастополе он вместе со своими помощниками провёл около 10 тысяч вмешательств, большую часть из них под наркозом. Тогда же, благодаря его содействию, появились сёстры милосердия, которые активно помогали на операциях.
После окончания Крымской войны Пирогов удостоился аудиенции императора Александра II. Хирург, для которого дело было важнее всего, пренебрёг правилами придворного этикета: он напрямую высказал самодержцу, что главные причины поражения в войне — это отсталость России, продажность чиновников и бездарность верховного командования. Александру, естественно, такое поведение не понравилось. Талантливый доктор попал в опалу, был отправлен на должность попечителя в Одессу и Киев, в школы. Там он занялся и педагогической деятельностью. Активно пропагандировал отказ от розог и телесных наказаний для детей в учебных заведениях, так как считал, что они унижают ребёнка, приучают его к рабскому мышлению, которое основано на страхе, а не на осмыслении. Добиться отмены этой варварской практики удалось уже после отставки Пирогова с государственной службы.
В 1859 году он открыл в Киеве воскресную школу. Написал об этом Александру II, отметив, что образование должно занять нишу социального лифта, чтобы люди, вне зависимости от их происхождения, при наличии талантов и трудолюбия могли получать высшее образование. Император опять не оценил деятельности Пирогова, возмущённо отметив, что: «Этот лекарь хочет открыть в России университетов больше, чем кабаков!» Вскоре Пирогов был уволен с государственной службы. Гениальному врачу пришлось ограничиться частной практикой. Он оперировал, к нему съезжались люди со всей России, он ездил в Европу с лекциями.
Когда же в 1877 году грянула Русско-турецкая война, Александру пришлось вспомнить о талантливом учёном. Пирогова попросили заняться медицинской службой на фронте. Ему в тот момент было уже 67 лет, но тем не менее он согласился и самоотверженно трудился для нужд фронта.
Он ушёл из жизни четырьмя годами позже. Диагноз «рак верхнего нёба» Пирогов себе поставил сам. А потом с интересом наблюдал, как светила медицины безуспешно пытались определить болезнь... Это был его последний практический урок для учеников. О том, что учителю было известно о его неизлечимой болезни, они узнали только из его предсмертной записки.
Заслуги Пирогова и для отечественной, и для мировой медицины огромны. Он выдвинул русскую хирургию на одно из первых мест в мире. В 1837–1838 годах опубликовал труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций»; этим исследованием заложил основы хирургической анатомии и определил пути её дальнейшего развития. Он реорганизовал преподавание хирургии, обеспечивая каждому студенту возможность изучить предмет практически. Особое внимание он уделял работе над ошибками, считал практику основным методом улучшения научно-педагогической работы, издал два тома «Анналов хирургической клиники», в которых подверг критике собственные ошибки в лечении больных. По его проекту был создан первый в России анатомический институт, где студенты и врачи могли упражняться в операциях и заниматься прикладной анатомией.
Известен его метод «ледяной скульптуры». Поставив перед собой задачу выяснить формы различных органов, их взаиморасположение, а также смещение и деформацию их под влиянием физиологических и патологических процессов, Пирогов разработал особые методы анатомического исследования на замороженном человеческом трупе. Шаг за шагом удаляя долотом и молотком ткани, он оставлял интересовавший его орган или систему. В результате проведённых исследований им был создан атлас «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх направлениях», снабжённый пояснительным текстом, что прославило хирурга на весь мир.