В 1756 г. началась «Нулевая мировая» - Семилетняя война, охватившая не только Европу, но даже европейские колонии в Северной Америке и в Ост-Индии. А распространившийся на значительную часть планеты театр боевых действий предъявил повышенные требования к военно-морским флотам воевавших стран, особенно к флоту Великобритании, уже тогда добивавшейся титула «Владычицы морей».
В то время флот Британии имел значительное количество линкоров – основных артиллерийских кораблей, решавших исход сражении. Проблема была только в том, что по боевой мощи они были равны таким же линкорам других ведущих европейских стран – к середине XVIII века всеевропейским стандартом стал двухпалубный линейный корабль, вооруженный 64 - 74 пушками. И «чаша победных весов» при схватках противоборствующих флотов оказывалась колеблющейся: силы-то были равны… А чтобы «весы победы» склонились в нужную сторону, британцы стали усиливать свой флот линкорами нового типа – трехпалубными 100-пушечными!
К началу Семилетней войны в составе британского флота был всего один 100-пушечный линейный корабль - «Ройял Джордж». И Адмиралтейство приказало главному инспектору сэру Томасу Слейду срочно построить новый 100-пушечный корабль по образцу «Ройял Джорджа», но с усовершенствованиями по последнему боевому опыту. Постройка столь важного для флота корабля требовала большой подготовительной работы, которая в обычных условиях длилась несколько лет. Специалисты подбирали подходящий лес, валили его, заготовляли брусья и доски, и выдерживали их много месяцев, а то и лет, чтобы достичь оптимальной влажности древесины - ведь от качества древесины зависит ее прочность. Однако шла война, и на подготовительные работы не было времени. К счастью для англичан, на одном из складов Слейд нашел запас бревен, которые хранились там свыше 10 лет. И без преувеличения можно сказать, что именно этому обстоятельству мы обязаны тем, что построенный Слейдом корабль сохранился до наших дней!
23 июля 1759 г. на судостроительной верфи города Чатема состоялась торжественная церемония закладки киля нового корабля (он представлял собой 45-метровый брус из вяза). Год 1759-й был для Англии годом военных побед (при Миндене и Гессене французы потерпели особенно тяжелые поражения). И, видимо, поэтому вновь строящемуся кораблю дали имя «Виктори» («Victory» - «Победа»). Несмотря на спешность заказа, постройка «Виктори» продвигалась медленно. Шла Семилетняя война; верфь, где строился линкор, была занята главным образом ремонтом кораблей, поврежденных в боях, и поэтому на работу с новым кораблем не хватало ни сил, ни средств. Поэтому, когда война окончилась, в доке возвышался лишь деревянный остов будущего большого корабля. Но эта неторопливость постройки сыграла положительную роль и пошла на пользу будущему знаменитому линкору. Значительная часть лесоматериала хранилась на территории верфи с 1746 г., и за долгие годы, пока велось строительство «Виктори», усохший материал приобрел прекрасные прочностные качества.
Только через шесть лет после закладки киля, 7 мая 1765 г. «Виктори» был спущен на воду - «самый крупный и самый красивый корабль из тех, которые когда-либо были построены» - так писала газета «Паблик Адвертайзер» по случаю рождения нового корабля. Но до зачисления его в состав королевского флота еще было далеко; с достройкой «Виктори» торопились еще меньше, чем со строительством. Так что достраивали корабль ... еще целых 13 лет.
Лишь в 1778 г. «Виктори» наконец-то вошел в строй и был объявлен флагманским кораблем британского военно-морского флота. Согласно официальным документам Адмиралтейства, строительная стоимость этого корабля составила 63.176 фунтов стерлингов.
«Виктори» - самый большой линейный корабль британского флота XVIII века
«Виктори» имел водоизмещение 3500 тонн, длину 69 м, ширину 16 м и осадку 6,6 м. Корабль, действительно, по тем временам был большим и красивым. По обычаю XVIII века борта корпуса окрасили в черный цвет, а в районе пушечных портов провели желтые полосы. Над палубой «Виктори» возвышались три мачты, которые несли на себе полное парусное вооружение корабля (площадь парусов - 260 кв. м).
При строительстве корпуса применялись самые лучшие породы дерева. Шпангоуты были выполнены из английского дуба. Строители предусмотрели две обшивки корпуса: наружную и внутреннюю. Наружная обшивка была изготовлена из балтийского дуба, специально доставленного в Англию из Польши и Восточной Пруссии. Впоследствии, в 1780 г. подводную часть корпуса покрыли медными листами (всего 3.923 листа), которые прикрепили к деревянной обшивке железными гвоздями. Нос корабля украшала огромная фигура короля Георга III в лавровом венке, которого поддерживали аллегорические фигуры Британии, Победы и другие. На трех палубах было размещено 102 пушки калибром 32-, 24- и 12-фунтов. Вес бортового залпа линкора составлял более 500 кг чугуна. В кормовой оконечности располагались затейливые резные балконы: ведь в корме находилась самая лучшая на корабле адмиральская каюта, а под ней - каюта командира. Для матросов кают не было; для них на батарейных палубах на ночь подвешивали койки (куски толстой парусины, прообразы гамаков). Рано утром койки связывали и укладывали в специальные ящики, расположенные вдоль бортов.
Итак, «Виктори» стал флагманским кораблем британского военно-морского флота и принял участие во многих сражениях под флагом таких прославленных английских адмиралов, как Кеппель, Худ, Хоу. Но жизнь деревянных кораблей недолгая. И в 1798 г. отслуживший уже 20 лет «Виктори» согласно установленным тогда правилам исключили из числа боевых. Ветерана британского военно-морского флота превратили сначала в госпиталь, а потом в плавучую тюрьму. Казалось, корабль был обречен на полное забвение. Однако в 1799 г. эксперты Адмиралтейства, осмотрев корпус, решили, что «Виктори» еще рано списывать; и его вновь перевели в ранг боевого корабля. Прежде чем возвратить корабль военному флоту, линкор поставили на ремонт (тимберовку). Капитально заделали старые раны, а главное - избавили «Виктори» от лишних украшений, которые только мешали во время боя: сняли громоздкую носовую фигуру, заменив ее довольно миниатюрным украшением в виде двух херувимов, поддерживающих королевский щит и корону, а также убрали знаменитые кормовые балконы. Ремонт длился свыше трех лет и обошелся в 70.000 фунтов стерлингов, что на 10% превысило стоимость постройки.
На обновленном корабле 15 сентября 1805 г. и поднял свой флаг один из самых талантливых флотоводцев мира - прославленный адмирал Горацио Нельсон.
Начавшиеся в 1799 г. Наполеоновские войны, в которых активное участие принимала и Англия, не прекращались вплоть до падения империи Наполеона I. А в 1805 году произошло знаменитое Трафальгарское сражение, сделавшее бессмертными имена и адмирала Нельсона, и его корабля «Виктори».
В сентябре 1805 г. объединенная эскадра французских и испанских кораблей была заблокирована английским флотом в испанском порту Кадис. Для того, чтобы возглавить ликвидацию вражеского флота, Адмиралтейство отправило на соединение с английской эскадрой адмирала Нельсона с его линкором «Виктори».
Однако в распоряжении Нельсона оказалось не 40, как он рассчитывал, а всего 27 кораблей - против 33 кораблей неприятельской эскадры (18 французских и 15 испанских). Но это не остановило британца; когда 20 октября он получил известие, что французско-испанская эскадра под командованием адмирала Вильнева выходит из порта Кадис, Нельсон приказал своим кораблям немедленно идти наперерез, чтобы помешать выходу противника в Средиземное море. Не обнаружив неприятеля у Гибралтара, Нельсон повел свою эскадру на север, и 21 октября 1805 г. в 6 ч утра его моряки встретили у мыса Трафальгар вражеские корабли. Как и предвидел английский адмирал, командующий французско-испанской эскадрой выстроил свои корабли в строгую кильватерную колонну и взял курс на север, чтобы вернуться в Кадис. Однако при слабом ветре и мертвой зыби союзникам было очень трудно сохранить кильватерную колонну; некоторые корабли шли парами, а это было на руку Нельсону. Ведь часть кораблей противника оказалась между своими кораблями и эскадрой англичан и таким образом мешала собственным кораблям вести огонь.
Нельсон разделил свою эскадру на две колонны. В состав северной колонны вошло 12 кораблей, действиями которых руководил сам адмирал, находившийся на борту «Виктори». В состав южной колонны под командованием младшего флагмана Коллингвуда входило 15 более быстроходных кораблей. В соответствии с заранее разработанным планом обе колонны пошли наперерез французско-испанской эскадре.
Около 12 ч дня Нельсон поднял на «Виктори» свой исторический сигнал: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». И началось Трафальгарское сражение, в котором англичане против принятых в то время правил линейного боя прорезали строй неприятеля, превратив сражение в общую свалку. Это нарушение царивших тогда традиций сбило с толку и ошарашило неприятеля, а англичанам позволило использовать всю мощь своей артиллерии обоих бортов. Первым прорезал строй неприятеля флагманский корабль Коллингвуда «Ройял Соверен»; он сразу вступил в бой с несколькими кораблями.
«Ройял Соверен» громит артиллерией обоих бортов испанские корабли
Линкор «Victory» идет на абордаж «Редутабля»
Смертельно раненый адмирал Нельсон продолжает руководить боем
Во время Трафальгарского сражения англичане взяли в плен или уничтожили 18 кораблей противника; французско-испанская эскадра потеряла убитыми и ранеными 2.600 человек, а вместе с пленными – 7.000 человек. А потери англичан составили 450 человек убитыми и 1.230 ранеными; потерь в кораблях не было вовсе (правда, один из кораблей остался без мачт).
Трафальгарская битва определила дальнейшее развитие французско-английских отношений: Англия укрепила свое положение владычицы морей, Наполеон отказался от соперничества с англичанами на морях, от высадки десанта на британские острова и начал ряд сухопутных войн с европейскими странами. Чем это кончилось, - мы хорошо знаем.
Возвращение «Виктори» в Англию было скорбным. Знаменитый адмирал со всеми почестями был похоронен в Лондоне. В память о победе при Трафальгаре и о прославленном флотоводце в центре Лондона была создана Трафальгарская площадь, на которой установлен памятник Нельсону.
.
Но как сложилась дальнейшая судьба «Виктори»? Во время Трафальгарской битвы ядро сбило бизань-мачту, две другие мачты были выбиты из степсов; большинство рей получило повреждения. Корабль был отправлен на ремонт, во время которого ликвидировали наиболее серьезные повреждения.
После ремонта «Виктори» принимал участие в нескольких операциях на Балтике. Свою воинскую карьеру корабль завершил в качестве транспорта в 1811 году; 18 декабря 1812 г. «Виктори» исключили из списков военно-морского флота Великобритании. Причем по свидетельству инспектора Адмиралтейства, корабль находился в «сухом и хорошем состоянии». А ведь линкору исполнилось уже 53 года!
Лондон. Трафальгарская площадь.
Слева - памятник Нельсону с фигурой
прославленного адмирала на самом верху
После списания англичане начали относиться к «Виктори», как к кораблю-памятнику, и никто не посмел разрушить его. В 1815 г. корабль поставили на капитальный ремонт. Корпус и прочее оборудование тщательно осмотрели, выполнили ремонтные работы, вновь заменили носовую фигуру, снова перекрасили корпус – уже по стандарту XIX века (в районе пушечных портов были проведены широкие белые полосы). После ремонта в течение целых ста лет корабль стоял в порту Госпорт, недалеко от Портсмута. С 1824 г. на «Виктори» ежегодно устраивался торжественный обед в память о Трафальгарской битве и адмирале Нельсоне, а в 1847 г. «Виктори» был объявлен постоянным флагманским кораблем командующего Хоум-флит Англии (т.е. флота, непосредственно отвечающего за неприкосновенность территории Великобритании). Однако за кораблем-ветераном не ухаживали так, как было бы нужно. Корпус постепенно разрушался, и к началу XX столетия линкор был в очень плохом состоянии.
.
Ходили слухи, что «Victory» хотят затопить, и, вероятнее всего, так бы и произошло, если бы на защиту знаменитого корабля не выступили адмирал Д. Стэрди, а так же профессор Дж. Кэллендер, автор ряда известных книг об адмирале Нельсоне и его замечательном корабле. Благодаря их активному вмешательству в Англии начался сбор средств под девизом «Спасите «Виктори». Характерно, что Адмиралтейство ограничилось предоставлением сухого дока для восстановительных работ на «Виктори», которые и были проведены в 1922 г.
Отремонтированный и перекрашенный «Victory» в порту Госпорт. Фото начала 20 в
Интересно, что реставраторы сочли возможным половину бревен и досок, из которых был некогда построен корабль, не заменять, а ограничиться пропиткой их специальным раствором, защищающим дерево от разрушения.
После реставрации корабль поставили на вечную стоянку в сухой док в Портсмуте. Во время Второй мировой войны, когда немецкие самолеты совершали на Англию частые налеты, 250-килограммовая бомба попала между стенкой дока и бортом корабля. В корпусе появилась пробоина диаметром 4,5 м! Причем, нет худа без добра: специалисты, ответственные за сохранение исторического корабля, обнаружили, что с появлением этой пробоины вентиляция внутренних помещений «Виктори» заметно улучшилась.
После Второй мировой войны «Виктори» отремонтировали заново. Для обеспечения водонепроницаемости проконопатили около 25 км стыков, обновили рангоут и такелаж, починили корпус, для которого использовали английский дуб и бирманский тик. Для уменьшения нагрузки на сильно постаревший корпус с корабля сняли пушки, и сейчас все корабельные пушки стоят на берегу, окружая сухой док, в котором стоит «Victory».
После реставрации корабль поставили на вечную стоянку в сухой док в Портсмуте. Во время Второй мировой войны, когда немецкие самолеты совершали на Англию частые налеты, 250-килограммовая бомба попала между стенкой дока и бортом корабля. В корпусе появилась пробоина диаметром 4,5 м! Причем, нет худа без добра: специалисты, ответственные за сохранение исторического корабля, обнаружили, что с появлением этой пробоины вентиляция внутренних помещений «Виктори» заметно улучшилась.
После Второй мировой войны «Виктори» отремонтировали заново. Для обеспечения водонепроницаемости проконопатили около 25 км стыков, обновили рангоут и такелаж, починили корпус, для которого использовали английский дуб и бирманский тик. Для уменьшения нагрузки на сильно постаревший корпус с корабля сняли пушки, и сейчас все корабельные пушки стоят на берегу, окружая сухой док, в котором стоит «Victory».
Сегодня «Виктори» - один из самых популярных музеев Англии. В отдельные дни корабль посещают до 2 тыс. человек, а ежегодно здесь бывает 300-400 тыс. человек. Все доходы от посетителей этого необычного музея идут на содержание корабля.
Корабль-памятник «Victory», восстановленный в том виде, в котором он участвовал в Трафальгарском сражении, на вечной стоянке в Портсмуте