06 февраля 2021

"Александр Суворов". Крупнейшая катастрофа в истории речного пароходства.

5 июня 1983 года недалеко от Ульяновска пассажирский теплоход "Александр Суворов" врезался в железнодорожный мост через Волгу, по которому шел грузовой состав. В результате погибли 176 человек.

Теплоход "Александр Суворов" был построен по проекту 92-016. Речные теплоходы данного проекта были самыми большими в СССР, водоизмещением 3935 т, длина составляла 135,80 м. Всего было построено 9 теплоходов данного проекта. 
Ближайшие "родственники" "Александра Суворова": "Семён Будённый", "Георгий Жуков", "Мстислав Ростропович", "Михаил Фрунзе", "Фёдор Шаляпин", "Сергей Кучкин", "Феликс Дзержинский" и "Валериан Куйбышев".

НАЧАЛО КРУИЗА

Четырёхпалубный теплоход «Александр Суворов» отправился в круиз из Горького (сейчас это Нижний Новгород) 1 июня 1983 года. Как сообщает большинство источников, на судне находилось 439 человек, из которых 343 – туристы. Путёвками в круиз по Волге в то время поощряли за хорошую работу коллективы предприятий, и в этом плавании на «Суворове» в основном отдыхали шахтёры Донбасса. По злой иронии судьбы, в момент катастрофы по злополучному мосту проходил поезд, гружёный углём. Тонны угольной пыли обрушатся на умирающих от страшных ран людей...
Также на судне были шесть работников круиза, 35 рабочих и служащих ресторана и экипаж из 55 человек под командованием капитана Владимира Клейменова.
Через сутки после начала плавания теплоход сделал остановку в порту Чебоксар, и люди отправились на экскурсии и речные прогулки. В следующие два дня у «Суворова» были запланированы пляжная стоянка и рыбный день. Вечером 5 июня 1983 года «Александр Суворов» приближался к Ульяновску.
21 час 40 минут. Почти все пассажиры теплохода класса «люкс» находятся на верхней палубе, одни смотрят фильм, другие любуются Ульяновском и волжским мостом… Спустя минуту раздается страшный скрежет, и мостом сносит всю верхнюю палубу вместе с людьми, рестораном и кинотеатром… За несколько минут до трагедии люди кинулись занимать места в кинозале — начинался показ «Возвращения святого Луки». Кто-то, не найдя свободных кресел, вернулся в каюты ни с чем, даже не предполагая, что вытянул у судьбы счастливый билет… 
Когда до моста оставалось меньше пяти минут ходу, береговая диспетчерская служба с ужасом увидела, что теплоход на всех парах несется в 6-ой — низкий пролет моста. С этой минуты «Александр Суворов» был обречен. Дело в том, что 6-ой пролет не приспособлен для прохода под ним таких судов. Он значительно ниже, чем 8-ой, под которым и должен был пройти корабль.
Диспетчеры в панике стали отправлять на судно радиосигналы, которые оставались без ответа. В отчаянье с берега выпустили несколько сигнальных ракет, предупреждая об опасности, но теплоход неумолимо двигался навстречу гибели…
Спустя несколько минут, мостом снесло всю верхнюю палубу. В эти же минуты по речной переправе ехал грузовой поезд. От столкновения он сошел с рельсов… Над теплоходом, протаранившим мост, повисли вагоны. На выживших пассажиров,, словно добивая, посыпались бревна и уголь…
Волжская вода покраснела в считанные минуты, а судно, даже лишившись верхней палубы, не остановилось, миновало мост и заглохло, пройдя еще более двухсот метров…
Пока верхняя палуба превращалась в мясорубку, пассажиры в каютах даже не подозревали о случившемся. Лишь незначительный толчок — вот и все, что почувствовали они в момент катастрофы. Кошмар начался после того, как люди увидели, во что превратилась верхняя палуба… Люди в отчаянье искали родных и не могли найти: людей раздавливало и рвало на части, а кровь стекала рекой по стенам нижних палуб «Суворова»…
СО СЛОВ ОЧЕВИДЦЕВ
— Я прибыл на место крушения одним из первых, — рассказывает Станислав Александрович Домбров, в то время занимавший пост начальника пожарно-технической части КБЖД. — Диспетчер сообщил, что на мосту сошел с рельсов грузовой состав, и над водой повисла цистерна с бензином. В мою задачу входило предотвратить возгорание. То, что я увидел на месте, стояло перед глазами еще несколько лет. Люди были еще живы, они плавали в воде, кричали, многие даже не понимали, что лишились руки или ноги…
Самое обидное, что многие, даже не смертельно раненные, просто утонули. Если б они знали, что в районе опор моста глубина всего полтора метра. Подплыв туда, они могли бы спастись…
Именно возле опоры спасатели нашли капитана теплохода. В ту ночь он спал в своей каюте, ему предстояло сменить в капитанской рубке своего помощника Митенкова. Во время удара и капитанская рубка, и каюта капитана, находившиеся на верхней палубе, были сметены.
Как спасся капитан? Возможно, его просто выбросило за борт, по другой версии капитан прыгнул в воду сам, увидев надвигающуюся опасность… Как бы там ни было, капитану несказанно повезло — он избежал серьезных травм и сумел спастись. Позже Клейменов был осужден на десять лет. Из них он отсидел шесть, после чего был условно-досрочно освобожден, но, едва оказавшись на воле, умер от сердечного приступа. Но все это было потом…
А тогда на мосту кипели спасательные работы.
— Мы перекачивали топливо с накренившейся и буквально висевшей над теплоходом цистерны, — продолжает Станислав Александрович. — Ведь если бы на борт «Суворова» попало хотя бы ведро горючего, то он вспыхнул бы, словно факел, и сгорел в течение 15 минут. Но нам с помощью спецтехники военно-технического училища удалось справиться. После этого я несколько дней не мог ни есть, ни спать… Не мог забыть кровавую воду…
Из «Ульяновской правды» от 4 июня 2013 года:
Мне удалось найти, пожалуй, самого главного очевидца, которого до этого СМИ своим вниманием обделили. Капитан катера отделения милиции речного порта Вячеслав Гущин был первым, кто прибыл на своем судне к месту аварии. А его катер - практически единственным плавсредством, которое доставляло уцелевших участников злополучного круиза к берегу. По его словам, общее число погибших составляло примерно четыре сотни. 
- Я и сейчас порой просыпаюсь ночью с криком от кошмаров, - рассказывал мне Вячеслав Александрович, иногда отворачиваясь, чтобы смахнуть набежавшие слезы. - Не дай бог кому-то такое пережить, врагу не пожелаю. Когда мы прибыли к месту катастрофы и я все это увидел… то как будто попал в другую реальность. Запредельную. В которой не было места обычным человеческим чувствам. Я до сих пор как наяву вижу одну девушку. Рыженькую, очень хорошенькую. Ей отрезало обе ступни. Но она была в шоке, и когда мы подняли ее на борт катера, вырвалась и побежала по палубе. Прямо на этих окровавленных обрубках. Я, наверное, тоже был в шоке. Потому что смотрел на нее, а в голове крутилась одна идиотская мысль: она же мне сейчас палубу поцарапает. Впрочем, палуба почти сразу стала красной от крови. 
Может быть, именно про эту девушку вспоминал и бывший главврач Ульяновской областной клинической больницы Петр Раков. Он рассказывал о девушке, которой оторвало обе ноги. Она была в сознании. Спросили ее фамилию. «Несчастная», - сказала она.

СТАЯ «СТЕРВЯТНИКОВ»

На ликвидацию последствий аварии были брошены практически все городские спецслужбы. Но рук не хватало, собирали тела и простые волонтеры-ульяновцы.
Когда мужчины приезжали на место аварии, их заставляли выпить стакан водки, давали резиновые перчатки и отправляли собирать тела погибших. Один из таких волонтеров рассказывал, что водка вообще «не брала» мужиков. Люди, которые в большинстве своем до этого никогда не сталкивались со смертью, были вынуждены разбирать горы тел и грузить их в рефрижераторы, содрогаясь от запаха крови и разлагавшихся тканей.
Но среди людей, прибывших грузить в машины покойных, были и те, кто приехал не помочь, а поживиться. Многие волонтеры собственными глазами видели, как «стервятники» срывали с тел и того, что от них осталось, цепочки, серьги, кольца. А некоторые в спешке просто отрубали женщинам пальцы с перстнями…
«Пир во время чумы» быстро пресекли. Сотрудники УВД навели ‘порядок и всех мародеров убрали с места трагедии.
Казалось, в то лето Ульяновск стал филиалом ада. В переполненных больницах врачи находились сутками, пытаясь помочь всем пострадавшим, в помощь им прибывали специалисты из других регионов. А гостиницы города стали местом скорби и плача — съезжались родственники погибших и пропавших без вести.
В то лето в Волге мало кто отваживался купаться. Тела жертв катастрофы еще долго вылавливали не только в Ульяновской области, но и вниз по течению вплоть до Самары. Как говорят, вода отдавала не только утопленников. Спустя несколько лет один из жителей Майны рассказывал, что местные вылавливали купюры и сушили на веревках. Якобы улова хватило на строительство нескольких домов…

ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ

Что стало причиной катастрофы на Волге? Версий выдвигалось множество — от мошенничества со страховкой до террористического акта.
Официально причинами были названы халатность штурмана и диспетчера. Десять лет назад «Молодежная газета» впервые в России опубликовала фотографии катастрофы «Суворова», а наши журналисты встретились с Георгием Дмитриевичем Демидовым, работавшим в то время следователем КГБ по Ульяновской области.
— Следствие продолжалось недолго, — рассказывал Георгий Дмитриевич, — всего несколько дней. Причину трагедии определили быстро — грубая ошибка старшего помощника капитана. Члены команды привыкли к тому, что судоходные пролеты, как правило, располагаются посередине моста, а старпом забыл, что наша переправа имеет наклон к левому берегу. И он, запросив порт об уровне воды, спокойно повел судно навстречу смерти. Старпом прекрасно знал, где надо было проходить, но… Катастрофа «Суворова» — результат банального разгильдяйства.

ЗЛОЙ РОК

После крушения теплоход долго ремонтировали, а потом передали из Волго-Донского пароходства в Нижегородское. Люди говорили, что, когда двигатели корабля впервые включили после ремонта, на борту запахло кровью. Запах трагедии выветрился только спустя несколько недель…
Реконструированный «Александр Суворов» в строю до сих пор . Его так и не переименовали, хотя после таких серьезных трагедий принято давать кораблю новое имя.

НЕПРИЯТНОСТИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ И ПО СЕЙ ДЕНЬ

После аварии теплоход был доставлен на судоремонтный завод в Измаиле, где полностью восстановлен. После ремонта теплоход «Александр Суворов» был снова передан в собственность Волго-Донского пароходства.
Говорят, снаряд в одну воронку дважды не попадает. Наверное, именно на это и рассчитывали новые владельцы “Суворова”, которые выпустили теплоход на “Волгу” под прежним названием. Но вот беда — на “Суворове” из года в год продолжают разыгрываться драмы и даже трагедии! 
В 2005 теплоход пригнали в Нижний обслуживать туристические маршруты. Так вот, в первом же рейсе одна из сотрудниц команды упала с трапа, получила сложнейшие переломы и долго лечилась в ННИИТО. А через несколько дней в кинозале во время праздничного вечера умер пассажир.
В 2006 “Суворова” перевели в Санкт-Петербург. И снова смерть на борту! В собственной каюте нашли мертвой цветущую, жизнерадостную женщину, едва перешагнувшую пенсионный возраст. 
“Отметился” теплоход и в начале навигации-2008 — сел кормой на ворота шлюза. К счастью, никто не пострадал, но судно вновь отправили на ремонт… 
— На “Суворове” действительно гнетущая, тяжелая атмосфера, — поделилась с нами одна из пассажирок теплохода. — По ночам дверь на четвертой палубе — там, где все это случилось — постоянно скрипит. Ее уж сколько раз ремонтировали, смазывали. Иногда кажется, что там до сих не выветрился запах крови. И, думаю, конец этим бедам настанет только тогда, когда теплоход переименуют…

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

5 июня 2008 года, в год 25-летия со дня катастрофы, в Ульяновске прошел митинг-реквием в память о людях, нашедших свою смерть на «Александре Суворове».
— В день 16-летия трагедии на месте крушения корабля был установлен памятный крест, а сегодня рядом с крестом мы открыли еще один памятник — фрагмент покореженной «Александром Суворовым» опоры моста, — говорит инициатор установки памятника Станислав Домбров. — Это не просто память о погибших, это знак, установленный в назидание нам, живым. Ведь большинство аварий происходит не из-за неисправности техники, а именно из-за человеческого фактора.
Крест и опора — не только вечная память всем погибшим, это страшный урок всем живым, и дай бог, чтобы трагедия «Александра Суворова» больше никогда не повторилась!

По материалам сайтов:
ulpravda.ru
ulpressa.ru
www.prava-passazhirov.ru
ЖЖ Оксаны Лютовой