Примеров важности действий легких сил во время Русско-Японской войны было множество. Достаточно вспомнить хотя бы первую ночь войны, когда японские эсминцы внезапной атакой и торпедированием трех крупных русских кораблей склонили чашу весов военного превосходства на сторону Японии. Значительный урон нанесли японские миноносцы и русским крупным кораблям 2-й Тихоокеанской эскадры в ночь грандиозного Цусимского сражения. К сожалению, русские миноносцы в той войне использовались командованием неумело, и потому не достигли столь же высоких результатов, как японские корабли этого класса. Тем не менее, моряки русских миноносцев не раз в той войне проявили храбрость и настоящий героизм…
ЭСМИНЦЫ ПОРТ-АРТУРСКОЙ ЭСКАДРЫ
Эскадренный миноносец «Грозовой» (типа «Форель»)
из 1-го отряда эсминцев 1-й Тихоокеанской эскадры
1-й ОТРЯД ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ 1-й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ
В состав 1-го отряда эскадренных миноносцев входили 13 кораблей 5-ти разных типов. Поэтому размеры и водоизмещение миноносцев 1-го отряда не были едиными и колебались от 240 до 400 тонн. Флагманом отряда был эсминец «Боевой» - единственный в отряде корабль английской постройки, вступивший в строй в 1900 году. По проекту эсминец должен был иметь скорость не ниже 27,5 узла, однако британцы «схалтурили», и в реальности «Боевой» максимально «выжимал» только 26,7 узла. Зато эсминец имел хорошую для этого класса кораблей дальность: на скорости 15 узлов он проходил 1.580 миль. Вооружение «Боевого» состояло из 1х75-мм и 5х47-мм пушек, а так же 2х381-мм торпедных аппаратов.
В том же 1900 году в строй вступили сразу 4 однотипных эсминца немецкой постройки – «Бдительный», «Бесстрашный», «Беспощадный» и «Бесшумный» (все они относились к типу «Кит»). Эти «германцы» отличались хорошей мореходностью (благодаря высокому полубаку), более мощным торпедным вооружением: 3х381-мм торпедных аппарата (при тех же 1х75-мм и 5х47-мм орудиях) и неплохой для русских эсминцев скоростью в 27,4 узла (дальность 1.200 миль на 15 узлах).
Эсминец «Бдительный» (в постройке назывался «Кит»)
К 1902 году в строй вступили пять однотипных эсминцев французской постройки: «Внимательный», «Выносливый», «Внушительный», «Властный» и «Грозовой». Все эти эсминцы относились к типу «Форель». «Французы» оказались более скоростными и «дальнобойными», чем «немцы» - их скорость достигала 28,4 узла, а дальность 15-узловым ходом – 1.250 миль. Вооружение было идентичным английскому «Боевому»: 1х75-мм, 5-47-мм пушки и 2х381-мм торпедных аппарата.
А вот появившиеся в 1902 году два эсминца постройки Невского завода «Бойкий» и «Бурный» не отличались ни скоростными качествами, ни высокой дальностью (максимальная скорость 26,7 узла, дальность – 1.125 миль, причем не 15-узловым, а только более экономичным 10-узловым ходом). Вооружение соответствовало немецким эсминцам отряда: 1х75-мм, 5х47-мм орудий и 3х381-мм торпедных аппарата. Но главным отличием кораблей русского производства от «иностранных» сослуживцев было то, что их механизмы оказались крайне ненадежными, и то и дело «Бойкий» и «Бурный» оказывались в ремонте. Из-за этого данные эсминцы редко выходили в море, и менее активно, чем остальные корабли отряда, участвовали в боевых действиях.
Эсминец 1-го отряда «Лейтенант Бураков» в окраске военного времени
Замыкал строй эсминцев 1-го миноносного отряда «Лейтенант Бураков», вступивший в строй российского флота в 1900 году, а до этого принадлежавший… Китаю. Эсминец немецкой постройки «Хай Хуа» вошел в состав китайского флота в 1899 году; в июне 1900 года при подавлении восстания боксеров англичане захватили его в составе китайской флотилии, оборонявшей форт Таку. Плененные корабли британцы поделили между союзниками; так «Хай Хуа» и оказался в составе Порт-Артурской эскадры. С поднятием Андреевского флага корабль получил новое название: «Лейтенант Бураков» (в честь офицера канонерки «Кореец», погибшего при штурме форта Таку). Приобретение получилось очень удачным: «Лейтенант Бураков» оказался самым быстроходным кораблем русского флота: его скорость достигала 36,6 узла! Дальность хода «Буракова» - 2.000 миль при 10-узловой скорости. Правда, вооружение «немецкого китайца» было не самым сильным: он имел 6 пушек только 47-мм калибра, и всего 1х381-мм торпедный аппарат. Вообще-то изначально на корабле стояло 2 аппарата, но во время войны один убрали ради облегчения эсминца – учитывая высочайшую скорость «Буракова», который не мог догнать ни один японский корабль, его часто использовали как посыльное судно, а не как боевой корабль.
Участие в боях эсминцев 1-го отряда:
Эсминцы 1-го отряда активно участвовали в боевых действиях, неся сторожевую службу на внешнем рейде Порт-Артура и совершая дальние разведывательные походы (за исключением «Бойкого» и «Бурного», которые из-за ненадежных механизмов редко рисковали выходить далеко в море и в основном занимались прибрежной сторожевой службой).
В ночь на 29 января «Боевой» столкнулся с эсминцем 2-го отряда «Стерегущий» и получил пробоину, из-за которой до марта находился в ремонте. Утром 13 февраля возвращавшиеся из разведки эсминцы «Внушительный» и «Бесстрашный» оказались отрезанными в бухте Цзинчжоу обнаружившими их японскими крейсерами. Под огнем противника «Бесстрашный» пошел на прорыв и смог добраться до Порт-Артура; а командир «Внушительного», считая, что прорыв не удастся, дал приказ экипажу покинуть корабль (по одним сведениям, до этого эсминец был выброшен на берег, по другим – просто оставлен в бухте на воде). Не сопротивлявшийся корабль был расстрелян крейсером «Иосино» (эсминец погрузился в воду по палубу). Впоследствии русские моряки предпринимали несколько попыток поднять «Внушительного», пока 12 мая японские крейсера не добили эсминец артиллерийским огнем.
В ночной схватке 26 февраля «четыре на четыре» между японскими и русскими эсминцами 1-го отряда «Внимательный» артиллерийским огнем нанес серьезные повреждения эсминцу «Акацуки» (тот даже временно потерял ход); японцы же всадили 8 снарядов в «Выносливого» (одна пробоина – подводная). Вскоре противники потеряли друг друга в темноте, и бой прекратился.
В очередном разведывательном походе в ночь на 14 мая эсминец «Внимательный» в районе Цзинджоу наскочил на подводные камни; после нескольких безуспешных попыток снять корабль миноносец «Выносливый» его торпедировал. Через несколько дней японцы обнаружили полуразрушенный эсминец и попытались захватить корабль; но тут разыгравшимся штормом «Внимательного» сорвало с камней, и он затонул.
В ночь на 11 (23) июля во время несения дежурства эсминцы «Боевой» и «Лейтенант Бураков» были торпедированы японскими минными катерами с броненосцев «Микаса» и «Фудзи». «Боевой» едва не переломился пополам; его экипаж одновременно боролся за живучесть корабля и вел огонь по японским кораблям. После боя еле державшийся на воде эсминец отбуксировали на внутренний рейд, но из-за тяжести повреждения ремонтировать не стали. На «Лейтенанте Буракове» после взрыва торпеды затопило машинное отделение, и корабль лишился хода. Буксировка этого эсминца в порт сорвалась: тащивший «Буракова» эсминец «Грозовой» зацепил грунт винтами, погнул гребные валы и тоже потерял ход. По инерции «Буракова» вынесло на мель, а при отливе из-за перегрузок и огромной пробоины в корпусе корабль разломился напополам…
Эсминец «Боевой» в окраске военного времени в гавани Порт-Артура
После сражения 28 июля в Желтом море от возвращавшейся в Порт-Артур эскадры отделились эсминцы «Бесстрашный», «Беспощадный» и «Бесшумный», ушедшие в Циндао; там они были интернированы до конца войны. То же произошло с эсминцем «Грозовой», ушедшим в Шанхай. Эсминец «Бурный» после этого сражения направился во Владивосток, но у мыса Шантунг наскочил в тумане на камни, и был взорван экипажем.
11 августа во время охраны тралящего каравана эсминец «Выносливый» бросился на помощь подорвавшемуся на мине миноносцу 2-го отряда «Разящий», однако тут же сам попал на минное заграждение; от сильнейшего взрыва корабль разломился пополам и затонул (погибли 15 человек, 7 были ранены). 29 октября так же на мине подорвался эсминец «Бдительный»; поврежденный корабль был отбуксирован на внутренний рейд, и в дальнейших боевых действиях не участвовал.
В ночь на 20 декабря – перед сдачей Порт-Артура – были взорваны не имевшие хода из-за повреждений эсминцы «Боевой» и «Бдительный». Остававшиеся еще боеспособными эсминцы «Властный» и «Бойкий» пошли на прорыв блокады и вырвались из порт-артурской ловушки; в ночной темноте они потеряли друг друга, и пошли в разные нейтральные порты. В результате «Властный» разоружился в Чифу, а «Бойкий» в Циндао.
2-й ОТРЯД ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ 1-й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ
Эскадренный миноносец «Решительный» 2-го отряда эсминцев 1-й Тихоокеанской эскадры
Все 12 эскадренных миноносцев 2-го отряда принадлежали к одному типу «Сокол». Созданные по английскому проекту на Невском заводе, они в разобранном виде были доставлены в Порт-Артур, где их собрали и включили в строй эскадры в течение 1901-1904 гг.
Благодаря «точности и успешности» российской постройки и сборки водоизмещение разных эсминцев этой серии, которое вообще-то должно было быть одинаковым, колебалось от 240 до 260 тонн, а скорость - от 26 до 27 узлов. Дальность плавания была очень мала: 10-узловой скоростью доходила всего до 600 миль. Вооружение состояло из 1х75-мм и 3х47-мм пушек, а так же 2х381-мм палубных поворотных торпедных аппаратов.
Участие в боях эсминцев 2-го отряда:
Эсминцы 2-го отряда так же активно участвовали в разведывательных и сторожевых выходах, то и дело сталкиваясь в схватках с эсминцами и крейсерами противника. 26 февраля 1904 г в неравном бою с японским отрядом погиб «Стерегущий» (48 убитых, 3 раненых), не спустивший флаг перед превосходящими силами врага. 31 марта судьбу «Стерегущего» повторил эсминец «Страшный». В ночной темноте он по ошибке пристроился не к своему, а к японскому отряду; на рассвете, увидев, что это противник, «Страшный» вступил в неравный бой и геройски погиб (спасти удалось только пять моряков).
27 июля, накануне попытки прорыва Порт-Артурской эскадры из осажденной крепости, завершившейся сражением в Желтом море, эсминец «Решительный» прорвался сквозь японский заслон и пришел в Чифу с донесением о будущем прорыве и приказом Владивостокским крейсерам выйти навстречу эскадре. Это донесение русский консул должен был передать во Владивосток (то самое сообщение, которое запоздало и решило судьбу крейсера «Рюрик»). Выполнивший задачу экипаж считал, что ему ничто не угрожает, хоть рядом и оказался японский эсминец: по международным правилам противники не имели права вести боевые действия в нейтральном порту. Тем не менее, в ночь на 30 июля японские моряки в нарушение всех законов внезапно высадили на «Решительный» десант и захватили русский корабль.
Бой эсминца «Стерегущий» против 4х японских эсминцев и 2х крейсеров
11 августа на мине подорвался и встал на длительный ремонт «Разящий» (3 убитых, 12 раненых); больше этот корабль в боевых действиях не участвовал. В ночь 31 октября на внешнем рейде Порт-Артура на минах подорвались вышедшие на разведку эсминцы «Стройный» (4 убитых, 11 раненых) и «Сильный» (7 раненых); оба корабля встали на длительный ремонт – до самого падения Порт-Артура.
В ночь со 2 на 3 ноября с донесениями о состоянии эскадры и войск, обороняющих Порт-Артур, на прорыв японской блокады был послан эсминец «Расторопный». Удачно проскочив мимо вражеского заслона, «Расторопный» к вечеру 3 ноября прибыл в Чифу и передал донесения русскому консулу. Однако выход из бухты тут же перекрыли два японских крейсера и целый отряд эсминцев. Зная о судьбе захваченного здесь же «Решительного», командир «Расторопного» приказал открыть кингстоны и взорвать свой корабль.
3 декабря, отражая атаки японских миноносцев на готовившийся к прорыву броненосец «Севастополь», эсминец «Сторожевой» на полной скорости закрыл своим корпусом «Севастополь», приняв в себя шедшую точно на броненосец торпеду (при взрыве было ранено 5 матросов). Совершив этот подвиг, командир эсминца лейтенант А.И. Непенин (в 1-ю мировую войну стал командующим Балтийским флотом) еще успел направить тонущий эсминец к берегу, посадив его на мель, чем спас весь экипаж.
В ночь на 20 декабря 1904 года, накануне сдачи Порт-Артура японцам, решилась судьба всех еще остававшихся в составе 2-го отряда эсминцев. Не способные к плаванию из-за полученных ранее тяжелых повреждений «Стройный», «Разящий», «Сильный», «Сторожевой» были затоплены. Остальные четыре корабля пошли на прорыв блокады, и прорвались: «Сердитый», «Скорый», и «Статный» - в Чифу, «Смелый» - в Циндао. Там эти эсминцы разоружились до конца войны, а после ее окончания вошли в состав Сибирской флотилии.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ФЛОТА
(канонерки и минно-тральные корабли Порт-Артурской эскадры)
Не обладавшие ни эффектным видом, ни высокой огневой мощью, подобной главным ударным кораблям флотов, небольшие канонерские лодки и вспомогательные корабли, тем не менее, тоже играли огромную роль в войне. Русские канонерки обеспечивали оборону гавани Порт-Артура и осуществляли артиллерийскую поддержку оборонявшим крепость сухопутным войскам. А разнообразные почти невооруженные «вспомогачи», хоть и не участвовавшие непосредственно в артиллерийских дуэлях и торпедных атаках, зачастую своими действиями приводили к серьезным потерям противоборствующих сторон, временами даже определяя исход сражения или операции. Так, именно действия японских минных заградителей лишили 1-ю Тихоокеанскую эскадру флагманского броненосца и лучшего адмирала русского флота. А удачные минные постановки русских транспортов стали причиной гибели двух японских броненосцев, крейсера и нескольких эсминцев; кроме того, еще целый ряд кораблей противника после подрыва на русских минах был вынужден встать длительный ремонт…
Канонерская лодка «Отважный» Порт-Артурской эскадры
КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ
Порт-Артурская эскадра располагала четырьмя канонерскими лодками; эти небольшие артиллерийские корабли предназначались для сторожевой службы, охраны гавани, а так же для обстрелов вражеских сухопутных войск, действующих в прибрежных районах.
Самой старой канонеркой Порт-Артурской эскадры являлась лодка «Бобр», вступившая в строй еще в 1885 году. Этот небольшой, плоскодонный, едва превышавший 1.000 тонн водоизмещения корабль мог двигаться со скоростью 11,2 узла; он имел бронированную палубу (12,7 мм) и довольно тяжелое для своих небольших размеров (но в основном старое) артиллерийское вооружение: 1х229-мм, 1х152-мм, 6х107-мм и 4х37-мм орудия.
Однотипные канонерские лодки «Гремящий» (1893 г) и «Отважный» (1894 г) являлись развитием проекта «Бобр» увеличенных размеров и водоизмещения. Они получили более основательное бронирование: палуба 19-38 мм, рубка 25 мм, и даже броневой пояс (по примеру броненосцев) 70-127 мм; вид брони – устаревший стальной. Вооружение поначалу соответствовало типу «Бобр»: 1х229-мм, 1х152-мм орудия; но перед войной (в 1903 г) его дополнили более современными скорострельными 4х75-мм и 6х47-мм пушками. Кроме того, «Гремящий» и «Отважный» несли каждый по 2х381-мм торпедных аппарата и 20 мин заграждения. Будучи в полтора разу тяжелее «Бобра» эти канлодки «бегали» более «резво» - они давали 14,2 узла скорости.
Канонерка «Гиляк», вступившая в строй в 1898 году, имела более легкое, зато более современное вооружение: 1х120-мм, 5х75-мм, 4х47-мм, 2х37-мм орудия и 1 торпедный аппарат. Бронирование «Гиляка» полностью соответствовало бронированию «Бобра» - палуба 12,7 мм. Скорость нового корабля была несколько выше – 12 узлов.
УЧАСТИЕ КАНОНЕРОК В БОЯХ:
Во время осады Порт-Артура все эти канонерки активно использовались для сторожевой службы и артиллерийской поддержки войск, оборонявших крепость. В начале августа (5.08.1904) при одном из выходов для обстрела противника канлодка «Гремящий» на внешнем рейде Порт-Артура подорвалась на мине и затонула (8 убитых, 12 раненых). Канонерки «Гиляк» и «Бобр» погибли на внутреннем рейде Порт-Артура под 280-мм снарядами японской осадной артиллерии после того, как занявшие гору Высокую японцы начали прицельный расстрел русских кораблей. «Гиляк» затонула после прямого попадания 25 ноября, а «Бобр» - 13 декабря 1904 года. Спасаясь от обстрела и для прикрытия артиллерийским огнем готовившегося к прорыву броненосца «Севастополь» канонерка «Отважный» перешла в бухту Белый Волк. Там, скрытая от глаз японских артиллерийских корректировщиков, канлодка приняла участие в отражении множества атак японских миноносцев на русский броненосец, а получив известие о капитуляции крепости, экипаж «Отважного» 19 декабря затопил свой корабль, чтобы он не достался врагу.
Минный транспорт «Амур» в окраске военного времени
МИННО-ТРАЛЬНЫЕ СИЛЫ 1-й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ
В составе Порт-Артурской эскадры к началу войны с Японией имелось два специализированных минных транспорта одного типа: «Енисей» и «Амур». (Минные транспорты – так по классификации того времени, сегодня такие корабли называют минными заградителями) Данные корабли водоизмещением 2.500 тонн (оба вступили в строй в 1901 г) имели оригинальную систему постановки мин по проекту лейтенанта В.А. Степанова, которая обеспечивала установку 10 мин в минуту. На начало ХХ века это были лучшие в мире минные заградители специальной постройки. Они могли двигаться со скоростью 18,1 узла, и при 10-узловом ходе достигали дальности 3.600 миль. Вооружение «Енисея» и «Амура» состояло из 5х75-мм и 10х47-мм пушек; главное же оружие каждого транспорта представляли 450 мин заграждения.
«Енисей» и «Амур» предназначались для постановки минных заграждений на путях противника. А вот для траления японских минных постановок в Порт-Артуре использовались минные крейсеры. Вообще-то минные крейсеры являлись предшественниками истребителей (эскадренных миноносцев), и поначалу они проектировались для борьбы с малыми миноносцами противника. В сравнении с появившимися вскоре эскадренными миноносцами минные крейсеры обладали значительно худшей мореходностью, более низкой скоростью и артиллерийским вооружением только самых малых калибров. Поэтому с постройкой достаточного количества миноносцев устаревшая концепция минных крейсеров вынудила морское командование использовать эти корабли только для вспомогательных целей: для конвойной, сторожевой и тральной службы.
В Порт-Артурской эскадре находилось два корабля этого класса: «Всадник» и «Гайдамак» (оба вступили в строй в 1894 г). Их максимальной скоростью были 22,5 узла; дальность 10-узловым ходом достигала 1.600 миль (однако при такой дальности из-за плохой мореходности минные крейсера не рисковали удаляться в открытое море, действуя в прибрежных районах). Их вооружение состояло из 6х47-мм, 3х37-мм пушек и 2х381-мм торпедных аппаратов.
УЧАСТИЕ ТРАНСПОРТОВ В ВОЙНЕ:
Головной корабль серии минных транспортов «Енисей» участвовал в войне всего три дня, успев за это время осуществить 3 минные постановки (выставил 400 мин). На последней постановке 29 января 1904 г в районе порта Дальний при маневрировании «Енисей» занесло на его же только что выставленное заграждение; корабль подорвался на мине и затонул (погибло 89 человек, ранено 35). Среди погибших был и командир «Енисея», капитан 2 ранга В.А. Степанов, автор этого проекта; он отказался покинуть тонущий корабль и вместе с ним ушел на дно. Впоследствии на этом же заграждении подорвалось и погибло японское военное судно.
«Систершип» «Енисея» минзаг «Амур» за время участия в войне провел 7 минных постановок, выставив 439 мин. На его заграждениях противник потерял 2 броне¬носца («Хацусе» и «Ясима»), посыльное судно, истребитель и миноносец. При выходе 28 марта «Амур» получил повреждение корпуса, наскочив на затопленный японцами у входа в Порт-Артурскую гавань брандер. После ремонта «Амур» вновь приступил к минным постановкам, но 3 июня он пропорол днище о подводный камень и вновь встал на ремонт. К тому времени в Порт-Артуре закончились мины заграждения, и из-за отсутствия главного оружия «Амур» стали использовать как плавбазу.
5 декабря «Амур» был поражен огнем японской осадной артиллерии, методично расстреливавшей стоявшие в гавани русские корабли, и лег на грунт (надстройки торчали над водой); а 20 декабря перед сдачей крепости экипаж «Амура» взорвал свой полузатопленный корабль, чтобы враг не мог его отремонтировать и ввести в строй своего флота.
Как уже говорилось выше, быстро устаревшие как вид атакующих кораблей минные крейсеры при обороне Порт-Артура активно использовались для конвойной, сторожевой и особенно траль¬ной службы. Этим они занимались на протяжении всего 1904 года. А в конце обороны Порт-Артура, после потопления японской артиллерией крупных кораблей русского флота, настал черед и небольших минных крейсеров. «Всадник» был расстрелян и потоплен 2 декабря, а 20 декабря перед сдачей крепости экипаж «Гайдамака» затопил и его (правда, впоследствии оба этих корабля были японцами подняты и отремонтированы).
Кроме описанных в предыдущих частях кораблей Тихоокеанской эскадры, перед войной российский флот держал в наиболее важных портах Китая и Кореи некоторое количество своих боевых кораблей, выполнявших стационерные функции. Они обеспечивали сторожевой и полицейский контроль дальневосточных колониальных вод в интересах Российской империи - в противовес другим европейским государствам, тоже проводившим на Тихом океане свою колониальную политику. Присутствие русских боевых кораблей в иностранных Дальневосточных портах защищало интересы Российской империи перед другими европейскими государствами.
РУССКИЕ СТАЦИОНЕРЫ СИБИРСКОЙ ФЛОТИЛИИ
В основном к этой полицейской службе «угрозы флагом империи», не требовавшей обязательного присутствия в данной зоне мощных сил, привлекались или легкие, или устаревшие корабли: их задачей было напоминание одним своим видом, что в случае необходимости здесь могут появиться и главные силы русского флота. Как правило, стационерная служба поручалась крейсерам (обычно 2-го ранга) и канонерским лодкам. Организационно русские стационерные корабли числились в Сибирской флотилии, руководившейся не из Порт-Артура, а из Владивостока.Крейсер 2 ранга (бывший клипер) «Разбойник»
Накануне войны в Талиенване находились сразу два русских стационера: однотипные крейсеры 2 ранга - «Джигит» и «Разбойник». Эти старые корабли (вступили в строй соответственно в 1877 и 1879 гг.) представляли собой бывшие парусно-винтовые клиперы, в 90-е годы перевооруженные и переведенные в разряд крейсеров 2 ранга. К началу войны безнадежно устаревшие «Джигит» и «Разбойник» боевой ценности уже не представляли: эти так называемые «крейсеры» еле-еле достигали скорости 13 узлов, и способны были пройти максимум 1.600 миль. Слабым было и их вооружение, которое состояло из старых короткоствольных 2х152-мм и 4х107-мм пушек, пусть и дополненных 10-ю более новыми 47-мм и 37-мм «мелкашками», а так же 1х381-мм торпедным аппаратом. Поэтому оба бывших клипера использовались как учебные суда – на них только что призванные во флот молодые моряки осваивали морское дело, заодно выполняя и стационерные задачи.
В Инкоу стояла канлодка «Сивуч» (шведской постройки, в строй в 1885 г); она являлась точной копией головной канонерки этой серии «Бобр», служившей в Порт-Артурской эскадре и описанной в предыдущей части. Имея такое же, как на «Бобре», бронирование (палуба 12,7 мм) и вооружение (1х229-мм, 1х152-мм, 6х107-мм и 4х37-мм орудия), «Сивуч» все же благодаря лучше сохранившимся котлам двигалась с несколько более высокой скоростью, чем ее «порт-артурский двойник» – 11,7 узла.
В Шанхае стационерные функции выполняла канонерка «Мачжур» (в строй в 1887 г). «Манчжур» представляла собой мореходный корабль с парусной оснасткой (правда, перед самой войной рангоут был уменьшен). Скорость хода «старушки» тоже оставляла желать лучшего: всего 13,5 узлов; дальность хода 10-узловой скоростью – не более 2.660 миль. Так называемое «бронирование» устаревшей «почти парусной» канонерки было «чисто символическим» - палуба имела толщину не более 10 мм. Старинным было и недальнобойное артиллерийское вооружение: 2х203-мм, 1х152-мм и 4х107-мм орудия, которые дополняли 6 «малокалиберок» (47-мм и 37-мм) и 1 торпедный аппарат (непонятно, зачем установленный на неповоротливом тихоходе).
В корейском порту Чемульпо находилась в качестве стационера канонерская лодка «Кореец» (вступила в строй в 1888 г.), однотипная и абсолютно одинаковая с описанной выше канонеркой «Мачжур». Службу в Чемульпо лодка «Кореец» несла вместе с крейсером 1 ранга «Варяг».
В отличие от всех остальных стационерных кораблей, старых и приписанных к Сибирской флотилии, новейший крейсер «Варяг» официально числился в составе Порт-Артурской эскадры. Однако, получив задание командования находиться в распоряжении российского посла в Чемульпо (Корея), он поневоле превратился в стационер, а с началом войны так и не присоединился к своей эскадре (почему я и вынес «Варяг» в раздел стационерных кораблей). Бронепалубный крейсер 1 ранга «Варяг» (построен в США, в строй в 1901 г) относился к проекту дальних 6.000-тонных океанских разведчиков (к которому принадлежали и русские крейсеры типа «Паллада», и «Аскольд»). Данные корабли рассчитывались на боевое превосходство над более легкими крейсерами «эльсвикского» типа, входившими в то время в состав многих флотов мира (в том числе и в японский флот). Для этого «Варяг» получил более мощное, чем на «эльсвикцах», вооружение: 12х6-дм (152-мм), 12х75-мм и 8х47-мм «противоминных» пушек, а так же 6х381-мм торпедных аппаратов и 22 мины заграждения. Правда, для облегчения корабля и достижения высокой скорости на «Варяге» и ему подобных крейсерах бронирование палубы было не слишком толстым (38-76 мм), а орудия вообще не имели щитов; зато рубка была забронирована до 152 мм («эльсвикцы» в лучшем случае имели вдвое тонкую, а то и вовсе не бронированную рубку).
Крейсер 1 ранга «Варяг» в довоенной окраске
Скорость «Варяга» была высокой, позволявшей ему догонять «эльсвикские» крейсера – более 23 узлов (а на сдаточных испытаниях он смог даже кратковременно «выжать» 24,5 узла). Правда, некоторые исследователи, опираясь на высказывания командира «Варяга» капитана 1 ранга В.Ф. Руднева, утверждают, что якобы американские кораблестроители при испытаниях «надорвали» котлы корабля, после чего он не мог превысить 20 узлов (а иные даже договариваются вообще до 14 узлов!). Однако это не соответствует действительности: на очередных испытаниях осенью 1903 года «Варяг» 12 часов шел со скоростью 23,2 узла (о чем есть официальный отчет). Вполне вероятно, что Руднев просто «несколько приукрасил» действительность, чтобы еще больше драматизировать картину гибели своего корабля. Неплохой была и дальность плавания «Варяга»: при стандартной загрузке угля он мог пройти 10-узловым ходом 3.680 миль, и в перегрузе – даже 6.100 миль. В результате российский флот со вступлением в строй «Варяга» получил неплохой океанский крейсер – одиночный разведчик и охотник за вражеским судоходством. Правда, из-за полного отсутствия защиты артиллерии и расположения всех орудий вдоль бортов возможность его использования в составе эскадры была явно ограниченной.
УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ:
С началом боевых действий бывшие клиперы «Джигит» и «Разбойник» прекратили стационерную деятельность и поспешно вернулись в Порт-Артур. Там они, как неспособные к современным боевым действиям, использовались в основном в качестве брандвахт. С началом штурмов Порт-Артура японской пехотой эти корабли были разоружены. Их артиллерия и экипажи пошли на сухопутную оборону крепости; сами учебные суда перед сдачей Порт-Артура 20.12.04 г были затоплены.
Канонерка «Сивуч» занималась стационерной службой в портах Китая и Кореи с 1886 года; так же ее использовали для изучения гидрографии Тихого океана и для охраны лежбищ морских котиков от американских браконьеров. Некоторое время «Сивуч» даже являлась флагманом Сибирской флотилии. Как уже говорилось выше, начало войны «Сивуч» встретила, находясь в роли стационера в китайском порту Инкоу. Здесь канлодка и продолжала нести стационерную и охранную службу до июля 1904 года, пока приближение японских войск не заставило русских отступить вглубь Манчжурии. Оставшаяся в одиночестве «Сивуч» попыталась уйти от японцев по реке Ляохэ, однако пройдя 125 верст вверх по течению, канлодка застряла на перекатах, неспособная пройти по малым глубинам. По приказу командующего русской армией экипаж лодки влился в состав сухопутных войск, взорвав перед этим «Сивуч»», чтобы канонерка не досталась противнику.
Канонерка «Сивуч» на реке Ляо перед гибелью 20 июля 1904 года
Канонерская лодка «Манчжур» несла стационерную службу на Дальнем Востоке с 1889 года; в 1900 году она принимала участие в подавлении китайского восстания боксеров. В начале Русско-Японской войны «Мачжур» исполняла роль стационера в Шанхае. Этот китайский город уже до войны находился под контролем Японии, и с началом боевых действий русская канлодка оказалась блокированной в порту. Имея небольшие шансы вырваться, и опасаясь, что в случае успешного выхода в море тихоходная канонерка не сможет оторваться от японских крейсеров, командир «Манчжура» согласился интернировать свой корабль. Это спасло «Манчжур» от гибели; по окончании войны канонерка вернулась в состав Сибирской флотилии.
Находившиеся в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» оказались блокированы японским крейсерским отрядом уже накануне нападения японцев на Порт-Артур. Причем русские корабли могли бы избежать блокирования: командир «Варяга» капитан 1 ранга Руднев чувствовал приближение войны, и еще до начала боевых действий просил у командования разрешения увести крейсер в Порт-Артур, но получил отказ.
«Варяг» и «Кореец» 28.01(9.02)1904 г идут в бой
Утром 27 января (8 февраля) 1904 года «Варяг» и «Кореец» были блокированы отрядом адмирала Уриу (2 броненосных, 4 бронепалубных крейсера и 8 миноносцев). Решив прорваться в Порт-Артур, Руднев на следующий день вывел русские корабли в море и вступил с японской эскадрой в бой. После часа ожесточенной перестрелки получивший множественные повреждения «Варяг» вернулся на рейд Чемульпо. На крейсере была выбита значительная часть артиллерии, уничтожены 2 дальномерных поста, без которых невозможно вести орудиями прицельный огонь, убито 39 и ранено 74 человека (двое из них вскоре умерли); сопровождавшая «Варяг» канонерка «Кореец» повреждений и потерь не имела. Ввиду невозможности повторения прорыва, чтобы не сдавать корабли противнику, на общем собрании всего офицерского состава было принято решение взорвать крейсер и канонерку. Однако при взрыве «Корейца» порт и город засыпали горящие обломки, что привело к многочисленным протестам китайского населения и экипажей стоявших в порту нейтральных судов. Поэтому «Варяг» не взорвали, а затопили, надеясь после победного окончания войны поднять крейсер и вернуть его в строй (однако война окончилась не так, как ожидали, и по ее окончании «Варяг» подняли и ввели в строй своего флота японцы). Экипажи русских кораблей были размещены на иностранных судах, и потому моряки в плен не попали, а в марте-апреле вернулись в Россию.
Избитый крейсер «Варяг» перед затоплением
В своем рапорте о проведенном бое Руднев доложил о потоплении японского крейсера и миноносца, а так же о повреждении еще двух крейсеров (по японским отчетам их крейсера повреждений не имели, а миноносцы вообще в бою не участвовали). И, так как в начале русско-японской войны российский флот нес только потери, бой «Варяга» и «Корейца» был расценен российским руководством как подвиг. Все офицеры обоих кораблей были удостоены орденов Св. Георгия 4-й степени, а нижние чины – знаков отличия этого ордена («солдатских Георгиевских крестов»). Кроме того, все участники боя были награждены специально учрежденной медалью «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», а матросы обоих кораблей получили в подарок от императора именные часы.
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ОТРЯД КРЕЙСЕРОВ
Основная масса кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры базировалась на Порт-Артур, являвшийся главной базой российского Тихоокеанского флота. Однако кроме Порт-Артура военно-морской базой России на Дальнем Востоке являлся так же Владивосток, в порту которого находился отдельный крейсерский отряд, состоявший из четырех крейсеров 1-го ранга и одного вспомогательного крейсера. Действия этого небольшого крейсерского отряда во время войны оказались более активными и эффективными, чем действия всей большой Порт-Артурской эскадры, и распространились на довольно широкую зону Тихого океана.Так же для защиты Владивостокского военного и Николаевского гражданского портов из состава Сибирской флотилии было выделено 17 малых номерных миноносцев прибрежного действия (10 во Владивостоке и 7 в Николаеве).
Флагман Владивостокского отряда крейсер «Россия»
В состав Владивостокского отряда входили крейсеры 1 ранга: броненосные «Россия», «Громобой», «Рюрик» и бронепалубный «Богатырь»; а так же вспомогательный крейсер «Лена». С началом боевых действий для обороны Владивостока из состава Сибирской флотилии был выделен отряд из 10 малых «номерных» миноносцев, которые были способны только на прибрежное плавание, и участвовали лишь в одной крейсерской операции, проводившейся вдоль берега Кореи.
Броненосный крейсер «Рюрик»
Флагманский корабль отряда броненосный крейсер «Россия» (вступил в строй в 1897 г) являлся развитием «Рюрика». Рассчитывавшийся как однотипный «Рюрику», этот крейсер в процессе постройки получил ряд усовершенствований - таких, как котлы новой, более совершенной системы, отказ от парусного рангоута, более полное и крепкое бронирование, заключение части артиллерии в бронированные казематы. «Россия» получила более крепкую гарвеевскую броню, что позволило сократить ее толщину и вес при сохранении снарядостойкости (пояс корпуса 152-203 мм, палуба 51-76, броню рубки увеличили до 305 мм). Вооружение главного калибра оставили без изменений (4х203-мм и 16х152-мм орудий), а шестерку 120-мм пушек заменили на 12х75-мм. Значительно увеличили так же количество «стволов» малокалиберной «противоминной» артиллерии (38 пушек 47-мм и 37-мм), но подсократили число торпедных аппаратов (5х381-мм). А котлы нового типа и установка дополнительной машины малой мощности для экономического хода (что увеличило количество труб до четырех) позволили «России» добиться скорости в 19,7 узла, и дальности в 7.740 миль.
Броненосный крейсер «Громобой» в довоенной окраске
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь»
Кроме броненосных крейсеров в составе Владивостокского отряда находился еще и бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь» (построен в Германии, в строй в 1902 г). Этот корабль задумывался, как дальний разведчик, однако благодаря хорошей защите у него были шансы на успех даже в схватке с броненосным крейсером. Крейсер получился столь удачным, что по его образцу на российских верфях были построены еще 3 корабля того же типа (1 на Балтике и 2 на Черном море). Главная артиллерия «Богатыря» состояла из 12х6-дм (152-мм) орудий, 4 из которых находились в носовой и кормовой поворотных бронированных башнях. Так же крейсер имел 12х75-мм и 10 малокалиберных «противоминных» пушек; торпедное вооружение состояло из 4х381-мм аппаратов. Защищенность артиллерийских расчетов этого корабля была обеспечена установкой на пушках бронированных щитов; но лучше всего были защищены артиллеристы, находившиеся в полностью закрытых поворотных двуствольных башнях (броня 90-125 мм) на носу и на корме. Бронирование палубы составляло 35-70 мм, рубки – 140 мм; броня стояла самого крепкого, крупповского типа. «Богатырь» развивал хорошую для того времени скорость 23,5 узла, и 10-узловой скоростью мог пройти 4.900 миль.
Замыкал строй основных сил Владивостокского отряда вспомогательный крейсер «Лена», переоборудованный из парохода Добровольного флота «Херсон» (построен в Англии, сдан в эксплуатацию в 1896 году). Этот пароход развивал скорость 19,5 узлов и проходил без дозаправки 5.460 миль; брони он не имел; при переоборудовании в боевой корабль на него поставили 6х120-мм и 6х75-мм пушек.
Включенные с началом войны в состав Владивостокского отряда малые номерные миноносцы были построены в период 1887 – 1900 гг. и перевезены на Дальний Восток в разобранном виде. Все они обладали скоростью 19-20 узлов (2 самых старых не дотягивали даже до 17 узлов) и могли совершать только прибрежные плавания. Вооружение их состояло из 2-3х37-мм пушек и 2-3х381-мм торпедных аппаратов. В боях они практически не участвовали, но в ходе войны было потеряно 2 таких миноносца.
Состав Владивостокского крейсерского отряда
УЧАСТИЕ В ПОХОДАХ И БОЯХ:
В июньском походе броненосные крейсеры отряда дошли до острова Цусима и в этом судоходном районе уничтожили три японских транспорта, перевозивших на фронт войска и вооружение (на одном из потопленных пароходов находились 18 гигантских осадных гаубиц 11-дюймового калибра, предназначавшихся для обстрела Порт-Артура). Узнав об этом, японские отряды крейсеров бросились на поиски Владивостокских рейдеров, но – безрезультатно…
Едва вернувшись во Владивосток, русские крейсеры сразу после сдачи на берег пленных и пополнения боезапаса и угля вышли в новый поход, прихватив с собой «для массовости» вспомогательный крейсер «Лена» и восемь номерных миноносцев (двигавшихся вдоль берега). Нахально ворвавшись в корейский порт Гензан, где разгружались японские транспорты, русские расстреляли два грузовых судна; правда, при этом потерпел аварию миноносец №204, который пришлось взорвать, сняв с него команду. После этого «Лена» и миноносцы вернулись во Владивосток, а крейсеры отправились к Цусиме, где захватили английский транспорт, доставлявший в Японию груз военного значения.
Активные действия Владивостокского отряда крейсеров вынудили японское правительство основную часть транспортов с войсками и военными грузами направлять теперь в Корею и Маньчжурию более длинным, окружным путем - через Желтое море. После этого русские крейсеры были перенацелены своим командованием на действия у восточного побережья Японии - на путях сообщения с Америкой. На этом направлении за две недели июльского похода владивостокцы обнаружили целый ряд европейских судов, перевозивших в Японию грузы военного значения. Два крупных английских парохода с контрабандным товаром были захвачены и доставлены во Владивосток; затем, не имея возможности конвоировать в свою базу всех встреченных контрабандистов, Владивостокские крейсеры расстреляли и потопили английский и немецкий пароходы с военными грузами для японцев, а так же несколько небольших шхун разных национальностей с подобными товарами. Эти действия русских кораблей у берегов Японии взбудоражили весь мир; мировая биржа отреагировала на потерю контрабандных судов взлетом цен на фрахты. Однако даже высокая стоимость фрахта не помогла: многие компании, напуганные решительностью русских и понесенными финансовыми потерями, стали просто отказываться выполнять рейсы к берегам Японии.
Крейсер «Россия» расстреливает японское транспортное судно
Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 г. На преднем плане - крейсер «Рюрик».
Через некоторое время после прибытия легких крейсеров японцы добились нового удачного попадания в «Рюрик», которое стало фатальным для корабля. Снаряд ударил в незащищенное броней румпельное отделение и вывел из строя рулевое управление. «Рюрик» вывалился из строя и закружился на месте; «Россия» и «Громобой» развернулись, чтобы прикрыть подбитый крейсер огнем. Однако на «Рюрике» исправить повреждение так и не смогли. Видя, что поврежденному «Рюрику» невозможно помочь, а наоборот, можно потерять и два других крейсера, командующий отрядом крейсеров адмирал Иессен принял решение продолжить прорыв во Владивосток. Броненосные крейсеры японцев бросились их преследовать, легкие же остались добивать обездвиженный «Рюрик». Но к 10 часам утра командующий японским отрядом отдал приказ прекратить стрельбу и повернуть на обратный курс. Причиной прекращения преследования стало то, что русские ожесточенно «огрызались»; от их огня на японских крейсерах имелось уже большое количество повреждений и значительные потери среди личного состава; кроме того, за время схватки было израсходовано большинство имевшихся снарядов, и японцы рисковали остаться безоружными.
Гибель крейсера «Рюрик»
К тому времени, как повернувшие назад японские броненосные крейсеры вновь приблизились к «Рюрику», на русском корабле, расстреливаемом «Нанивой» и «Такачихо», уже были разбиты все орудия, выбита половина экипажа и 15 (из имевшихся 22) офицеров. Тем не менее, погибавший корабль продолжал сопротивляться: не имея больше артиллерии, он попытался протаранить один из приблизившихся крейсеров, а когда это не получилось, выстрелил по нему торпедой (это был единственный в русском флоте за всю историю случай боевого применения торпедного аппарата с крупного корабля). Увернувшись от торпеды, японцы отошли на безопасное расстояние и стали издалека добивать безоружный крейсер. И тогда вступивший в командование лейтенант Иванов 13-й. убедившись, что все средства к сопротивлению исчерпаны, приказал открыть кингстоны и затопить корабль. В половине одиннадцатого утра избитый «Рюрик» полностью скрылся под водой. Устарелый и слабо бронированный, он пять часов вел бой с превосходящими его по мощи кораблями противника. Поведение команды «Рюрика» было героическим. Из 750 человек экипажа крейсера погибли 204, а 305 человек получили ранения. Большими были потери и на других крейсерах русского отряда. На «России» в том бою было убито 48 и ранено 165 моряков; «Громобой» потерял убитыми 91 и ранеными 182 человека.
Избитый крейсер «Россия» после боя в Корейском проливе
Бой в Корейском проливе фактически стал последним активным боевым действием отряда. Из-за слабых мощностей ремонтной базы Владивостокского порта ремонт серьезных повреждений на «России» и «Громобое» растянулся на длительное время. Не имея больше в своем распоряжении боеспособных штатных крейсеров, командование отправило в крейсерство по Тихому океану вспомогательный крейсер «Лена». Этот «мобилизованный» в крейсеры гражданский пароход вышел в самостоятельный дальний рейд на линию транспортных маршрутов Япония - США. Однако уже вскоре из-за неисправности механизмов «Лена» был вынужден зайти на ремонт в ближайший к нему порт - в Сан-Франциско. Но там американское правительство, раздосадованное предыдущими действиями Владивостокского отряда, принесшими бизнесменам большие убытки, сразу же интернировало русский крейсер до самого конца войны.
В октябре 1904 отремонтированный, наконец-то, «Громобой» смог выйти в море; но при переходе в залив Посьет он напоролся на скалы, и всю зиму простоял в доке на ремонте. «Россия» же провела зиму 1904-1905 годов вмерзшей в лед Амурского залива, где ее поставили для отражения возможных атак японских войск на Владивосток по льду залива (которых так и не случилось).
Лишь весной 1905 года кое-как залатанные и освободившиеся из ледового плена крейсеры смогли совершить рейд к побережью японского острова Хоккайдо, потопив попавшиеся на пути 4 японские шхуны. Но затем последовал разгром японским флотом у Цусимы 2-й Тихоокеанской эскадры, пришедшей на Дальний Восток с Балтики, после чего начались мирные переговоры между Россией и Японией. А после заключения мира Владивостокский отряд совершил переход в Балтийское море, где он был расформирован.
Подводя итоги деятельности самого активного в боевом отношении отряда Российского Дальневосточного флота, нужно признать, что Владивостокские крейсеры не в полной мере оправдали надежды, возлагавшиеся на них Адмиралтейством; тем не менее, они добились определенных успехов. За время участия в рейдах владивостокцы потопили 8 японских и 2 английских транспортных парохода и 14 парусных шхун. Кроме того, крейсерами были захвачены и приведены во Владивосток 4 иностранных парохода и 1 японская шхуна.
Опыт рейдерских действий русских крейсеров на коммуникациях противника во время Русско-Японской войны был положительно оценен германским морским командованием, которое в начале 1-й мировой войны использовало российский пример, послав в дальние рейды во вражеские воды целый ряд своих боевых и вспомогательных крейсеров.
Русская подлодка «Сом» атакует японские миноносцы 29 мая 1905 года
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ОТРЯД ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Состав Владивостокского отряда подплава
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ:
Подлодки «Дельфин» и «Скат» на рейде Владивостока