14 февраля 2021

Японский флот в русско-японской войне

Предыдущая статья на эту тему:

СОСТОЯНИЕ ЯПОНСКОГО ФЛОТА НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

К началу 20-го века экспансивная политика на Дальнем Востоке и России, и Японии привела к серьезному столкновению интересов этих государств. Все более очевидной становилась вероятность войны, и стороны начали подготовку к боевым действиям. Так как Япония – островное государство, в этой будущей войне очень важной становилась роль военно-морского флота. И если российский флот к началу нового века подошел с устаревшим опытом времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг., то японские моряки буквально только что победно завершили японо-китайскую войну 1894-1895 гг., принесшую Японии как пополнение в виде ряда трофейных китайских кораблей, так и опыт боевых действий в новых условиях на новейшей технике. Этот боевой опыт позволил японцам, использовавшим в морских баталиях с Китаем за неимением броненосцев в основном быстроходные крейсера со скорострельной артиллерией, сделать два очень важных вывода. Тяжелые схватки с китайскими броненосцами убедили японцев в необходимости наличия для эскадренного боя хорошо бронированных кораблей; однако в то же время они осознали и полезность в таком бою быстроходного отряда с достаточно мощным вооружением и защитой. На основе этих выводов Япония и стала наращивать свои морские силы, используя средства, полученные в виде контрибуций от побежденного Китая, а так же англо-американские кредиты. 

Японские морские стратеги на основании опыта войны с Китаем разработали новую доктрину ведения войны на море; в соответствии с ней в японском флоте для эскадренного боя была принята 6-корабельная тактическая организация - так называемый флот «6-6». Основное боевое ядро флота должен составить отряд из шести эскадренных броненосцев; но его необходимо дополнить скоростным отрядом из шести броненосных крейсеров. Этот более быстроходный отряд в бою будет исполнять роль авангарда, и самостоятельным маневрированием или охватывать голову противника, или создавать численное преимущество на отдельных участках сражения. 
В отличие от русского флота, в котором в одном строю находились корабли разных лет постройки и разных технических характеристик, японцы накануне войны создали современный флот, все броненосцы и броненосные крейсера которого были полностью совместимыми в пределах своего отряда. В каждом отряде корабли имели аналогичные ходовые и маневренные элементы, а также стандартизированные калибры орудий (305-мм и 152-мм для броненосцев, 203-мм и 152-мм для броненосных крейсеров). Это упрощало снабжение кораблей боезапасом и облегчало управление стрельбой в бою. А вот для более легких бронепалубных крейсеров, истребителей и миноносцев, от которых ожидался не линейный бой, а частое маневрирование на больших скоростях, приняли более гибкую 4-корабельную тактическую организацию. Составы отрядов, корабли которых имели хорошую практику совместного плавания, в ходе войны 1904-1905 годов по возможности не изменялись, за исключением замены погибших или надолго вышедших из строя. Правда, реалии войны показали, что избранное японскими стратегами соотношение «6-6», отлично показавшее себя в эскадренных баталиях, все же слишком мало для крейсерской деятельности на обширном морском театре. Поэтому время от времени, когда не намечалось крупное столкновение эскадр, некоторые броненосные крейсера временно придавались легким крейсерским группам, гонявшимся за российскими эсминцами Порт-Артурской эскадры и крейсерами Владивостокского отряда, которые наносили серьезный ущерб японскому транспортному судоходству.

Главнокомандующий японским флотом во время Русско-Японской войны  адмирал Хейхатиро Того

Еще одним новшеством японской тактической организации стало расположение младших флагманов двух основных боевых отрядов на концевом корабле, в отличие от русского флота, где младший флагман находился в середине колонны. Это давало японцам возможность в ходе боя производить повороты «все вдруг» на 16 румбов (180°) при сохранении адмирала на корабле, становившимся головным, что устраняло путаницу в командовании. Боевой устойчивости при такой смене флагмана 1-го и 2-го отряда способствовало то, что их концевые корабли по мощи огня и броневой защите не уступали головному. После гибели двух броненосцев в мае 1904 года концевыми кораблями 1-го отряда японцам пришлось поставить новые броненосные крейсера. Хорошая поворотливость этих флагманских кораблей придавала японской колонне исключительную гибкость при фланговых маневрах. В русском же флоте самые сильные и быстроходные корабли ставились во главу колонны, а более слабые и тихоходные - в конец, поскольку из-за отсутствия практики совместного маневрирования самым простым способом сохранить строй была передача командования следующему за флагманом кораблю.
Так как судостроительная промышленность Японии не отличалась большой мощностью, все крупные корабли (кроме трех бронепалубных крейсеров) и большая часть миноносцев строились за границей. 
Это позволило японцам получить флот, в котором были учтены последние достижения военно-морской техники. Но, хотя программа создания флота «6-6» была выполнена досрочно, закладка Россией новых кораблей для Дальнего Востока заставила в 1903 году и Японию заказать дополнительно еще 3 броненосца, 3 броненосных, а также 2 бронепалубных крейсера. Тем не менее, в начале 1904 года, учитывая, что русская программа строительства новых броненосцев еще далека от выполнения, японцы решили начать войну, не дожидаясь готовности своих последних кораблей. Правда, в качестве экстренной меры они успели купить в Италии два построенных для Аргентины броненосных крейсера. Но эти корабли прибыли в Японию уже после начала военных действий; тем не менее, их вступление в строй флота Микадо еще больше увеличило преимущество над русской Тихоокеанской эскадрой, базировавшейся на Порт-Артур и Владивосток.
Японские броненосцы в бою

БРОНЕНОСНЫЕ КОРАБЛИ ЯПОНСКОГО ФЛОТА

БРОНЕНОСЦЫ  (1-я эскадра, 1-й боевой отряд)

Японские броненосцы имели водоизмещение от 12.500 до 15.500 тонн, броневой пояс корпуса по ватерлинии, бронированные артиллерийские казематы, орудийные башни и командные рубки.
Все шесть японских броненосцев строились в Великобритании. Из них самыми старыми были однотипные «Фудзи» и «Ясима» (оба вступили в строй в 1897 г.); в 1900 в японском флоте появился «Сикисима», а в 1901 – однотипный с ним «Хацусе». 

Флагман японского флота броненосец «Микаса» в боевой окраске 1904-1905 гг.

Но до него, в 1900 г, в строй японского флота вошел броненосец «Асахи», строившийся по тому же проекту, что и «Сикисима», однако получивший другое расположение котлов (из-за этого на «Асахи» стояло две трубы, а не три). Последним, шестым броненосцем японского флота стал «Микаса», прибывший в Японию в 1902 году. Все эти корабли имели близкие, почти одинаковые технические характеристики. Они были рассчитаны на скорость в 18 узлов, но при необходимости способны были «выжать» и 18,5 узлов. Дальность плавания 10 узловым ходом составляла 4.000 миль («Микаса» - 4.600 миль). Бронирование на первых броненосцах («Фудзи» и «Ясима») состояло из никелевой брони (пояс корпуса 406-457 мм, башни 102-152 мм, рубки 356 мм). Последующие корабли получили более крепкую гарвеевскую броню, а «Микаса» – еще более крепкую крупповскую. Новые виды брони позволили сократить ее толщину без потери защитных свойств; поэтому броневой пояс «Сикисимы», «Хацусе», «Асахи» и «Микаса» составлял уже только 178-229 мм (броня башни 203-254, рубки 356 мм).
 
Японский броненосец «Хацусе» в довоенной окраске

Вооружение всех броненосцев было тоже почти идентичным: по 4х305-мм орудий главного калибра (в носовой и кормовой башнях), по 14х152-мм орудий среднего калибра (на ранних «Фудзи» и «Ясима» их было по 10), и по 14х47-мм «противоминных» пушек. Впрочем, слабые малокалиберные 47-мм пушки не сыграли никакой роли в морских сражениях; как и торпедные аппараты, которые оказалось просто невозможно применять с неповоротливых крупных кораблей, они совершенно напрасно занимали место и только отягощали вес броненосцев. 
«Микаса» - последний броненосец японской судостроительной программы – получил улучшенное расположение и качество брони, чем предыдущие корабли этого класса (бронепояс «Микаса» имел бОльшую площадь, чем пояса других броненосцев). Еще одним его отличием было расположение десяти из имевшихся четырнадцати 152-мм орудий в батарее на главной палубе, а не в отдельных казематах. Благодаря этим отличиям «Микаса» стал одним из наиболее мощных боевых кораблей своего времени; командующий японским флотом адмирал Х. Того сделал этот броненосец своим флагманским кораблем.

УЧАСТИЕ В БОЯХ:

Все эти броненосцы, находясь в составе одного отряда, принимали активное участие в войне; в течение 1904 года они неоднократно вели артиллерийские обстрелы главной базы российского дальневосточного флота – крепости Порт-Артур, осуществляя блокаду в этой базе всей 1-й Тихоокеанской эскадры. Это позволило японцам практически беспрепятственно провести перевозку на транспортах и высадку на побережье Кореи и Китая трех сухопутных армий, одна из которых блокировала Порт-Артур с суши, прервав сообщение крепости с Россией, а две других атаковали российские войска, находившиеся в Манчжурии.
15 мая (2 мая по старому стилю, использовавшемуся в то время в России) при очередном обстреле Порт-Артура японская эскадра потеряла сразу два броненосца: на выставленных русским транспортом «Амур» минном заграждении на подходах к Порт-Артуру подорвались «Хацусе» и «Ясима». Оба поврежденных взрывами корабля были взяты на буксир, однако при попытке буксировки «Хацусе» наскочил на вторую мину, и мгновенно затонул из-за детонации погребов (погибло около 500 человек). Полузатопленного «Ясиму» потащили в Японию, однако к вечеру и он затонул, так и не добравшись до базы (погибло 319 человек).
Блокированный в Порт-Артуре русский флот 28 июля (по европейскому календарю 10 августа) 1904 года попытался прорваться из осажденного Порт-Артура, но в Желтом море был встречен японской эскадрой. Состоялось большое сражение, окончательно решившее судьбу российской Тихоокеанской эскадры. В нем сошлись 6 русских броненосцев, 4 крейсера и 8 эсминцев, которым противостояли с японской стороны 4 броненосца и включенные в отряд броненосцев (на замену погибшим) 2 броненосных крейсера, а так же 2 броненосных и 9 легких крейсеров, 18 эсминцев и 30 малых миноносцев. Несмотря на превосходство японцев в легких силах исход сражения решила артиллерийская дуэль броненосцев. Все крупные корабли обеих сторон получили серьезные повреждения, но ни один корабль не был потоплен. Однако, несмотря на то, что японцы понесли более тяжелые материальные потери (русские стреляли более метко) гибель в бою командующего, что привело к потере управления, а так же неверие в успех прорыва всего командного состава российской Тихоокеанской эскадры заставили русские корабли отступить и вернуться в Порт-Артур. У японцев в том сражении наиболее тяжелые повреждения получил флагманский броненосец «Микаса», потерявший почти всю свою артиллерию и более 100 человек экипажа (убито 32 и ранено свыше 80); этот корабль надолго встал на ремонт. В октябре на полугодовой ремонт встал и «Асахи», подорвавшийся 26.10.1904 на мине. Однако выход из строя двух наиболее сильных японских броненосцев уже не мог повлиять на обстановку на море, ведь русская Тихоокеанская эскадра после боя в Жёлтом море практически перестала существовать как организованная боевая сила. Не веря больше в возможность прорыва во Владивосток, корабли начали передачу артиллерии, боекомплекта и личного состава эскадры на сухопутный фронт. А в декабре разоруженные и оставленные своими экипажами русские корабли были расстреляны и потоплены японской осадной артиллерией прямо в гавани Порт-Артура.
Гибель японского броненосца «Хацусе» на русских минах

Длительный перерыв в боевых действиях на море позволил японцам не только вернуть в строй поврежденные броненосцы, но и у других кораблей провести замену расстрелянной в боях артиллерии на новые стволы. Поэтому к началу Цусимского сражения японские броненосцы подошли отремонтированными и перевооруженными. Мало того, экипажи японских кораблей приобрели за 1904 год богатый боевой опыт и хорошо освоились со своей техникой. Тем не менее, Цусимское сражение не стало безнаказанным расстрелом русской 2-й Тихоокеанской эскадры, как принято считать в отечественной исторической литературе. Так, броненосец «Фудзи» получил во время сражения 12 попаданий, буквально чудом избежав гибели после взрыва русского 12-дм снаряда, разбившего его кормовую башню (вспыхнувший было в погребе порох по воле случая загасила вода, хлынувшая из перебитых трубопроводов). «Фудзи» в этом сражении потерял убитыми 8 и ранеными 22 человека. Девять попаданий получил броненосец «Сикисима», на котором к тому же разорвало одно 305-мм орудие (13 убитых, 22 раненых). В «Асахи» русские артиллеристы всадили 6 снарядов (8 человек убито, 23 ранено). Больше всех досталось флагману «Микасе»: 40 попаданий, из них 10 – 12-дюймовыми «чемоданами»; более 100 человек погибло и выбыло из строя из-за тяжелых ранений. По количеству попаданий во врага русский флот не слишком отстал от японского; гибели же большинства российских броненосцев способствовало то, что они были перегружены углем, из-за чего их броневые пояса ушли под воду, а ничем не защищенные борта по ватерлинии легко рвались фугами японцев…

БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРЫ (2-я эскадра, 2-й боевой отряд) 

Флагман 2-го боевого отряда броненосный крейсер «Идзумо» в боевой окраске 1904-1905 гг.

Командующим 2-й эскадры был адмирал Х. Камимура, державший свой флаг на броненосном крейсере «Идзумо». 
Отряд броненосных крейсеров был главной ударной силой 2-й эскадры. Броненосные крейсера Японии имели водоизмещение от 8.500 до 10.500 тонн и несли броню по той же схеме, что и броненосцы (только более тонкую). Среди броненосных крейсеров японского флота самым старым был корабль английской постройки «Чиода», вступивший в строй в 1890 году. Однако, относясь официально к классу тяжелых броненосных, «Чиода», тем не менее, имел водоизмещение и вооружение, соответствующие легким крейсерам. Поэтому накануне Русско-Японской войны как устаревший и слабо вооруженный, «Чиода» был включен не в отряд броненосных крейсеров, укомплектованный новыми кораблями, а в 6-й отряд легких крейсеров 3-й эскадры. К 3-й эскадре были приписаны устаревшие корабли и канонерские лодки; эта эскадра в основном выполняла вспомогательные функции (об этом отряде и о «Чиоде» подробнее будет рассказано во 2-й части). 
Длительное время «Чиода» оставался единственным в Японии броненосным крейсером. Но когда японское правительство взяло курс на войну с Российской империей, флот Микадо за короткий срок приобрел и ввел в свой состав целую серию кораблей этого класса. Первыми на Японские острова в 1899 году прибыли из Англии броненосные крейсера «Асама» и «Токива». Эти однотипные корабли имели скорость 22 узла, дальность плавания 4.600 миль и новомодное гарвеевское бронирование (пояс 178 мм, башни 152 мм, рубка 356 мм, палуба 51-76 мм). Вооружение каждого крейсера состояло из 4х203-мм, 14х152-мм и 12х76-мм орудий; кроме того, корабли имели по 8х47-мм «малокалиберок», не оправдавших себя в эскадренном бою, и 5 торпедных аппаратов. Вообще-то установка на крупных кораблях торпедного оружия нигде себя не оправдала; однако японские крейсера во второй фазе Цусимского сражения, когда они уже гонялись за рассыпавшимися по морю подбитыми одиночными русскими кораблями, имели несколько удачных примеров использования своих торпед против крупных судов противника.
В 1900 году японский флот пополнился броненосным крейсером германской постройки «Якумо», «французом» «Адзума» и «англичанином» «Идзумо». В следующем, 1901 году, в Японию прибыл «систершип» «Идзумо» - точно такой же крейсер «Ивате». «Якумо» и «Адзума» имели скорость 21 узел, а дальность плавания 5.000 и 4.000 миль; «Идзумо» и «Ивате» получились несколько более скоростными – они давали 22 узла (дальность 4.900 миль). Несмотря на то, что корабли строились в разных странах, они имели одинаковое бронирование наиболее крепкого на то время крупповского типа: пояс 178 мм, башни 152 мм, рубки 356 мм, палуба 63 мм. Почти одинаковым было и артиллерийское вооружение: 4х203-мм, 12х152-мм (на «Идзумо» и «Ивате» - по 14х152-мм) и 12х76-мм орудия, а так же по 8х47-мм «противоминных» пушек-«хлопушек». Торпедное оружие было представлено 5х457-мм аппаратами (на «Идзумо» и «Ивате» - по 4 аппарата). 
Японский броненосный крейсер итальянской постройки «Касуга»  (в ходе войны был переведен в 1-й отряд броненосцев)

И уже после начала боевых действий, в феврале 1904, в Японию прибыли поспешно перекупленные у Аргентины броненосные крейсера «Ниссин» и «Касуга» итальянской постройки (принимать участие в боях стали с апреля). Причем в руки японцев эти крейсеры попали только потому, что ранее от их покупки отказалось… российское правительство! В результате две мощные боевые единицы пополнили не русский Тихоокеанский флот, а японский, способствовав перевесу сил в сторону «Страны восходящего солнца»…
Так как эти корабли не заказывались японским правительством, а были куплены уже готовыми, их технические характеристики заметно отличались от характеристик других броненосных крейсеров флота Микадо. «Ниссин» и «Касуга» имели более низкую скорость (по проекту 20 узлов, на самом деле – не более 18,5 узла), но лучшую дальность плавания (5.500 миль). Их крупповская броня была несколько тоньше, чем у остальных крейсеров (пояс 75-150 мм, башни и рубка 150 мм, палуба 24-37 мм), зато покрывала бОльшую площадь корпуса. А артиллерия главного калибра различалась даже на этих однотипных судах: если «Ниссин» со своими 4х203-мм орудиями соответствовал японскому крейсерскому стандарту, то «Касуга» имел всего 2х203-мм пушки, но их дополняло одно более мощное 254-мм орудие, калибр которого не предусматривался японскими морскими стратегами. Остальная артиллерия «японских аргентино-итальянцев» была вполне стандартной: 14х152-мм, 10х76-мм и 6 «противоминных» малокалиберок; кроме того, каждый крейсер нес по 4х457-мм торпедных аппарата.

УЧАСТИЕ В БОЯХ:

В начале Русско-Японской войны японский флот силами крейсеров постарался уничтожить те русские корабли, которые находились в отрыве от своей эскадры, выполняя функции стационеров в дальневосточных портах. Для этого во временный отряд адмирала Уриу, выполнявший данную задачу, был включен броненосный крейсер «Асама». Он при поддержке приданного из 6-го отряда старого броненосного «Чиода» и четырех бронепалубных крейсеров 4-го отряда 27 января (по новому стилю 9 февраля) 1904 года принял участие в бою против не сдавшегося превосходящим силам противника русского крейсера «Варяг» и сопровождавшей его канонерки «Кореец». Затем «Асама», «Ниссин» и «Касуга» участвовали в блокаде Порт-Артура. 15 мая при возвращении от этой крепости на свою базу «Касуга» в тумане столкнулся с легким крейсером «Иосино», повредив свою носовую часть, из-за чего новейшему кораблю пришлось встать на ремонт («Иосино» же от таранного удара вообще затонул).
28 июля (10 августа), «Асама» и с ним «Якумо» поддерживали отряд броненосцев в сражении в Желтом море; в этом бою «Якумо» получил удар 305-мм снарядом, убившим 12 и ранившим 10 человек. В том же сражении участвовали тихоходные итальянские «Ниссин» и «Касуга», которые после гибели броненосцев «Хацусе» и «Ясима» были включены на их места в броненосный отряд (кораблям которого они вполне соответствовали по скорости; в составе отряда броненосцев эти крейсеры и действовали до самого конца войны). В бою в Желтом море «Ниссин» получил тяжелые повреждения; русскими снарядами на нем было убито 14 и ранено 15 моряков. 
Остальные японские броненосные крейсеры во время этого сражения блокировали Корейский пролив, чтобы не допустить подхода на помощь Тихоокеанской эскадре Владивостокского отряда крейсеров. «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате» охотились за Владивостокскими крейсерами с самого начала войны, однако безуспешно. И вот благодаря сражению в Желтом море им удалось, наконец, встретиться. Сообщение о выходе Тихоокеанской эскадры из Порт-Артура и приказ о поддержке этого прорыва Владивостокский отряд получил только вечером 29 июля, когда в действительности сражение уже закончилось. Не имея представления об этом, броненосные крейсера «Громобой», «Россия» и «Рюрик» вышли в море, и на рассвете 1 августа угодили прямо в центр построения японского отряда броненосных крейсеров, продолжавших блокировать Корейский пролив. В результате 5-часового артиллерийского боя японцам удалось потопить крейсер «Рюрик», который из-за недостаточной скорости не смог оторваться от преследования. Но в этом бою пострадали и японцы. В «Идзумо» попало 20 снарядов, в «Адзумо – 10, в «Токива» - 3, а в «Ивате» - 17. Причем один снаряд с «Рюрика» нанес «Ивате» самый страшный удар: пробив броню каземата, он вызвал детонацию находившегося у орудий боезапаса. Взрыв вывернул наизнанку весь каземат, погибло сразу 40 человек, а еще 37 получили тяжелейшие ранения (всего же на японских крейсерах в том бою были убиты 44, и ранен 71 моряк).
Вид на каземат крейсера «Ивате», развороченный снарядом с «Рюрика»

После возвращения русской эскадры в Порт-Артур, а избитых крейсеров «Громобой» и «Россия» во Владивосток в боевых действиях на море наступил длительный перерыв, позволивший японцам отремонтировать все свои броненосные крейсера и заменить на них расстрелянные стволы новыми. В мае 1905 года эти корабли приняли активное участие в Цусимском сражении: «Ниссин» и «Касуга» - в составе отряда броненосцев, старый «Чиода» - в 6-м резервном отряде легких крейсеров, а «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате» - в составе второго броненосного отряда, игравшего роль авангарда. Именно на этот скоростной броненосный отряд легла ответственная задача охватывать голову русской колонны, заворачивая ее в сторону Японии и не давая противнику двигаться на Владивосток; и при этом - расстреливать своими орудиями флагманский корабль 1-го русского отряда. Японские броненосные крейсера блестяще справились с этой задачей, сыграв важную роль в разгроме 2-й Тихоокеанской эскадры. Понятно, что находясь на острие удара, эти корабли не избежали повреждений. В «Асама» попало 12 снарядов, разбивших рулевое управление, вызвавших затопление нескольких отсеков, убивших и ранивших 16 человек. «Токива» получил 8 попаданий (1 моряк убит, 14 ранено). «Якумо» выдержал 7 тяжелых ударов (3 убитых, 9 раненых). «Адзума» получил 15 попаданий, вызвавших серьезные повреждения (+ 10 убитых и 30 раненых). 12 снарядов угодило в «Идзумо» (убито 3 и ранено 27 человек). Его «систершип» «Ивате» получил 17 попаданий; правда, без серьезных повреждений (15 раненых). 
Шедшие замыкающими в колонне броненосцев крейсера «Ниссин» и «Касуга» так же пострадали от русского огня. И если «Касуга» получил всего 3 попадания (7 убитых, 20 раненых), то «Ниссин» пострадал серьезнее: в него угодило 11 снарядов, да еще, не выдержав частоты собственной стрельбы, разорвались три 203-мм орудия. В результате за Цусимское сражение «Ниссин» потерял 95 человек убитыми и ранеными…

БРОНЕПАЛУБНЫЕ КРЕЙСЕРЫ 1-й 2-й ЭСКАДР

Бронепалубные крейсеры Японии имели водоизмещение от 2.500 до 5.500 тонн (но при таком разбросе веса они не делились на корабли 1-го и 2-го рангов, как то было принято в русском флоте). Бортовой брони на таких крейсерах не было; на них бронировались только палуба и боевые рубки (да и то не на всех кораблях); особенностью, отличной от русского флота было то, что все орудия на японских крейсерах имели бронированные щиты.
К началу войны с Россией Япония имела в составе своего флота 15 бронепалубных крейсеров; еще 2 таких корабля вступили в строй уже после начала боевых действий. Однако из этого числа современными и боеспособными были только 8 крейсеров (подавляющее большинство из них – иностранной постройки). Остальные принадлежали или к сильно устаревшим типам, или оказались неудачными (японские кораблестроители осваивали новое дело путем проб и ошибок). Поэтому 8 боеспособных крейсеров были распределены по двум отрядам действующих эскадр (3-й отряд 1-й эскадры и 4-й отряд 2-й эскадры), а устаревшие и ненадежные корабли были сведены в два отряда 3-й, резервной эскадры, которая использовалась или на второстепенных участках, или (для массы) в особо крупных сражениях.

1-я ЭСКАДРА, 3-й боевой отряд

Флагман 3-го боевого отряда бронепалубный крейсер «Читосе» в довоенной окраске

В наиболее активно действовавший 3-й отряд 1-й эскадры, который возглавлял адмирал С. Дева, входили однотипные крейсеры американской постройки «Читосе» и «Касаги» (в строй в 1899 и 1898 гг), а так же английские «Такасаго» (1898 г) и «Иосино» (1893 г). Все они являлись развитием концепции так называемых «эльсвикских» крейсеров - небольших быстроходных кораблей со скорострельной артиллерией, главной задачей которых была дозорная служба и разведка. Это определило практически одинаковые ходовые характеристики и «американцев», и «англичан». Они имели скорость 22,5 узла, дальность плавания 5.000 миль 10-узловым ходом и гарвеевское бронирование палубы 114 мм. Различалось лишь бронирование рубок: если на американских крейсерах она была толщиной 114 мм, то на «Такасаго» бронирование достигало всего 76 мм, а на «Иосино» рубка вообще была не бронирована. Это связано с тем, что «Иосино» являлся «чистым» представителем «эльсвикцев», в то время, как остальные крейсера отряда были переработаны для возможности не только нести дозорную службу, но в случае необходимости и для ведения эскадренного боя - как альтернатива громоздким и тихоходным броненосцам. Именно поэтому «Читосе», «Касаги» и «Такасаго» получили необычно мощную для легких крейсеров артиллерию: по 2х203-мм (!) орудия, дополненных 10х120-мм, 12х76-мм, и 6х47-мм пушками (все – со щитами); кроме того, крейсера несли по 5х356-мм торпедных аппаратов. «Иосино» же, рассчитанный только на разведку, имел всего 4х152-мм, 8х120-мм и 22х47-мм орудия. Зато более легкая артиллерия и отсутствие брони на рубке уменьшили вес корабля, что позволило «Иосино» развивать более высокую скорость: он давал 23,4 узла, став на момент своего вступления в строй самым быстроходным крейсером мира. Тем не менее, и легкий «Иосино», и несколько более грузные «Читосе», «Касаги» и «Такасаго» имели общие недостатки: слабость корпуса и малую мореходность. Для получения высокой скорости у всех этих кораблей строители чрезмерно заострили обводы, что наряду с низким бортом и большим весом артиллерии и понизило мореходность крейсеров. Скоростные в хорошую погоду, они на малейшем волнении быстро теряли скорость; их начинало заливать встречной волной, а это затрудняло еще и действия артиллерии. К тому же пушки стояли очень близко друг к другу, и одно попадание могло вывести из строя сразу несколько установок.
Так же 3-му крейсерскому отряду был придан небольшой посыльный корабль - авизо «Тацута». Этот безбронный 10-летний (с 1894 г) «мальчик на побегушках» имел скорость 20,5 узлов, дальность 3.000 миль; вооружение: 2х120-мм, 4х76-мм орудия и 5х457-мм торпедных аппаратов.

Участие в боях:

Крейсера 3-го отряда тесно взаимодействовали с отрядом броненосцев; двигаясь в дозоре, они предваряли своим появлением приход «более взрослых парней». Из-за этого русские моряки прозвали крейсера 3-го отряда «собачками». «Собачки» активно участвовали в блокаде Порт-Артура; при этом 2 (15) мая 1904 года отряд понес потери. Утром в тумане броненосный крейсер «Касуга» протаранил крейсер «Иосино», который так быстро затонул, что успели спасти всего 19 человек. А днем возвращавшийся в Японию со спасенными моряками с подорвавшегося броненосца «Хацусе» посыльный авизо «Тацута» наскочил у острова Элиот на камни; его сняли лишь через месяц, а в ремонте авизо находился вплоть до сентября. Остальные крейсера отряда в июле принимали участие в сражении в Желтом море; затем они вновь сопровождали тяжелые корабли 1-й эскадры при обстрелах Порт-Артура. Именно на подходах к Порт-Артуру в ночь на 30 ноября (13 декабря) 1904 года подорвался на русской мине, и к утру затонул крейсер «Такасаго» (погибло 280 человек). К маю 1905 в отряде из старого состава оставались только «Читосе» и «Касаги» (авизо «Тацута» был передан 1-му отряду броненосцев); В Цусимском сражении 3-й отряд участвовал пополненным. В него включили переданный из 4-го отряда крейсер «Нийтака» (смотри о нем в описании 4-го отряда) и новый, вступивший в строй в сентябре 1904 крейсер японской постройки «Отова». «Отова» имел скорость 21 узел, дальность 4.000 миль, гарвеевскую броню палубы 51-76 мм и рубки 102 мм; вооружение: 2х152-мм, 6х120-мм и 4х76-мм орудий. «Отова» с сентября 1904 участвовал в обстрелах Порт-Артура; в Цусимском сражении в бою с русскими крейсерами он был поражен снарядами «Дмитрия Донского» и «Светланы» (5 человек убито, 23 ранено). В той же схватке «Касаги» получил столь тяжелые повреждения, что был вынужден покинуть зону боя (10 моряков убито). В «Читосе» в том сражении попали 2 снаряда (2 человека убиты, 4 ранены).

2-я ЭСКАДРА, 4-й боевой отряд

Флагман 4-го боевого отряда бронепалубный крейсер «Нанива» в довоенной окраске

4-й отряд 2-й эскадры (командующий – адмирал С. Уриу) состоял из старых крейсеров британской постройки «Нанива» (1885 г) и «Такачихо» (1886 г), построенного самими японцами крейсера «Акаси» (1899 г) и новейшего английского крейсера «Нийтака» (вступил в строй японского флота в день начала войны – 27 января 1904 г). Летом 1904 к отряду был приписан еще один корабль – только что вступивший в строй однотипный с «Нийтакой» новейший крейсер «Цусима» (строился по тому же проекту, но не в Англии, а в Японии).
«Нанива» и «Такачихо» стали первыми бронепалубными крейсерами молодого японского флота; они относились к ранним представителям концепции «эльсвикских» крейсеров. На момент вступления в строй «Нанива» и «Такачихо» считались сильнейшими бронепалубными крейсерами мира. Однако к началу Русско-Японской войны эти корабли подошли уже довольно изношенными; их сохранение в боевом строю передовых отрядов объясняется высоким качеством английской постройки – эти «старички» были более надежны и мореходны, чем новые крейсеры, изготовленные самими японцами. Так, «Нанива» и «Такачихо» обладали самой высокой дальностью плавания среди всех японских крейсеров: 8.000 миль 10-узловым ходом. Правда, давность постройки и длительность службы привели к тому, что эти корабли не отличались быстроходностью – скорость в 18,7 узла явно маловата для класса крейсеров. Устаревшим было и бронирование: хотя толщина бронепалубы на этих кораблях была самой большой (51-76 мм), по устойчивости к ударам их стальная броня значительно уступала не только гарвеевской, но даже никелевой. За время почти 20-летней службы состав вооружения данных крейсеров несколько раз менялся; с 1903 г. их вооружение составляли 8х152-мм и 6х47-мм пушек, а так же 4х356-мм торпедных аппарата. Следующий корабль 4-го отряда – «Акаси» - относился к первой серии крейсеров японской постройки; в противовес старым английским «Наниве» и «Такачихо» этот более современный корабль обладал гораздо худшей мореходностью. Конечно, по сравнению с его головным «систершипом» «Сума», который вышел вообще неудачным, «Акаси» был более боеспособным. С учетом опыта недостатков «Сума» остойчивость и мореходность «Акаси» при достройке удалось несколько улучшить путем повышения высоты борта и снятием боевых марсов; тем не менее, по мореходности этот новый крейсер все же уступал находившимся с ним в одном строю «старикам». Сказалась неопытность японских кораблестроителей и на скорости этого корабля: рассчитанный на 20-узловую скорость, он в действительности давал только максимум 19,5 узла (дальность хода – 4.000 миль). Бронирование палубы «Акаси» было гарвеевское, толщиной 25-51 мм; рубка брони не имела. Вооружение состояло из 2х152-мм, 6х120-мм орудий, 12х47-мм «противоминных» пушек и 2х381-мм торпедных аппаратов. Последние крейсеры 4-го отряда - вступившие в строй в начале и в середине 1904 года английский «Нийтака» и однотипный с ним японский «Цусима» - обладали хорошими мореходными качествами и устойчивой скоростью в 20 узлов (дальность плавания - 4.000 миль). Правда, бронирование их палуб было тонким (всего 37-63 мм), но зато крепким гарвеевским; довольно хорошо были защищены рубки крейсеров, имевшие броню в 102-мм. Вооружение состояло из 6х152-мм, 10х76-мм и 4х47-мм орудий.
Кроме того, 4-му отряду, так же, как и 3-му крейсерскому отряду, для посыльных заданий был придан свой «мальчик на побегушках» - авизо «Чихайя» (в строю с 1901 г). Он имел скорость 21,4 узла, дальность 5.000 миль; вооружение: 2х120-мм, 4х76-мм орудия и 4х457-мм торпедных аппарата. В ходе войны этот корабль ничем особым себя не проявил; перед Цусимским сражением его передали «на посылки» в состав 2-го отряда броненосных крейсеров.

Участие в боях:

«Первопроходцы» среди японских крейсеров «Нанива» и «Такачихо» участвовали еще в Японо-Китайской войне; входя вместе с только что вступившими в строй «Иосино» и «Акицусима» в «летучий отряд», они сыграли решающую роль в битве при реке Ялу 17 сентября 1894 года.
В самом начале Русско-Японской войны в районе Чемульпо 4-й отряд в полном составе принимал участие в бою с русскими крейсером «Варяг» и канонеркой «Кореец». Затем этот отряд долго и безуспешно гонялся за Владивостокским отрядом крейсеров. В июле 1904 во время сражения в Желтом море корабли 4-го отряда создали растянутую завесу в Корейском проливе, чтобы не допустить соединения Владивостокского отряда с Порт-Артурской эскадрой. Когда же начался бой между Владивостокскими и японскими броненосными крейсерами, легкие крейсера 4-го отряда стали поспешно стягиваться к месту схватки. Первыми туда подоспели «Нанива» и «Тахачихо», принявшие участие в уничтожении крейсера «Рюрик». С прекращением деятельности Владивостокских крейсеров корабли 4-го отряда были привлечены к блокаде и обстрелам Порт-Артура; при выполнении этих операций в сентябре 1904 года подорвался на русской мине недавно зачисленный в состав отряда крейсер «Цусима»; корабль остался на плаву, но на несколько месяцев встал на ремонт. А в декабре на очередную русскую мину напоролся крейсер «Акаси», которому тоже пришлось довольно долго ремонтироваться. Но к маю 1905 и «Цусима», и «Акаси» вернулись в строй. Тем не менее, в Цусимском сражении отряд действовал «в урезанном виде»: «Нийтака» был переведен в поредевший 3-й крейсерский отряд, а авизо «Чихайя» передан «на посылки» 2-му отряду броненосных крейсеров. В ходе боя с русскими крейсерами, защищавшими свои транспорты, серьезные повреждения получил «Нанива» (2 подводные пробоины привели к сильному крену; убит 1, и ранены 15 моряков). Досталось и «Акаси», получившему удары 5 снарядов (3 человека убито, 7 ранено); тогда же крейсер «Цусима» «словил» 6 русских снарядов (4 убитых, 18 раненых). Лишь «Такачихо» удалось в той ожесточенной перестрелке избежать попаданий.

В отрядах 1-й и 2-й эскадр были собраны более-менее боеспособные крейсеры (новые, или старые, но удачных проектов). А вот в 3-й эскадре, отвечавшей в основном за оборону Японских островов и лишь в самых ответственных случаях привлекавшейся для участия в генеральных сражениях, собрали или «откровенное старье», или новых «неудачников» японской постройки, являвшихся тем, что называют «первый блин комом». Такие крейсеры были сведены в 5-й и 6-й боевые отряды, и их деятельность в войне была минимальной (как, впрочем, и потери). Но об этих кораблях – ниже…

Как уже говорилось ранее, боеспособные крейсеры японцев были собраны в 1-й и 2-й эскадрах, активно действовавших против русского флота. А вот «откровенное старье» и новые «неудачники» японской постройки были сведены в 3-й эскадре (5-й и 6-й боевые отряды), и их деятельность в войне была минимальной (как, впрочем, и потери). Эта 3-я эскадра отвечала в основном за оборону Японских островов и лишь в самых ответственных случаях привлекалась для участия в генеральных сражениях. Главными боевыми событиями для крейсеров 3-й эскадры стали схватка с крейсером «Варяг» и участие в сражении в Желтом море, а так же в грандиозном Цусимском сражении.

3-я ЭСКАДРА, 5-й боевой отряд 

Флагман 3-й эскадры и 5-го боевого отряда  бронепалубный крейсер «Ицукусима» в военной окраске
Командующим 3-й эскадры был адмирал С. Катаока, державший свой флаг на крейсере «Ицукусима».
Готовясь к войне с Китаем, не имевшие навыков в постройке и эксплуатации больших кораблей японцы заказали у французов бронепалубные крейсера с мощными орудиями, способными пробивать защиту китайских броненосцев. В результате в 1891 году из Франции в Японию прибыли два бронепалубных крейсера, получивших названия «Ицукусима» и «Мацусима». Их устройство было весьма своеобразным: при действии в едином строю эта пара представляла собой как бы разрезанный пополам броненосец. «Ицукусима» имел крупнокалиберное барбетное 320-мм орудие в носу, а «Мацусима» - такое же огромное орудие в корме. Этот необычный проект «полукрейсеров–полуброненосцев» нельзя назвать удачным. Малое водоизмещение кораблей для столь тяжелого вооружения стало причиной плохой мореходности; а слабая защита (броня палубы – устаревшего стального типа, толщиной всего 37 мм, рубка 100-10 мм) привела к высокой уязвимости от огня орудий всех калибров. К тому же эти крейсеры оказались еще и тихоходами: они могли идти с максимальной скоростью не более 16,5 узлов – это скорость броненосцев, а не крейсеров! Тем не менее, японцы, начавшие копировать на своей верфи «чудо с большим хоботом» еще до того, как «французов» спустили на воду, и их пороки стали видны, были вынуждены достроить и третий корабль данного проекта, назвав его «Хасидате» (вступил в строй в 1894 году). Вооружение «Ицукусимы» и копировавшего его «Хасидате» состояло из уже упомянутого носового 1х320-мм барбетного орудия, 11х120-мм, 6х57-мм и 12х37-мм пушек, а так же 4х356-мм торпедных аппаратов. «Перевернутый сзади на перед» «Мацусима» имел несколько другой артиллерийский состав: при том же (но уже кормовом) 1х320-мм орудии он нес 12х120-мм, 16х57-мм и 6х37-мм пушек.

Три этих с позволения сказать «крейсера» и составили боевое ядро 5-го отряда; дополнил же их старый броненосец береговой обороны «Чин-Иен», вступивший в строй еще в 1885 году. Тогда он был китайским цитадельным броненосцем «Чжень-Юань», которому в Японо-Китайской войне и противодействовали «Мацусима», «Ицукусима» и «Хасидате». Теперь же бывшие противники находились в одном строю: захватившие китайский корабль японцы в 1895 году ввели его под новым названием в состав своего флота. К началу Русско-Японской войны «Чин-Иен» совсем износился: если во время службы Китаю он ходил со скоростью 14,5 узлов, то теперь еле дотягивал до 11 узлов. Бронирование броненосца было устаревшего типа компаунд, да еще и довольно тонкое для этого вида брони (пояс корпуса 254-356 мм, башни 51-152 мм, рубка 305 мм). Артиллерия на корабле стояла старая, короткоствольная, с небольшой дальностью стрельбы (2х305-мм, 2х150-мм, 10 бесполезных «малокалиберок»). Правда, несмотря на ветхость, «старичок» еще поучаствовал в блокаде Порт-Артура, в сражениях в Желтом море и в Цусимском проливе (правда, на вспомогательных ролях). На тех же вспомогательных ролях в тех же сражениях участвовали в Русско-Японской войне и несуразные полу-крейсеры 5-го отряда; причем «Ицукусима» ухитрился в сентябре 1904 подорваться на русской мине (однако повреждения оказались незначительны).

3-я ЭСКАДРА, 6-й боевой отряд 

Флагман 6-го боевого отряда бронепалубный крейсер «Идзуми» в военной окраске

6-м отрядом командовал адмирал М. Того, находившийся на крейсере «Идзуми».
Самым новым кораблем этого отряда был крейсер японской постройки «Сума», вступивший в строй в 1896 году. Как вполне современному, ему бы следовало встать в один строй со своим «систершипом» «Акаси», находившимся в составе 4-го отряда. Однако изготовленный пока еще неопытными японскими кораблестроители «Сума» обладал такой плохой остойчивостью и мореходностью, что японцы побоялись вводить его в состав боевого океанского отряда. Насколько мы помним, однотипный с ним «Акаси» был надежнее «Сума» потому что строился вторым, и в этом корабле учли и исправили ошибки, которые стали явны только после спуска «Сума» на воду. «Сума» же исправить было уже невозможно, и его придали отряду, занимавшемуся в основном охраной берегов Японии (скоростные и оружейные характеристики этого крейсера при спокойной погоде полностью соответствовали характеристикам «Акаси», который уже был описан выше). 
За два года до «Сума» (в 1894 г) японцы ввели в строй так же ими построенный крейсер «Акицусима». Японские изготовители этого корабля, воплощавшие в металле американский проект, имели тогда еще меньше опыта, чем при строительстве «Сума». Поэтому неудивительно, что «Акицусима» был намного хуже даже откровенно плохого «Сума». Это был совершенно неудачный корабль с малой скоростью и никуда не годной мореходностью (скорость 19 узлов, вооружение 4х152-мм, 6х120-мм, 10х47-мм орудия и 4х356-мм торпедных аппарата). Опасаясь, что первенец их отечественного крейсеростроения может просто затонуть на океанской войне, японцы использовали «Акицусиму» только в прибрежных водах Японии. Третьим членом 6-го отряда был старый изношенный крейсер «Идзуми», построенный англичанами для Чили (в строй чилийского флота он вошел в 1884 г под названием «Эсмеральда»). Данный корабль представлял собой первый «эльсвикский» крейсер с высокой для того времени скоростью и двумя тяжелыми орудиями; наиболее грамотные моряки считали «Эсмеральду» идеальной боевой машиной. Именно поэтому в преддверии Японо-Китайской войны в 1894 году японцы перекупили корабль у чилийцев; однако сделали они это слишком поздно, и новоявленный «Идзуми» принять участие в войне с Китаем не успел. К началу же Русско-Японской войны 20-летний корабль изрядно устарел и поизносился; на рубеже веков он прошел две модернизации и смену вооружения. Тем не менее, к 1904 году он мог выжать максимум 18,2 узла; его дальность (2.200 миль) мало годилась для действий в океане, а безнадежно устаревшее бронирование стального типа (13-25 мм палуба и 51 мм рубка) совершенно не обеспечивало защиту от современных снарядов. К началу войны с крейсера сняли старые пушки, вооружив корабль не такими крупнокалиберными, зато более скорострельными орудиями: 2х152-мм, 6х120-мм, 2х57-мм и 6х47-мм; так же на крейсер установили 3 новых 457-мм торпедных аппарата.
Замыкал строй 6-го отряда бывший броненосный крейсер «Чиода». Этот корабль английской постройки был самым старым среди броненосных крейсеров японского флота. Вступивший в строй в 1890 году, «Чиода» участвовал еще в японо-китайской войне; особо он отличился в сражении при реке Ялу. Относясь официально к классу тяжелых броненосных, «Чиода», тем не менее, имел небольшое водоизмещение, и вооружение, соответствующее по калибру скорее легким крейсерам. Хотя изначально планировалось вооружить его парой крупных 320-мм орудий, в конечном исполнении «Чиода» получил 10х120-мм пушек, став первым в мире кораблем, вооруженным исключительно скорострельной артиллерией. Дополняли это вооружение 14х47-мм «противоминных» пушек и 3х356-мм торпедных аппарата. Бронирование крейсера представляло собой хромистую сталь (пояс по ватерлинии – 114 мм, палуба – 25-37 мм). Еще пригодный для времени Японо-Китайской войны, этот тип бронирования к Русско-Японской войне стал считаться безнадежно устаревшим. В 1898 г. «Чиоду» модернизировали (поставили новые котлы, позволившие увеличить скорость, сняли громоздкие боевые марсы). Модернизированный крейсер стал двигаться со скоростью 21 узел; проходить на одной загрузке угля 6.000 миль. В этом обновленном виде «Чиода» и участвовал в Русско-Японской войне; однако как устаревший и слабо вооруженный, он вошел не в отряд броненосных крейсеров, который был укомплектован новыми, более мощными кораблями, а в 6-й отряд легких крейсеров 3-й эскадры. 

Участие в боях:

Все корабли 6-го отряда мало годились для действий в довольно бурном Тихом океане; тем не менее, хотя и устаревший, но имевший хорошую мореходность крейсер «Чиода» (к тому же худо-бедно, но все же защищенный броневым поясом) время от времени привлекали для действий вдали от берегов Японии. В частности, в самом начале войны «Чиода» был временно придан сборному отряду адмирала Уриу, имевшему задачу уничтожения тех русских кораблей, которые находились в отрыве от своей эскадры, выполняя функции стационеров в дальневосточных портах. И 27 января 1904 года старый «Чиода» и новый броненосный крейсер «Асама» стали главной ударной силой (при поддержке четырех легких крейсеров 3-го отряда) в бою с не сдавшимися превосходящим силам противника русскими крейсером «Варяг» и канонеркой «Кореец». Затем «Чиода» спорадически привлекался для участия в блокаде Порт-Артура; в июле 1904 года он подорвался на мине и был вынужден встать на ремонт. Остальные корабли 6-го отряда без «Чиоды» приняли участие в большом сражении в Желтом море (правда, они исполняли роль «массовки», резервных сил поддержки, а потому не добились никаких результатов, но и сами потерь не понесли). Ту же второстепенную роль резерва исполняли крейсера 6-го отряда (вместе с вернувшимся в строй «Чиода») и в грандиозном Цусимском сражении, проходившем недалеко от японских берегов. И вновь – никаких успехов с их стороны, зато так же – без особых повреждений и потерь (если не считать 3 убитых и 7 раненых моряков на «Идзуми»)…


ТОРПЕДОНОСНЫЕ СИЛЫ ЯПОНСКОГО ФЛОТА

01 яп мм ночная атака (480x286, 132Kb)

Торпедоносные силы японского флота состояли из двух видов кораблей: относительно крупных истребителей (в русском флоте такие корабли называли эскадренными миноносцами), и малых миноносцев. Истребители были мореходными кораблями; они имели водоизмещение 300 - 400 тонн, и кроме торпедных аппаратов вооружались так же еще и 6-ю пушками малых калибров, бесполезными для борьбы с крупными кораблями, но вполне подходящими для уничтожения небольших миноносцев (для чего и был создан данный класс кораблей; отсюда и название этого типа - «истребители»). Миноносцы были значительно меньше истребителей – водоизмещение самых крупных из них не превышало 150 тонн; эти корабли кроме торпед имели на вооружении всего 1-2 малокалиберных орудия. 

В японском флоте миноносцы делились на три класса. К 3-му классу относились самые малые и старые корабли водоизмещением до 60 тонн. Эти миноносцы из-за слишком малых размеров и старческой ветхости не могли действовать в море; они годились только для прибрежного плавания. В Русско-Японскую войну миноносцы 3-го класса занимались охраной портов Японии, и в боевых действиях практически не участвовали (поэтому данный довольно многочисленный класс мы рассматривать не будем). Миноносцы 2-го класса имели водоизмещение 80 – 110 тонн; в хорошую погоду они могли отходить от берега дальше в море. Потому наиболее новые корабли данного класса командование время от времени задействовало и для участия в операциях против русского флота (в частности, миноносцы 2-го класса довольно активно атаковали русских в Цусимском сражении, проходившем недалеко от берегов Японии). Еще чаще (конечно же, когда позволяла погода) для боевых операций задействовали и миноносцы 1-го класса водоизмещением 120-150 тонн; эти корабли появлялись даже у Порт-Артура, а так же очень активно проводили ночные торпедные атаки на русский флот при Цусиме.

ИСТРЕБИТЕЛИ (эскадренные миноносцы)
Истребители 1-й эскадры


02 СЏРї РјРј РЈСЃСѓРіСѓРјРѕ (553x203, 51Kb) 
«Усугумо» - лидер 3-го истребительного отряда из 1-й эскадры

1-я эскадра располагала тремя истребительными отрядами, в которых находилось 11 кораблей данного класса, построенных в Англии в период с 1897 по 1900 год. Эти истребители принадлежали к четырем типам, несколько различавшимся архитектурой и механизмами, но близкими друг другу по боевым качествам. В зависимости от принадлежности к тому или иному типу, они из-за разницы механизмов имели скорости от 30 до 31,3 узла; а вот вооружение на всех кораблях было абсолютно одинаковым. Каждый японский истребитель был вооружен двумя палубными поворотными однотрубными 457-мм торпедными аппаратами, 2х76-мм и 4х57-мм пушками.

Участие в боях:

Все истребители 1-й эскадры активно участвовали в нападении на Порт-Артур и в его последующей блокаде. В первую ночь войны истребители 1-го отряда «Акацуки» и «Касуми» своими торпедами тяжело повредили крейсер «Паллада» и броненосец «Цесаревич». Лидер 1-го отряда «Сиракумо» и истребитель 2-го отряда «Асасио» всадили по торпеде в броненосец «Ретвизан», который спасся от затопления, выбросившись на мель.
В конце февраля в бою против русских эсминцев «Решительный» и «Стерегущий» серьезно пострадали истребители «Акацуки» (1-й отряд) и «Акебоно» (2-й отряд). В мае 2-му отряду пришлось отправить на ремонт еще один свой корабль: русские береговые артиллеристы всадили тяжелый снаряд в «Икадзучи» (убито 24 человека). В том же месяце 1-й отряд потерял только что вернувшийся из ремонта «Акацуки», который наскочил на мину и быстро затонул. В ноябре у входа в Порт-Артурскую гавань подорвался на мине «Оборо» из 1-го отряда; и хотя корабль остался на плаву, ему пришлось встать на длительный ремонт.
Активно действовали истребители 1-й эскадры и в 1905 году в сражении при Цусиме. В ночных атаках на русские корабли получил тяжелые повреждения от вражеских снарядов истребитель 2-го отряда «Икадзучи» (13 раненых). А на следующий день истребитель 3-го отряда «Сазанами» захватил в плен русский эсминец «Бедовый», на борту которого находился командующий русской эскадры адмирал Рожественский со штабом.

Истребители 2-й эскадры

04 яп мм Кагеро (544x113, 22Kb)
«Кагеро» - лидер 5-го истребительного отряда из 2-й эскадры

2-я эскадра японского флота располагала только двумя отрядами истребителей, но в этих отрядах было значительно меньше разнобоя в типах: 4-й отряд был укомплектован только кораблями типа «Харусаме», а 5-й отряд – только истребителями типа «Муракумо». Все эсминцы 4-го отряда являлись новейшими кораблями японской постройки – они вступили в строй буквально накануне войны, в 1902 - 1903 годах. Истребители же 5-го отряда являлись «англичанами», построенными и переданными Японии в 1899 – 1900 годах. Качество японской постройки сказалось на скоростных данных этих кораблей: если «британцы» 5-го отряда ходили со скоростью 30 узлов, то «японцы» 4-го отряда не могли превысить 29 узлов, став самыми «тихоходными» истребителями флота «Страны восходящего солнца». Боевые же возможности истребителей 2-й эскадры полностью соответствовали истребителям 1-й эскадры: они тоже имели по 2х457-мм палубных поворотных однотрубных торпедных аппарата, 2х76-мм и 4х57-мм пушки. 

Участие в боях:

Истребители и 4-го, и 5-го отрядов активно участвовали в блокаде Порт-Артура и в сражении в Желтом море. Во время боя в Желтом море тяжелые повреждения от артиллерии русских кораблей получил истребитель 4-го отряда «Асагири»; корабль даже полностью потерял ход (9 убитых). В сентябре у Порт-Артура на русской мине погиб лидер 4-го отряда «Хаятори» (с ним ушли на дно 20 человек экипажа), а в октябре там же, на подступах к Порт-Артуру, подорвался на русской мине «Харусаме» (8 раненых); однако этот корабль остался на плаву и был отбуксирован на ремонт в Японию. В Цусимском сражении во время ночных атак на русские корабли тяжело пострадали от случайного столкновения вернувшийся в строй отремонтированный «Харусаме» из 4-го, и «Югири» из 5-го отряда. В тех же ночных атаках был поврежден артиллерией русских кораблей истребитель «Мурасаме» из 4-го отряда, а в утреннем поединке с русским эсминцем. «Громкий» серьезно пострадал корабль 5-го отряда «Сирануи».

МАЛЫЕ МИНОНОСЦЫ

06 СЏРї СЌРј Хаябуса (547x148, 40Kb) 
Миноносец 1-го класса «Хаябуса»

Японский флот располагал довольно большим количеством малых миноносцев: только способных выходить в море миноносцев 1-го и 2-го классов имелось 42. Из них 11 принадлежали к 1-му классу (3 устаревших, в войне не использовались), и 31 миноносец 2-го класса. Миноносцы 1-го класса имели на вооружении 3 орудия калибров 57-мм и 47-мм, а так же 3х457-мм торпедных аппарата; их скорость составляла 28-28,5 узлов (в зависимости от того, кто изготовил корабль). Миноносцы 2-го класса имели 1-2 пушки 47-мм или 37-мм калибров и 3х381-мм торпедных аппарата; их скоростные данные колебались от 20 до 26 узлов (потеря скорости определялась возрастом корабля).
Все современные миноносцы 1-го класса и в 1-й эскадре (14-й отряд), и во 2-й (9-й отряд) относились к одному 150-тонному типу «Хаябуса» французского проекта. Четыре миноносца 14-го отряда были построены во Франции и собраны в Японии; все корабли 9-го отряда были созданы на японских верфях. Состав 14-го отряда 1-й эскадры: «Чидори», «Хаябуса», «Манадзуру» и «Касасаги». В 9-й отряд 2-й эскадры входили: «Аотака», «Хато», «Кари», «Цубаме». А 80-100-тонные миноносцы 2-го класса названий не имели и были номерными. Эти корабли по четыре единицы состояли в 1-м миноносном отряде 1-й эскадры, и в 20-м миноносном отряде 2-й эскадры; остальные в составе 17-ти отрядов 3-й эскадры в основном применялись для охраны побережья Японии (хотя перед падением Порт-Артура некоторую их наиболее современную часть использовали и для атак на русские корабли). 
Миноносцы 1-го класса были самыми крупными представителями типа малых миноносцев в японском флоте. Как и еще более легкие номерные миноносцы, эти малые корабли обладали невысокой мореходностью, и потому редко использовались в боевых рейдах к вражеским берегам. 
Тем не менее, в первые дни войны они «засветились» у Чемульпо, где наблюдали за боем «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой (исход боя решила артиллерия, и адмирал Уриу свои миноносцы в атаку так и не послал). Появлялись время от времени малые миноносцы и у блокированного Порт-Артура – когда это позволяла хорошая погода и море без волнения. Наиболее активно и массово японцы использовали свои малые миноносцы под Порт-Артуром в конце его обороны - против броненосца «Севастополь», который в бухте Белый Волк готовился к прорыву из осажденной базы. С 27 ноября по 3 февраля именно малые миноносцы раз за разом атаковали отстреливающийся русский корабль, выпустив по нему более 80 торпед; при этом они потеряли потопленными два номерных миноносца 3-й эскадры; еще 13 миноносцев получили тяжелые повреждения, надолго выведшие их из строя. Из наиболее крупных «не номерных» миноносцев были подбиты «Севастополем» и встали на ремонт все четыре корабля 9-го отряда (2-й эскадры) и миноносец «Манадзуру» 14-го отряда (1-й эскадры).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ЯПОНСКОГО ФЛОТА

Кроме описанных выше боевых кораблей, противодействовавшим российским Тихоокеанским эскадрам, японский флот имел еще 17 вспомогательных крейсеров, переоборудованных из гражданских судов, 2 минных транспорта и 11 артиллерийских кораблей (канонерок и судов береговой обороны). Эти корабли в основных баталиях с русским флотом участия не принимали, а потому здесь не рассматриваются.