23 апреля 1964 года вышло постановление Совмина СССР, согласно которому студии грамзаписи и заводы грампластинок переходили в подчинение Министерства культуры. В свою очередь, Министерство культуры постановлением от 11 мая 1964 года основало Всесоюзную фирму грампластинок «Мелодия».
Вот сколько себя помню хоть на заре туманной юности, хоть на закате — ни разу я ни на балалайке не тренькал, ни разу на гармошке лады не терзал. И не потому что не мог. И с удивлением смотрю я на плакаты, намалёванные хулителями родной советской отчизны, где я взираю на вечно пьяных зрителей с означенным инструментом в руках.
Музыку я большей частью слушал, и, конечно, не на скрипящем патефоне, а что-то посовременней для проигрывания пластинок было. И большей частью стараниями фирмы «Мелодия».
А вот ни разу не задумывался об этой этой фирме — откуда она и зачем она. С целью прояснить данный вопрос и полез я в Википедию, текст откуда я и привожу с некоторой редактурой, нужной мне по смыслу. И ещё несколько иллюстраций пластинок, которые мне запомнились с детства (кое-какие ещё и остались).
«Мелодия» — советская и российская фирма звукозаписи, старейшая в России компания звуковой индустрии. Основана в 1964 году как Всесоюзная фирма грампластинок. Объединила основные фабрики грампластинок и звукозаписывающие студии, существовавшие на тот момент в СССР, и стала государственной организацией по производству, хранению и распространению звукозаписей.
С момента основания и до второй половины 1980-х годов фирма «Мелодия» являлась единственной в стране государственной организацией по массовому производству и распространению фонограмм. Записи «Мелодии», экспортировавшиеся более чем в 90 стран, получили мировое признание и неоднократно отмечались призами и международными премиями, выпускались известными иностранными компаниями. В свою очередь, «Мелодия» издавала записи по лицензии зарубежных фирм. К началу 1990-х годов фирма входила в шестерку крупнейших мировых звукозаписывающих компаний.
Главной продукцией «Мелодии» в 1960—1980-х годах были грампластинки. В начале 1970-х годов освоен выпуск фонограмм на магнитной ленте (компакт-кассетах), а к началу 1990-х годов — на компакт-дисках. Всего до 1991 года было издано примерно 49 тысяч наименований. «Мелодия» обладает правами на все фонографические записи, сделанные ею, кроме тех, права на которые у фирмы изначально не было.
Началась вся эта история, когда 23 апреля 1964 года вышло постановление Совмина СССР, согласно которому студии грамзаписи и заводы грампластинок переходили в подчинение Министерства культуры. В свою очередь, Министерство культуры постановлением от 11 мая 1964 года основало Всесоюзную фирму грампластинок «Мелодия».
«Мелодия» объединила всесоюзную и периферийные студии грамзаписи, заводы по производству грампластинок, оптовые торговые базы, Дома грампластинок и стала осуществлять централизованное руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, находящимися в её ведении. В состав фирмы в разные годы входили заводы в Москве, городах Апрелевке Московской области, Ленинграде, Риге, Тбилиси, Ташкенте, Баку, Таллине.
В производстве грампластинок использовались в основном фонограммы, записанные во Всесоюзной студии грамзаписи (ВСГ) и других студиях фирмы. По состоянию на конец 1965 года, звукозаписывающие (творческие) студии «Мелодии» располагались в Москве, Ленинграде, Риге (с филиалом в Таллине), Вильнюсе, Ташкенте, Алма-Ате и Тбилиси. Позже (не позднее 1977 года) в состав фирмы были включены студии в Новосибирске и звукозаписывающие участки в Киеве (филиал ВСГ) и Ереване. Студии осуществляли записи только на магнитную ленту, которая затем отправлялась в ВСГ для производства эталона грампластинки.
Центральной студией «Мелодии» стала ВСГ, определявшая планы записей, отбиравшая репертуар и исполнителей. ВСГ монопольно изготовляла эталоны записей на специальных дисках и (до 1978 года) никелевые оригиналы грампластинок для заводов страны, подготавливала и издавала каталоги грампластинок, аннотации к записям, ежеквартальные бюллетени новых записей. Грамзаписи, сделанные ВСГ и другими студиями, неоднократно получали гран-при Французской академии грамзаписи им. Шарля Кро и другие международные премии.
«Мелодия» выпускала грампластинки формата миньон, суперминьон (шеллачные), гранд (в том числе шеллачные) и гигант; часть форматов выпускалась цветными (миньоны, гранды и гиганты) и гибкими (миньоны и гиганты). Скорость проигрывания грампластинок: 78 (суперминьоны, гранды), 33 (все форматы) и 45 (миньоны, гранды) оборотов/мин. Часть грампластинок выпускалась по заказу конторы «Союзинвентарь», часть матриц предоставлялась для печати под этикетками других организаций: «Бюро пропаганды советского киноискуссства», «Всесоюзное театральное общество» (ВТО), «Международная книга», «Интурист». Экспортные грампластинки выходили с надписями на латинице, в оформлении, как правило, отличном от грампластинок для внутреннего рынка.
Внешнеторговое объединение «Международная книга» стало представителем «Мелодии» за рубежом. Через «Международную книгу» заключались контракты, экспортировались записи. При посредничестве объединения «Мелодия» заключила в 1965 году контракт с немецкой компанией «Ariola-Eurodisc». В соответствии с договором, фирма «Ariola» получила эксклюзивные права на издание и распространение классической музыки из фонотеки «Мелодии». Успех продаж советских записей в ФРГ стал решающим фактором при подписании эксклюзивного контракта «Мелодии» с американской компанией «Capitol» в августе 1966 года. По словам президента «Capitol» Алана Ливингстона, большую часть материала планировалось записать в России; при этом он отметил, что качество советской звукозаписи не уступает американскому. К 1970 году фирма «Capitol» планировала выпустить 300 миллионов грампластинок с записями классической музыки из фонотеки «Мелодии». Для этого была создана совместная фирма «Melodiya-Angel». Ожидания от продаж в США оправдались, и позднее, в связи с продажей 250-тысячной пластинки советских записей, «Мелодии» был вручен золотой диск «Capitol». В 1968 году подписан контракт с «HMV», и записи из каталога «Мелодии» были выпущены в Великобритании. По состоянию на 1970 год, советские грампластинки экспортировались более чем в 60 стран мира, в том числе во Францию, Нидерланды, Японию; прочные контакты были установлены со странами Восточной Европы. Начиная с 1973 года, после присоединения СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве, стали развиваться лицензионные соглашения.
Материалы о новых изданиях регулярно публиковались в периодических изданиях: «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Советская культура». С 1968 по 1982 год ВСГ издавала полный каталог долгоиграющих пластинок на 33 об./мин. (моно и стерео).
Следуя мировой тенденции, грампластинки на 78 об./мин. постепенно заменялись долгоиграющими. Последний эталон на 78 об./мин. был записан 12 ноября 1969 года, хотя выпуск таких пластинок продолжался ещё несколько лет. В начале 1970-х годов «Мелодия» освоила выпуск магнитофонных кассет. Первые компакт-кассеты были изготовлены в 1971 году Таллинским заводом. В 1972 году при поддержке заводов в Баку и Тбилиси общий тираж кассет составил 500 тысяч экземпляров. Тогда же планировалось, что в 1973 году тираж поднимется до 3 млн. Общий годовой тираж фирмы к началу 1970-х годов составлял около 200 млн грампластинок, продукция экспортировалась в более чем 70 стран.
На начало 1970-х годов издания фирмы были впервые представлены в странах Африки и Латинской Америки. В 1974 году «Мелодия» провела выставку достижений мировых технологий. На ней был представлен, в частности, стационарный синтезатор «Synthi 100», который позднее был приобретён и установлен в Московской экспериментальной студии.
Стремление к расширению производства и улучшению продукции «Мелодии» обозначилось с пуском нового предприятия — Московского опытного завода «Грамзапись» (МОЗГ), вступившего в строй в 1978 году. На 1978 год продукция фирмы экспортировалась в 92 страны. С октября 1979 года выходил ежеквартальный каталог-бюллетень «Мелодия», содержавший списки новых грампластинок, рассказы об исполнителях, интервью, научно-популярные статьи, переписку с читателями. В 1980-е годы гибкие грампластинки стали выпускаться меньшими тиражами. В 1986 году был заключён контракт с фирмой «Mobile Fidelity», ставшей эксклюзивным распространителем записей «Мелодии» в Северной Америке. В 1989 году были выпущены первые компакт-диски.
И ещё материал по основным студиям грамзаписи.
Всесоюзная студия грамзаписи (ВСГ) была организована 5 ноября 1957 года, располагалась в пристройке Дома звукозаписи, с 1960 года разместилась на улице Станкевича. По словам Юрия Энтина, который с 1962 года работал редактором ВСГ, в начале 1960-х годов на студии были относительно свободные нравы. Именно там появлялись «какие-нибудь „Ландыши“, которые потом критиковались за мещанство». Записи проходили в специально оборудованном здании бывшей Англиканской церкви, с большим (на первом этаже) и малым (на втором этаже) залами-студиями. Там же размещались специальные аппаратные для монтажа записей и снятия дублей, оснащённые многочисленными аппаратами для записи на магнитную плёнку и переписи на тондиски, реставрационная аппаратная для восстановления старых записей из архивов и частных коллекций. Имелись аппаратные для записи из Большого зала Московской консерватории и Большого театра. Редакция и управление ВСГ размещалось в пасторском доме при церкви.
Ленинградская студия грамзаписи открыта 29 апреля 1959 года на проспекте Карла Маркса, дом 57. В том же году была создана аппаратная в здании Академической капеллы. В 1964 году студия вошла в состав «Мелодии» в качестве самостоятельной структуры. Записи проходили в здании Академической капеллы, а с 1988 года в помещении Лютеранской церкви на Большом проспекте Васильевского острова. Первоначально студия была оборудована аппаратурой, разработанной Ленинградским оптико-механическим объединением, затем чешской аппаратурой фирмы Tesla.
Таллинская студия звукозаписи начала работу в апреле 1959 года как филиал Рижской фабрики грампластинок в здании Министерства культуры Эстонской ССР.
Вильнюсская студия звукозаписи основана 12 сентября 1958 года на улице Пионеров, дом 8. Первые записи делались техниками Вильнюсского радио. Записи Вильнюсской студии издавались на Рижском заводе.
В 1966 году по адресу проспект Важа Пшавела, 71 началось сооружение Тбилисской студии грамзаписи всесоюзной фирмы «Мелодия». В концертном зале площадью 820 м² планировалось вести записи концертов в исполнении оркестра или хора. Проектом предусматривалися репетиционный зал и комнаты для прослушивания, специально оборудованные помещения для записи музыкальных произведений малых форм и художественного чтения. Ожидалось, что студия вступит в строй в 1967 году.
Ну и конечно — несколько слов о заводах, которые пластинки и делали.
До 1978 года относительно небольшое производство по изготовлению грампластинок имела Всесоюзная студия грамзаписи: известны гибкие пластинки, гранды, гиганты и цветные гиганты с надписями на этикетке: «Мелодия» и Всесоюзная студия грамзаписи. Главным производством ВСГ являлась запись эталонов грампластинок — преобразование магнитной записи на ленте в механическую на лаковом, а с середины 1980-х — на медном диске, и до 1978 года также производство никелевых оригиналов гальванопластическим способом. В 1978 году гальванический и прессовый цеха ВСГ были переведены на новый Московский опытный завод грамзаписи (МОЗГ), где планировалось выпускать около 70 млн грампластинок в год.
Апрелевский завод ведёт своё начало от фабрики «Метрополь Рекордъ», основанной в 1910 году Готлибом Моллем. В начале 1950-х годов на заводе началось освоение выпуска виниловых пластинок, в 1952 году были изготовлены первые в стране партии долгоиграющих грампластинок, в 1961 — первые стереофонические грампластинки.
Для грампластинок «Мелодии» существовали следующие группы жанров, от которых зависела государственная цена грампластинки:
0 — гимны, документальные, общественно-политические записи;
1 — симфоническая, оперная, хоровая музыка;
2 — русская народная музыка;
3 — творчество народов СССР;
4 — поэзия, проза, драматургия;
5 — записи для детей;
6 — эстрада, песни советских композиторов;
7 — учебные записи;
8 — музыка народов зарубежных стран (фольклор);
9 — прочие записи (спецзаказы «Кругозор», «Колобок», измерительные записи и др.).
Официальные первые тиражи грампластинок устанавливались в зависимости от группы жанра: 1 группа — 3—5 тысяч, 2 группа — 5—10 тысяч, 3 группа — 1—2 тысячи, 4 группа — 1—3 тысячи, 5 группа — 5—10 тысяч. Для песен советских композиторов, авторских записей и эстрадных композиторов тираж составлял 5—10 тысяч, вокально-инструментальных ансамблей — 10—30 тысяч, популярных эстрадных программ-сборников — до 100 тысяч.
Издание фонограмм на лицензионной основе началось в СССР в 1973 году, когда страна присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве. По состоянию на 1982 год ежегодно подписывались контракты на 30 и более названий, общим тиражом более 1 млн экземпляров. Лицензии закупались прежде всего у тех зарубежных фирм, которые активно работали в своих странах с советскими записями.
Большинство конвертов имело стандартные рисунки и надписи. Решения, принятые в отношении оформления грампластинок, могли быть оспорены в вышестоящих организациях.
В состав фирмы «Мелодия» в разные годы входили 18 Домов грампластинки — оптовых предприятий торговли, распределявших грампластинки, катушки магнитных лент, компакт-кассеты по магазинам страны. Несколько Домов грампластинок было в Москве, РСФСР (в Ленинграде, Свердловске и др.), и по одному — в столицах союзных республик.