Подробности столкновения военно-транспортного и гражданского самолетов над Калужской областью в июне 1969 года сейчас изучаются в летных училищах – как пример того, что к подобной катастрофе может привести целый ряд причин.
Условия, способствовавшие катастрофе
В учебном курсе Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков дается подробный разбор той трагедии. В конце июня 1969 года на рязанский аэродром Дягилева вылетали 4 военно-транспортных самолета Ан-12 7-й гвардейской дивизии ВДВ, на борту которых находились техника и личный состав – они должны были участвовать в показательных выступлениях перед министром обороны СССР. Самолет под командованием Алексея Рябцева замыкал группу. На борту находились 4 члена экипажа, 91 десантник и 4-летний сын одного из военнослужащих.У гражданского самолета Ил-14, летевшего во встречном направлении, конечной точкой маршрута был Симферополь. Вместе с экипажем в ближнемагистральном пассажирском лайнере находились 24 человека.
В тот день была мощная кучевая облачность, осложненные метеоусловия. Военный Ан-12 шел на высоте выше 3 тысяч метров, об этом было доложено диспетчеру, и тот это направление одобрил. В свою очередь, Ил-14, обходя облачность на 2,7 тысячах метров, поднялся на высоту, на которой двигался во встречном направлении Ан-12 – гражданский самолет, попавший в зону кучевых облаков, болтало. Вначале диспетчер запретил командиру пассажирского лайнера менять эшелон полета на высоту 3,3 тысячи метров. Командир экипажа согласился двигаться на установленной высоте и больше на связь не вышел – через 10 минут после последнего сеанса радиосвязи произошло столкновение военно-транспортного и пассажирского самолетов.
Как и почему это случилось
Согласно выводам комиссии, столкновение самолетов случилось в 14.52 на высоте около 3 тысяч метров, Ан-12 шел со скоростью свыше 500 км/ч, Ил-14 – более 300 км/ч. Они к моменту катастрофы вышли на встречно-пересекающиеся курсы. В результате удара у Ан-12 срубило правое крыло, потерял часть правого крыла и фюзеляжа Ил-14. Оба самолета, утратив управление, упали на землю в районе деревень Калужской области, расположенных в более чем 3 км друг от друга, на сельхозполя. В общей сложности погиб 121 человек, никто не выжил.
Разбирая условия и причины столкновения, комиссия установила: оба самолета двигались на высотах, которые были не согласованы с диспетчерами: Ан-12 ниже, а Ил-14, напротив, выше, чем должен был. Возможно, при этом пилоты не учли погрешности высотомеров самолетов. Среди других причин также были названы недостаточно четкая работа диспетчерских служб и непрофессионализм экипажа Ан-12 майора Алексея Рябцева – к его подготовке отнеслись формально.
В Юхновском районе спустя год после трагедии установили мемориал в память о катастрофе, средства на него (свыше 200 тысяч рублей) собирали по личному распоряжению командующего ВДВ Василия Маргелова (он после крушения Ан-12 побывал на месте падения). Изначально памятник (его автор – известный советский скульптор Евгений Вучетич) был с фотографиями погибших, но потом их убрали.
Памятник в честь погибших Ил-14 в 2002 году тоже поставили, это камень и мемориальная доска.