06 февраля 2021

Боспорское царство. Борьба за власть в предверии падения Великой Скифии

После того, как греческим городам-государствам Северного Причерноморья удалось отстоять независимость в борьбе с кочевыми племенами, положение на Крымском и Таманском полуостровах несколько стабилизировалось. Но исчезновение в V веке до н. э. оборонительного союза во главе Археанактидами имело как положительные, так и отрицательные последствия. Многочисленные исторические параллели свидетельствуют о том, что бывшие союзники часто становятся врагами. Объединение боспорских городов-государств, как предполагают историки, не стало исключением из этого правила

Учёным мало что известно о том периоде. Однако запись Диодора Сицилийского из «Исторической библиотеки» свидетельствует о крушении союза Археанактидов в 438/437 году до н .э. и приходе к власти некоего Спартока (по некоторым версиям Спартак). Кем был этот человек и при каких обстоятельствах он получил верховенство достоверно неизвестно, но с начала его правления у северных пределов Чёрного моря воцарилась династия, правившая на берегах пролива в течение 330 лет.
«При архонте в Афинах Теодоре… В Азии царствовавшие над Боспором Киммерийским и называвшиеся Археанактидами, правили 42 года; власть получил Спартак и правил семь лет».
Именно при Спартокидах началось объединение греческих городов-государств в Боспорское царство. Силой и дипломатией преемники Спартока объединили под своей властью многие полисы, включая Феодосию, Нимфей, Фанагорию. Под их управлением получило расцвет местное ремесленничество и сельское хозяйство. Наладились прочные союзы с Афинскими полисами и соседними варварскими племенами. Появились школы, храмы и многие другие культурные сооружения.

Однако не всё было благополучно внутри самой династии. История помнит события, при которых Спартокиды вступали в непримиримую схватку друг с другом в борьбе за царство.

Битва при Фате
Во второй половине IV века до н. э. у власти на Боспоре находился царь Перисад I. Пробыв на престоле без малого 38 лет, он скончался в 309/308 году до н. э., оставив после себя трёх сыновей: Сатира, Евмела и Притана. 

Как часто случалось, царство по старшинству перешло к Сатиру. Евмел, недовольный этим, заручился поддержкой варварских племён и принялся активно готовиться к свержению действующей власти, чтобы взойти самому на престол. Понимая серьёзность происходящего, Сатир собрал войско и выдвинулся в поход против брата.
Таманский рельеф с изображением воинов: 1 — стела с изображением двух воинов. 2 — молодой воин (по В.П. Толстикову)
Вот, что об этом событии пишет греческий историк Диодор Сицилийский:
«…Евмел, вступив в дружеские отношения с некоторыми из соседних варварских народов и собрав значительные военные силы, стал оспаривать у брата власть. Сатир, узнав об этом, двинулся против него со значительным войском… Союзниками Сатира в этом походе были греческие наёмники в числе не более двух тысяч и столько же фракийцев, а всё остальное войско состояло из союзников-скифов в количестве более 20 тысяч пехоты и не менее 10 000 всадников. На стороне Евмела был царь фатеев Арифарн с 20 тысячами конницы и 22 тысячами пехоты…»
Где произошли военные столкновения и какие конкретно варвары поддержали Евмела, не совсем ясно. Мнения учёных по этому поводу сильно расходятся. Есть основания считать, что районом боевых действий стала Азиатская часть Боспорского царства (современный Таманский полуостров), а на стороне Евмела выступило сарматское племя сираков и подвластные им меотские племена.

Альтернативной точкой зрения выступает мнение, в котором мятежного царевича поддержало племя фатеев, ранее подчинявшееся Боспорским правителям, но вышедшее из-под его протектората. Однако у этой версии сторонников в научном мире значительно меньше.

Как бы там ни было, но сражение состоялось. Войско Сатира перешло реку с тогдашним названием Фат и вступило в бой с армией Евмела.

Несмотря на схожие составы, боевые порядки сторон несколько отличались друг от друга. 

Сатир по скифскому обычаю (что особенно отмечается Диодором) встал в центре войска, среди конницы. По левому флангу от него расположилась пехота варваров и резервный отряд скифских всадников. По правому – греческие отряды и фракийцы-наёмники.

Евмел же расположился с другой стороны на левом фланге, среди пехоты. В центре армии находился варварский царь Арифарн с ударной сарматской конницей. Справа их прикрывали пехотные отряды меотов.
Схема битвы при Фате (по Е.В. Черненко) 1 — войско Сатира и войско Арифарна перед сражением, встречный бой. 2 — скифская конница Сатира наносит поражение коннице Арифарна и начинает ее преследование. Евмел обращает в бегство наемников. 3 — скифская конница Сатира прекращает преследование разгромленных, меняет направление движения и наносит удар в тыл Евмела; а — пехота; б — конница Арифарна; в — скифская конница; г — греки-наемники; д — наемники-фракийцы; е — укрепленный лагерь Сатира.

Исходя из записей Диодора, можно сделать вывод о том, что роль Евмела в сражении была далеко не первой, и всей битвой против Сатира руководил Арифарн.

Сатир с отрядами отборной конницы ударил в центр вражеского войска. После упорного кровопролитного боя ему удалось обратить сираков в бегство. Поначалу Сатир даже начал преследование бегущих отрядов. Однако узнав, что Евмел побеждает по своему флангу, он прекратил погоню и нанёс тыловой удар по пехоте врага, опрокинув её и одержав окончательную победу в сражении. Уцелевшие отряды Арифарна и Евмела укрылись в хорошо защищенной царской крепости на берегу Фата. 

Сатир не сразу бросился в погоню. С победным войском он вначале опустошил земли бунтовщиков, сжег местные поселения, захватил большое количество добычи и только потом попытался взять крепость штурмом. 

Царская ставка, в которой укрылись бунтовщики, была практически неприступной. Окруженная рекой, обрывистыми утёсами и густым лесным массивом, она была надёжно защищена от нападений. Пытаясь подготовить плацдарм для взятия крепости, войско Сатира принялось вырубать лес, мешавший проходу к укреплениям. Аристофан в ответ на это выставил отряды стрелков, которые поражали рубщиков и принесли большой урон штурмующим. 

Только на четвертый день Сатиру удалось подступить к стенам крепости. Здесь, находясь в тесной позиции, войско нападающих несло серьёзные потери. Положение попытался спасти предводитель наёмников Мениск, устремившийся на штурм напролом. Его поддержал сам Сатир со своим отрядом, что, судя по всему, было большой ошибкой: в том бою Сатир был ранен в руку копьем. Рана оказалась настолько серьёзной, что той же ночью царь скончался.

Конец междоусобицы
После смерти лидера наступающие сняли осаду и отошли к городу Гаргазе. Оттуда тело Сатира переправили в Пантикапей, где были устроены подобающие царю пышные похороны. После погребения младший из трех братьев – Притан прибыл к бездействующему войску, где получил царскую власть и продолжил борьбу с противником.

Однако успехов Сатира ему повторить не удалось. Когда Притан перешёл к активным действиям и решил дать бой, удача подвела его, и скифские войска были разбиты. Их прижали к одному из перешейков Меотийского озера (нынешнее Азовское море), где они были вынуждены сложить оружие и сдаться. 

Спасаясь от преследования, Притан попытался укрыться в городе Кепы, где его и настигли отряды Евмела. 

Одержав победу в этой тяжелой междоусобице, новый царь жёстко расправился со своими противниками, приказав убить семьи Сатира и Притана, а также уничтожить всех их друзей. После этого, несмотря на проявленную суровость, в период своего дальнейшего правления Евмел проявил себя как дальновидный и умелый правитель. Он значительно проредил количество пиратов, обитавших в местных водах, помог многим греческим городам-государствам и организовал постоянный приём беженцев из разных уголков эллинского мира, раздавая им земли и помогая устроиться на новых территориях.

В результате правления Евмела, Боспорское царство укрепилось и приобрело дополнительный авторитет на мировой арене. Осуществиться дальнейшим планам нового царя не дала скоропостижная смерть, которая застала его в 304/303 году до н. э.

Выводы
Подводя итоги, можно сделать вывод, что борьба за престол потомков Перисада I была не просто гражданским противостоянием, но явлением, выходящим далеко за пределы Боспорского царства. Учитывая состав армий с обеих сторон, становится ясно, что война за трон была лишь поводом. Настоящей причиной столкновения столь значительных сил было противостояние кочевых варварских племен. Скифы и сарматы сражались не за царей Боспора, а за свои собственные интересы. Сарматские племена, пришли из-за Дона и рвались на запад, скифы под их ударами отступали в Крым. 

В своих действиях Евмел выглядел весьма логичным. Вряд ли он мог рассчитывать на поддержку скифских племен, состоявших в давнем союзе с Боспорскими правителями. Ставка на новую силу, пришедшую с востока, оказалась вполне закономерна. Но и скифы, скорее всего, поддержали Сатира отнюдь не из-за добрососедских отношений. В то время их борьба с сарматами была стратегическим делом, поэтому они и предоставили Сатиру столь внушительное воинство. Закономерным здесь выглядят и события, при которых Притан, похоронив брата, сразу отправился к скифскому войску и уже там с их одобрения принял царствование.

Как известно из истории, скифы в борьбе с сарматами потерпели поражение. Великая Скифия вскоре рухнула, и новые племена одержали окончательную победу над конкурентами на жизненное пространство. Волнения в Боспорском царстве на какое-то время успокоились. 

И династия Спартокидов продолжила властвовать над землями Боспора Киммерийского.

Автор: Егор Лаптев