5 июня 1983 года недалеко от Ульяновска пассажирский теплоход "Александр Суворов" врезался в железнодорожный мост через Волгу, по которому шел грузовой состав. В результате погибли 176 человек.
Теплоход "Александр Суворов" был построен по проекту 92-016. Речные теплоходы данного проекта были самыми большими в СССР, водоизмещением 3935 т, длина составляла 135,80 м. Всего было построено 9 теплоходов данного проекта.
Ближайшие "родственники" "Александра Суворова": "Семён Будённый", "Георгий Жуков", "Мстислав Ростропович", "Михаил Фрунзе", "Фёдор Шаляпин", "Сергей Кучкин", "Феликс Дзержинский" и "Валериан Куйбышев".
Также на судне были шесть работников круиза, 35 рабочих и служащих ресторана и экипаж из 55 человек под командованием капитана Владимира Клейменова.
Через сутки после начала плавания теплоход сделал остановку в порту Чебоксар, и люди отправились на экскурсии и речные прогулки. В следующие два дня у «Суворова» были запланированы пляжная стоянка и рыбный день. Вечером 5 июня 1983 года «Александр Суворов» приближался к Ульяновску.
21 час 40 минут. Почти все пассажиры теплохода класса «люкс» находятся на верхней палубе, одни смотрят фильм, другие любуются Ульяновском и волжским мостом… Спустя минуту раздается страшный скрежет, и мостом сносит всю верхнюю палубу вместе с людьми, рестораном и кинотеатром… За несколько минут до трагедии люди кинулись занимать места в кинозале — начинался показ «Возвращения святого Луки». Кто-то, не найдя свободных кресел, вернулся в каюты ни с чем, даже не предполагая, что вытянул у судьбы счастливый билет…
Когда до моста оставалось меньше пяти минут ходу, береговая диспетчерская служба с ужасом увидела, что теплоход на всех парах несется в 6-ой — низкий пролет моста. С этой минуты «Александр Суворов» был обречен. Дело в том, что 6-ой пролет не приспособлен для прохода под ним таких судов. Он значительно ниже, чем 8-ой, под которым и должен был пройти корабль.
Диспетчеры в панике стали отправлять на судно радиосигналы, которые оставались без ответа. В отчаянье с берега выпустили несколько сигнальных ракет, предупреждая об опасности, но теплоход неумолимо двигался навстречу гибели…
Спустя несколько минут, мостом снесло всю верхнюю палубу. В эти же минуты по речной переправе ехал грузовой поезд. От столкновения он сошел с рельсов… Над теплоходом, протаранившим мост, повисли вагоны. На выживших пассажиров,, словно добивая, посыпались бревна и уголь…
Волжская вода покраснела в считанные минуты, а судно, даже лишившись верхней палубы, не остановилось, миновало мост и заглохло, пройдя еще более двухсот метров…
Пока верхняя палуба превращалась в мясорубку, пассажиры в каютах даже не подозревали о случившемся. Лишь незначительный толчок — вот и все, что почувствовали они в момент катастрофы. Кошмар начался после того, как люди увидели, во что превратилась верхняя палуба… Люди в отчаянье искали родных и не могли найти: людей раздавливало и рвало на части, а кровь стекала рекой по стенам нижних палуб «Суворова»…
Именно возле опоры спасатели нашли капитана теплохода. В ту ночь он спал в своей каюте, ему предстояло сменить в капитанской рубке своего помощника Митенкова. Во время удара и капитанская рубка, и каюта капитана, находившиеся на верхней палубе, были сметены.
Как спасся капитан? Возможно, его просто выбросило за борт, по другой версии капитан прыгнул в воду сам, увидев надвигающуюся опасность… Как бы там ни было, капитану несказанно повезло — он избежал серьезных травм и сумел спастись. Позже Клейменов был осужден на десять лет. Из них он отсидел шесть, после чего был условно-досрочно освобожден, но, едва оказавшись на воле, умер от сердечного приступа. Но все это было потом…
А тогда на мосту кипели спасательные работы.
Когда мужчины приезжали на место аварии, их заставляли выпить стакан водки, давали резиновые перчатки и отправляли собирать тела погибших. Один из таких волонтеров рассказывал, что водка вообще «не брала» мужиков. Люди, которые в большинстве своем до этого никогда не сталкивались со смертью, были вынуждены разбирать горы тел и грузить их в рефрижераторы, содрогаясь от запаха крови и разлагавшихся тканей.
Но среди людей, прибывших грузить в машины покойных, были и те, кто приехал не помочь, а поживиться. Многие волонтеры собственными глазами видели, как «стервятники» срывали с тел и того, что от них осталось, цепочки, серьги, кольца. А некоторые в спешке просто отрубали женщинам пальцы с перстнями…
«Пир во время чумы» быстро пресекли. Сотрудники УВД навели ‘порядок и всех мародеров убрали с места трагедии.
Казалось, в то лето Ульяновск стал филиалом ада. В переполненных больницах врачи находились сутками, пытаясь помочь всем пострадавшим, в помощь им прибывали специалисты из других регионов. А гостиницы города стали местом скорби и плача — съезжались родственники погибших и пропавших без вести.
В то лето в Волге мало кто отваживался купаться. Тела жертв катастрофы еще долго вылавливали не только в Ульяновской области, но и вниз по течению вплоть до Самары. Как говорят, вода отдавала не только утопленников. Спустя несколько лет один из жителей Майны рассказывал, что местные вылавливали купюры и сушили на веревках. Якобы улова хватило на строительство нескольких домов…
Официально причинами были названы халатность штурмана и диспетчера. Десять лет назад «Молодежная газета» впервые в России опубликовала фотографии катастрофы «Суворова», а наши журналисты встретились с Георгием Дмитриевичем Демидовым, работавшим в то время следователем КГБ по Ульяновской области.
Реконструированный «Александр Суворов» в строю до сих пор . Его так и не переименовали, хотя после таких серьезных трагедий принято давать кораблю новое имя.
Говорят, снаряд в одну воронку дважды не попадает. Наверное, именно на это и рассчитывали новые владельцы “Суворова”, которые выпустили теплоход на “Волгу” под прежним названием. Но вот беда — на “Суворове” из года в год продолжают разыгрываться драмы и даже трагедии!
В 2005 теплоход пригнали в Нижний обслуживать туристические маршруты. Так вот, в первом же рейсе одна из сотрудниц команды упала с трапа, получила сложнейшие переломы и долго лечилась в ННИИТО. А через несколько дней в кинозале во время праздничного вечера умер пассажир.
В 2006 “Суворова” перевели в Санкт-Петербург. И снова смерть на борту! В собственной каюте нашли мертвой цветущую, жизнерадостную женщину, едва перешагнувшую пенсионный возраст.
“Отметился” теплоход и в начале навигации-2008 — сел кормой на ворота шлюза. К счастью, никто не пострадал, но судно вновь отправили на ремонт…
— В день 16-летия трагедии на месте крушения корабля был установлен памятный крест, а сегодня рядом с крестом мы открыли еще один памятник — фрагмент покореженной «Александром Суворовым» опоры моста, — говорит инициатор установки памятника Станислав Домбров. — Это не просто память о погибших, это знак, установленный в назидание нам, живым. Ведь большинство аварий происходит не из-за неисправности техники, а именно из-за человеческого фактора.
Крест и опора — не только вечная память всем погибшим, это страшный урок всем живым, и дай бог, чтобы трагедия «Александра Суворова» больше никогда не повторилась!
По материалам сайтов:
ulpravda.ru
ulpressa.ru
www.prava-passazhirov.ru
ЖЖ Оксаны Лютовой
Ближайшие "родственники" "Александра Суворова": "Семён Будённый", "Георгий Жуков", "Мстислав Ростропович", "Михаил Фрунзе", "Фёдор Шаляпин", "Сергей Кучкин", "Феликс Дзержинский" и "Валериан Куйбышев".
НАЧАЛО КРУИЗА
Четырёхпалубный теплоход «Александр Суворов» отправился в круиз из Горького (сейчас это Нижний Новгород) 1 июня 1983 года. Как сообщает большинство источников, на судне находилось 439 человек, из которых 343 – туристы. Путёвками в круиз по Волге в то время поощряли за хорошую работу коллективы предприятий, и в этом плавании на «Суворове» в основном отдыхали шахтёры Донбасса. По злой иронии судьбы, в момент катастрофы по злополучному мосту проходил поезд, гружёный углём. Тонны угольной пыли обрушатся на умирающих от страшных ран людей...Также на судне были шесть работников круиза, 35 рабочих и служащих ресторана и экипаж из 55 человек под командованием капитана Владимира Клейменова.
Через сутки после начала плавания теплоход сделал остановку в порту Чебоксар, и люди отправились на экскурсии и речные прогулки. В следующие два дня у «Суворова» были запланированы пляжная стоянка и рыбный день. Вечером 5 июня 1983 года «Александр Суворов» приближался к Ульяновску.
21 час 40 минут. Почти все пассажиры теплохода класса «люкс» находятся на верхней палубе, одни смотрят фильм, другие любуются Ульяновском и волжским мостом… Спустя минуту раздается страшный скрежет, и мостом сносит всю верхнюю палубу вместе с людьми, рестораном и кинотеатром… За несколько минут до трагедии люди кинулись занимать места в кинозале — начинался показ «Возвращения святого Луки». Кто-то, не найдя свободных кресел, вернулся в каюты ни с чем, даже не предполагая, что вытянул у судьбы счастливый билет…
Когда до моста оставалось меньше пяти минут ходу, береговая диспетчерская служба с ужасом увидела, что теплоход на всех парах несется в 6-ой — низкий пролет моста. С этой минуты «Александр Суворов» был обречен. Дело в том, что 6-ой пролет не приспособлен для прохода под ним таких судов. Он значительно ниже, чем 8-ой, под которым и должен был пройти корабль.
Диспетчеры в панике стали отправлять на судно радиосигналы, которые оставались без ответа. В отчаянье с берега выпустили несколько сигнальных ракет, предупреждая об опасности, но теплоход неумолимо двигался навстречу гибели…
Спустя несколько минут, мостом снесло всю верхнюю палубу. В эти же минуты по речной переправе ехал грузовой поезд. От столкновения он сошел с рельсов… Над теплоходом, протаранившим мост, повисли вагоны. На выживших пассажиров,, словно добивая, посыпались бревна и уголь…
Волжская вода покраснела в считанные минуты, а судно, даже лишившись верхней палубы, не остановилось, миновало мост и заглохло, пройдя еще более двухсот метров…
Пока верхняя палуба превращалась в мясорубку, пассажиры в каютах даже не подозревали о случившемся. Лишь незначительный толчок — вот и все, что почувствовали они в момент катастрофы. Кошмар начался после того, как люди увидели, во что превратилась верхняя палуба… Люди в отчаянье искали родных и не могли найти: людей раздавливало и рвало на части, а кровь стекала рекой по стенам нижних палуб «Суворова»…
Именно возле опоры спасатели нашли капитана теплохода. В ту ночь он спал в своей каюте, ему предстояло сменить в капитанской рубке своего помощника Митенкова. Во время удара и капитанская рубка, и каюта капитана, находившиеся на верхней палубе, были сметены.
Как спасся капитан? Возможно, его просто выбросило за борт, по другой версии капитан прыгнул в воду сам, увидев надвигающуюся опасность… Как бы там ни было, капитану несказанно повезло — он избежал серьезных травм и сумел спастись. Позже Клейменов был осужден на десять лет. Из них он отсидел шесть, после чего был условно-досрочно освобожден, но, едва оказавшись на воле, умер от сердечного приступа. Но все это было потом…
А тогда на мосту кипели спасательные работы.
СТАЯ «СТЕРВЯТНИКОВ»
На ликвидацию последствий аварии были брошены практически все городские спецслужбы. Но рук не хватало, собирали тела и простые волонтеры-ульяновцы.Когда мужчины приезжали на место аварии, их заставляли выпить стакан водки, давали резиновые перчатки и отправляли собирать тела погибших. Один из таких волонтеров рассказывал, что водка вообще «не брала» мужиков. Люди, которые в большинстве своем до этого никогда не сталкивались со смертью, были вынуждены разбирать горы тел и грузить их в рефрижераторы, содрогаясь от запаха крови и разлагавшихся тканей.
Но среди людей, прибывших грузить в машины покойных, были и те, кто приехал не помочь, а поживиться. Многие волонтеры собственными глазами видели, как «стервятники» срывали с тел и того, что от них осталось, цепочки, серьги, кольца. А некоторые в спешке просто отрубали женщинам пальцы с перстнями…
«Пир во время чумы» быстро пресекли. Сотрудники УВД навели ‘порядок и всех мародеров убрали с места трагедии.
Казалось, в то лето Ульяновск стал филиалом ада. В переполненных больницах врачи находились сутками, пытаясь помочь всем пострадавшим, в помощь им прибывали специалисты из других регионов. А гостиницы города стали местом скорби и плача — съезжались родственники погибших и пропавших без вести.
В то лето в Волге мало кто отваживался купаться. Тела жертв катастрофы еще долго вылавливали не только в Ульяновской области, но и вниз по течению вплоть до Самары. Как говорят, вода отдавала не только утопленников. Спустя несколько лет один из жителей Майны рассказывал, что местные вылавливали купюры и сушили на веревках. Якобы улова хватило на строительство нескольких домов…
ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ
Что стало причиной катастрофы на Волге? Версий выдвигалось множество — от мошенничества со страховкой до террористического акта.Официально причинами были названы халатность штурмана и диспетчера. Десять лет назад «Молодежная газета» впервые в России опубликовала фотографии катастрофы «Суворова», а наши журналисты встретились с Георгием Дмитриевичем Демидовым, работавшим в то время следователем КГБ по Ульяновской области.
ЗЛОЙ РОК
После крушения теплоход долго ремонтировали, а потом передали из Волго-Донского пароходства в Нижегородское. Люди говорили, что, когда двигатели корабля впервые включили после ремонта, на борту запахло кровью. Запах трагедии выветрился только спустя несколько недель…Реконструированный «Александр Суворов» в строю до сих пор . Его так и не переименовали, хотя после таких серьезных трагедий принято давать кораблю новое имя.
НЕПРИЯТНОСТИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ И ПО СЕЙ ДЕНЬ
После аварии теплоход был доставлен на судоремонтный завод в Измаиле, где полностью восстановлен. После ремонта теплоход «Александр Суворов» был снова передан в собственность Волго-Донского пароходства.Говорят, снаряд в одну воронку дважды не попадает. Наверное, именно на это и рассчитывали новые владельцы “Суворова”, которые выпустили теплоход на “Волгу” под прежним названием. Но вот беда — на “Суворове” из года в год продолжают разыгрываться драмы и даже трагедии!
В 2005 теплоход пригнали в Нижний обслуживать туристические маршруты. Так вот, в первом же рейсе одна из сотрудниц команды упала с трапа, получила сложнейшие переломы и долго лечилась в ННИИТО. А через несколько дней в кинозале во время праздничного вечера умер пассажир.
В 2006 “Суворова” перевели в Санкт-Петербург. И снова смерть на борту! В собственной каюте нашли мертвой цветущую, жизнерадостную женщину, едва перешагнувшую пенсионный возраст.
“Отметился” теплоход и в начале навигации-2008 — сел кормой на ворота шлюза. К счастью, никто не пострадал, но судно вновь отправили на ремонт…
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
5 июня 2008 года, в год 25-летия со дня катастрофы, в Ульяновске прошел митинг-реквием в память о людях, нашедших свою смерть на «Александре Суворове».— В день 16-летия трагедии на месте крушения корабля был установлен памятный крест, а сегодня рядом с крестом мы открыли еще один памятник — фрагмент покореженной «Александром Суворовым» опоры моста, — говорит инициатор установки памятника Станислав Домбров. — Это не просто память о погибших, это знак, установленный в назидание нам, живым. Ведь большинство аварий происходит не из-за неисправности техники, а именно из-за человеческого фактора.
Крест и опора — не только вечная память всем погибшим, это страшный урок всем живым, и дай бог, чтобы трагедия «Александра Суворова» больше никогда не повторилась!
По материалам сайтов:
ulpravda.ru
ulpressa.ru
www.prava-passazhirov.ru
ЖЖ Оксаны Лютовой