.«Баклажка», № 5, 1932
В конце 1920–1930-х годов слово «военизация» было на устах у всех советских граждан. Обострение международной обстановки и непрекращающаяся борьба с классовыми врагами внутри страны на фоне сокращения кадрового состава Красной армии заставили советское правительство задуматься об обучении подрастающего поколения военному делу. Детей призывали «крепить связь» с Красной армией и Осоавиахимом, учили пользоваться винтовкой и рыть окопы, развлекали масштабными военными играми с инсценировками воздушных и химических атак. Лена Ека — о военно-патриотическом воспитании почти столетней давности и о том, как относились к нему самоотверженные советские школьники.
Кровь рабочих и крестьян
Развернувшаяся в конце 1920-х годов кампания по военно-патриотическому воспитанию советской молодежи во многом опиралась на опыт большевиков, которые занялись военной подготовкой населения вскоре после революции. Гражданская война и угроза интервенции требовали значительного увеличения мобилизационного резерва Красной армии: согласно декрету ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству», пройти его должны были все мужчины от 18 до 40 лет, юноши от 16 до 18 лет и школьники. К обучению допускались только лица пролетарского происхождения. Необходимость введения военной подготовки объяснялась авторами декрета следующим образом:
«В настоящее время государственная власть принадлежит рабочему классу только в России. Во всех остальных странах у власти стоит империалистическая буржуазия. Ее политика направлена на подавление коммунистической революции и закабаление всех слабых народов. Российская Советская Республика, окруженная со всех сторон врагами, должна создать свою могущественную армию, под защитой которой будут совершаться коммунистические преобразования общественного строя страны».
В 1920-е годы некоторые элементы военизированного обучения использовал в работе с «трудными подростками» выдающийся советский педагог Антон Макаренко. В организованной им колонии имени А.М. Горького, а позже — в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, юноши проходили строевую подготовку, использовали военный тон в общении, собирались на утренние и вечерние построения, участвовали в военных играх. При этом воспитанники Макаренко не занимались освоением военных дисциплин и изучением истории Красной армии, за что в конце 1920-х — начале 1930-х годов представители властей то и дело обрушивались на педагога с критикой. Обострение отношений с Англией, Польшей, Румынией и рядом других стран вкупе с сокращением численности кадровой армии после военной реформы 1925 года требовали совершенно иного подхода к военной подготовке.
Ее внешняя сторона — «муштра», за которую так ругали Макаренко — отошла на второй план, уступив место овладению практическими навыками и военно-патриотическому воспитанию.
Летом 1927 года Центральное бюро юных пионеров обратилось к детям с «боевым наказом». Текст «наказа» был напечатан в книге «Пионер крепит оборону СССР» (1929). Вот некоторые выдержки оттуда:
«Стране трудящихся, нашему Советскому Союзу, капиталисты грозят кровавой войной <…>.
Они хотят у вас, детей, отнять трудовую школу, лагеря, детские санатории, площадки и клубы <…>.
Они хотят возродить тот строй, при котором из ребенка воспитывали послушного и покорного раба <…>.
Мы не хотим войны. Кровь рабочих и крестьян для нас дорога. Но мы должны быть готовы к войне. Мы должны быть готовы в любой момент отразить натиск противника. Мы должны быть готовы отстоять страну советов».
В связи с этим интересно сравнить тексты двух Положений о пионерской организации: первый — 1924-го, второй — 1931 года (опубликован в газете «Ленинские искры» № 73, 1931). В каждом из них есть так называемые «законы пионера». В положении 1931 года их количество увеличилось вдвое. Один из новых «законов», которого не было в редакции 1924 года, гласил:
«Пионер готовится стать бойцом Красной армии. Пионер крепит оборону СССР».
Примечательно, что в последующие годы этот «закон» претерпевал различные изменения. «Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины», — гласило положение 1967 года. В 1986 году этот пункт заменили другим: «Пионер — активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран».«Пионерская правда», № 27, 1938
Инициативу Центрального бюро пионеров поддержали участники IX съезда ВЛКСМ, состоявшегося в январе 1931 года. Текст принятой на съезде резолюции можно найти в книге Георгия Дитриха «Военизация в пионеротряде и школе» (1931). О военно-патриотическом воспитании комсомольцы говорили:
«Угроза военного нападения на Советский Союз и задачи повышения обороноспособности страны выдвигают с особой остротой необходимость усиления военно-политического воспитания детей и широкого развертывания среди них военно-физкультурной работы <…>.
Все попытки навязать нам войну заставляют нас усилить военное воспитание».
Откровения товарища Белова
Корреспонденты детских газет и журналов, авторы книг и составители методических пособий для учителей регулярно напоминали подрастающему поколению об угрозе грядущей войны. Книга издательства Осоавиахима «Пионер крепит оборону СССР» (1929) рассказывала юным читателям о возможных врагах Советского Союза:
«На Западе она [наша страна] граничит с панской Польшей, которая является нашим первым возможным противником в будущей войне. Южнее ее расположена боярская Румыния, в свое время грабительски захватившая Бессарабию. И, наконец, с нами граничит ряд других капиталистических государств. За спиной этих малых государств стоят крупные капиталистические государства, как Англия, Франция и т. д., по указке которых наши соседи в любой момент могут обрушиться на нас войной».
Говоря о «возможных противниках», книги и пресса, тем не менее, позиционировали войну как нечто неизбежное. Георгий Дитрих употреблял выражения «будущая война», «наступающие бои», а в книге Всеволода Голубева «Юный собаковод» (1939) читаем о «будущей напряженной работе», к которой следует готовить служебных собак. То же находим и в книге для юношества «Бронесилы» (1932):
«Новая мировая война неизбежна. В этой войне с одной стороны будут капиталисты всего мира, с другой стороны — Советский Союз и мировой пролетариат».
В № 99 «Ленинских искр» за 1933 год опубликовали статью о встрече деткоров (школьников-корреспондентов) газеты с командующим Ленинградским военным округом товарищем Беловым. Белов рассказал ребятам, что вражеские государства «с малых лет ребят по-военному муштруют, готовят из них пушечное мясо» и призвал школьников готовиться к обороне страны:
«Вам, ребятам, пионерам, надо овладевать винтовкой, противогазом, изучать военную технику, чтобы дать достойный отпор капиталистам. Войны нам не избежать. Слишком много противоречий между социалистическим и капиталистическим миром. Эти противоречия не могут быть разрешены без боевой схватки».«Ленинские искры», № 99, 1933
В № 101 «Ленинских искр» за 1934 год напечатали стихотворение «Готовы», написанное 10-летней Таней Прокофьевой:
Кругом полыханье тревожных зарниц,
Враг хочет разбоя и крови.
Так знайте, у наших могучих границ
Всегда мы стоим наготове.
И если настанет решительный час,
Страна нас потребует снова,
— Готовы ли, братья? — вы спросите нас,
Ответим — готовы, готовы!
Один из собеседников журнала «Пионер» (№ 21, 1935) подтверждал, что при должной военной подготовке школьники действительно могут сражаться на фронте наравне с красноармейцами.
В этом номере опубликовали письмо юного читателя, который спрашивал, смогут ли четырнадцатилетние ребята устоять против роты взрослых солдат. «Обороняющаяся рота 14-летних ребят, конечно, хорошо обученных, умеющих стрелять, может не подпустить даже целый батальон, ведя меткий, убийственный огонь из своих винтовок», — ответил командир дивизии В.В. Хлебников.
Внимание, забота и любовь
О том, как именно дети должны были готовиться к подвигам, можно узнать из упомянутого выше «боевого наказа». Школьнику следовало быть дисциплинированным и исполнительным, внимательно читать пионерские газеты и журналы, «зорко следить за всеми действиями наших врагов», закаляться, уметь оказывать первую помощь, посещать стрелковый кружок, знать правила химической обороны, изучать топографию, сигнализацию и другие военные дисциплины.
Кроме того, Центральное бюро юных пионеров призывало детей «окружить вниманием, заботой и любовью Красную армию и флот».
На последнем пункте стоит остановиться отдельно. Для разъяснения обратимся к книге «Пионер крепит оборону СССР», где приводится текст обращения к детям Михаила Васильевича Фрунзе:
«Пусть ваша любовь к нему [красноармейцу], ваши заботы дадут ему почувствовать, что… за ним стоит все население нашей страны, которое ценит его службу и готово поддержать его. Знакомьте красноармейца с пионерской жизнью… знакомьтесь и сами с жизнью красноармейцев, помогите скрасить их досуг».
Пример того, как пионеры поддерживали связь с бойцами Красной армии, можно найти в книге Георгия Дитриха. Автор пишет о пионерском отряде, прикрепленном к пулеметной роте. Пионеры организовали для солдат кружки самообразования, украсили ленинский уголок роты зеленью и цветами, чтобы «внести уют в казарму». На торжественных вечерах и чаепитиях дети читали красноармейцам стихи, пели песни, устраивали для них игры и танцы. В благодарность военные сделали детям подарок — набор учебных патронов, а также организовали для ребят стрелковый кружок и провели с ними беседу на тему «Куда идут налоги».«Баклажка», № 17, 1934
Пионерам следовало наносить ответные визиты военнослужащим. Дитрих дал несколько рекомендаций по проведению экскурсии на тему «Красная армия — школа бойцов за коммунизм».
Под руководством красноармейцев дети должны были пройти строевое обучение, физкультурную и боевую подготовку на плацу, познакомиться с оружием.
Однако, по словам автора, практические занятия не были главной целью экскурсии. «Очень важно подчеркнуть значение для бойца военной подготовки с молодых лет, задолго до призыва его в армию», — писал Дитрих и пояснял, как это сделать:
«Отчетливо должно быть выявлено огромное дисциплинирующее влияние армии… Показывается отсутствие какой-либо палочной дисциплины в казарме. Необходимо показать казарму как большой товарищеский коллектив с четким распределением обязанностей, самообслуживанием, товарищеской взаимной поддержкой и организованной кипучей общественной жизнью. Для сравнения следует охарактеризовать царскую армию, готовившую покорных слуг царя и охранителей его против „врага внутреннего“ — революционных рабочих и крестьян, армию, которую держали в темноте и муштре, забивая у нее всякие проблески знания».
Многочисленные описания встреч красноармейцев со школьниками можно найти в газете «Ленинские искры» (№ 8, 1930). Из заметки «Готовы к защите границ»:
«Ребята очень охотно слушали о жизни и работе нашей Красной армии. В конце занятия [они] вынесли предложение считать себя мобилизованными и быть готовыми к защите наших границ».«Ленинские искры», № 8, 1930
К слову, дети «крепили связь» не только с красноармейцами, но и с военкоматами. В № 71 «Ленинских искр» за 1930 год опубликовали заметку «Помогаем призыву», где рассказывалось, как пионеры города Невеля разносят повестки и «разъясняют значение призыва» их получателям.
Восстание угнетенных
Большое внимание уделялось физической подготовке школьников. Подробные инструкции по проведению занятий содержит методическое пособие «Физкультура в школе в связи с задачами обороны страны» (1930). Его авторы называли введение военно-физической подготовки в школьную программу «задачей дня» и говорили о необходимости «выработки» физически развитого, мужественного и дисциплинированного человека, обладающего «рядом прикладных навыков, необходимых бойцу».
Преподавателям физкультуры рекомендовали «в порядке самоподготовки ознакомиться с этим делом в ближайшей военной части, присутствуя на занятиях и подмечая характерные особенности».
Авторы пособия приводят обширный перечень упражнений, среди которых: переноска тяжестей, ползание по-пластунски, влезание на крутые откосы с кустарником и травой, лазание по столбам и деревьям, метание учебных гранат (с места, с колена, с разбега, лежа, из окопа, из-за угла или дерева), плавание в одежде с винтовкой, военно-лыжный строй, подготовка к владению холодным оружием (боевая стойка, выпады, уколы штыком и удары прикладом). Отдельное внимание уделяется месту проведения занятий:
«…одно дело бегать, прыгать и т.д. на поле или на специальной площадке, но совсем другие навыки вырабатываются, и другая дается нагрузка при проделывании этих движений… в высокой траве, на песке или в снегу. Безусловно, задачей военизирования физического воспитания является добиться привычки к военизированной обстановке».
Согласно Георгию Дитриху, ситуация с физическим воспитанием в школах была плачевной. «Положение физкультуры в массовой школе совершенно неудовлетворительно и не отвечает задачам физического воспитания в школе для обороны страны», — писал он. Слова Дитриха подтверждала и детская пресса. В № 77 юмористической газеты «Баклажка» за 1934 год опубликовали жалобу деткора К. Брюхова, который сообщал, что в физкультурный класс одной из школ Ленинградской области поселили «посторонних людей», и поэтому детям негде заниматься.
«В 6-А классе Струго-красненской школы за весь год был только один урок физкультуры», — сообщалось в № 5 за 1932 год
Для того чтобы пробудить у детей интерес к физическим упражнениям и развить у них нужные навыки, вожатым и педагогам рекомендовали устраивать подвижные военные игры. Краткое описание некоторых из них можно найти в работе историка Елены Алексеевны Ефимовой:
«Надо надеть противогаз и затем вдеть нитку в иголку; двоим участникам игры одновременно надеть противогазы друг на друга; «Туши бомбу» — прицельное кидание мешочков с песком в круг; броски в цель деревянной гранаты или мяча; «Проводка линии» — эстафетный бег с разматыванием шпагата и сматыванием его на обратном пути; «Не касайся земли«— задание перейти «зараженный» участок по кирпичам, перекладывая их«.
В пособии «Физкультура в школе в связи с задачами обороны страны» можно найти игру «Бой на ножах», где двое участников с белыми листами бумаги на груди должны были «сражаться» кусочками угля, пытаясь испачкать друг друга. Побеждал тот, кто сумел за установленное время «ранить» противника — провести на его листе три черты.
В более сложной массовой игре «Бой за крепость» соревновались четыре команды по 20–40 человек, в каждой из которых дети делились на разведчиков, гранатометчиков и часовых.
Разведчики передвигались только ползком, пытаясь получить сведения о крепостях противника. Гранатометчик, вооруженный 15–20 «гранатами» (вероятно, мячиками), получал информацию от разведчика и пытался «разбомбить» чужую крепость — три палочки, сложенные «шалашиком». Часовой мог «убить» и гранатометчика, и разведчика, дотронувшись до них рукой. Команды получали очки за каждую разрушенную «крепость» и каждого «убитого».
Существовало множество игр подобного рода: ребята делились на враждующие лагеря и пытались «убить» или «взять в плен» как можно больше членов команды противника. Дети исполняли роли буденновцев и белогвардейцев, разведчиков и диверсантов, крестьян и солдат царской армии. О характере игр можно судить по их названиям: «Похищение военного плана», «Буденновцы в засаде», «Опереди врага», «Нападение на штаб неприятеля» и «Восстание угнетенных».«Мурзилка», № 9–10, 1931
Порой дети сами придумывали подобные игры. В № 7 «Мурзилки» за 1936 год опубликовано такое письмо:
«Мы все во дворе играем в Чапаева. Чапаев у нас — Коляк Плясухин, а я — его ординарец Петька.
Мы с Чапаевым ничего не боимся. Первыми, впереди всех, нападаем. Когда я вырасту, я обязательно буду военным и буду служить на лошади у Буденного.
На лошади нападать не страшно будет.
Можно стрельнуть, а потом под живот лошади спрятаться. Лошадь ученая — она знает, как от врагов ускакать».
Железные прутья и деревянные пулеметы
Самой масштабной формой военных игр были походы, в которых могло участвовать несколько пионерских отрядов, лагерей или школ. Такие мероприятия часто проводились при поддержке Осоавиахима или РККА и больше напоминали военные учения. В походах уже не отрабатывались, а демонстрировались приобретенные пионерами умения и навыки в области маскировки, топографии, противовоздушной и противохимической обороны, саперного и инженерного дела, связи и оказания первой медицинской помощи на поле боя.
Указания по проведению военизированного похода приводятся в книге Михаила Занегина «Военные игры пионеров» (1937). На разработку плана мероприятия могло уходить более месяца. Снаряжение также готовилось заранее.
Ребята из авиамодельного кружка мастерили воздушных змеев, которые играли роль вражеских самолетов при инсценировке воздушной тревоги.
Юным техникам предлагалось собрать из фанеры педальный бронеавтомобиль и несколько пулеметов с трещотками, связистам — телефон из двух телефонных трубок, провода и железных прутов. Кроме того, участники брали с собой противогазы, компасы, планшеты, флажки для передачи азбуки Морзе и маскхалаты. Каждый отряд или «взвод» сопровождали два человека из команды санитаров.«Ленинские искры», № 43, 1932
В походе дети подвергались условным артиллерийским обстрелам, воздушным и химическим атакам. «Взводы» разрабатывали план наступления на команду противника, составляли карту местности, рыли окопы, «стреляли» из деревянных пулеметов, брали пленных. В «сражениях» могли участвовать почтовые голуби и служебные собаки.
Животных дети дрессировали самостоятельно — в 1930-х выходили специальные издания для юношества по голубеводству и собаководству.
Говоря о роли пионерлагерей в военно-патриотическом воспитании, стоит упомянуть о случаях, когда вожатые брались за дело с чрезмерным энтузиазмом. «В Выборгском районном лагере установлены дежурства пионеров с винтовками!!! — жаловался „Баклажке“ (№ 20, 1933) деткор С.Л. — 9 июня… вожатый Дроздов забыл снять часового, и тот простоял на посту до половины первого ночи!..» Об аналогичном случае сообщал деткор С.: «В лагере Свирьстроя загибы в военизации. Ребят заставляют стоять с винтовками на дневных и ночных дежурствах…»
Если целимся мы в лорда
«Навыки бойца даются ребенку быстро, без труда, „играючи“ и затем неизменно сохраняются в течение многих последующих лет жизни», — писали в сборнике «Будь готов к обороне». Значительную часть этих навыков дети приобретали в военных кружках — стрелковых, технических, авиамодельных, санитарных, химических (обучение применению и защите от отравляющих газов и других веществ) и кружках юных связистов.
Наибольшей популярностью пользовалось стрелковое дело.
За винтовки дети брались в 11–12 лет, а до этого тренировались в меткости с помощью мячиков или самодельных луков.
В качестве мишеней часто использовались рисунки и фигурки, изображавшие видных деятелей вражеских стран. Григорий Ос в книге «Военизация в детском досуге» (1931) советовал сделать подвижную мишень в виде фигурки маршала и первого лица Польши Юзефа Пилсудского. Другой вариант — изображение премьер-министра Великобритании Джеймса Макдональда. В № 31 «Баклажки» за 1931 год напечатали стихотворение «Федька целил в Чемберлена…», которое завершается словами «Если целимся мы в лорда / / То должны уметь попасть».
Судя по всему, наибольший интерес дети проявляли не к мячикам и лукам, а к настоящему оружию. В то время пионеры по всей стране разучивали песню на стихи Маяковского «Возьмем винтовки новые», где были такие строчки:
Когда война-метелица
придет опять —
должны уметь мы целиться,
уметь стрелять.«Баклажка», № 19, 1932
При школах и детских лагерях повсеместно начали появляться тиры, которые порой организовывались самими ребятами. Кроме того, детей учили разбирать оружие и чистить его. О том, как выглядели занятия в стрелковом кружке, можно судить по стихотворению, опубликованному в газете «Баклажка» (№ 6, 1931):
Чертеж винтовки, револьвера,
Чертеж снаряда и патрона…
Изучают пионеры
Все вопросы обороны,
Так как знают цель одну —
Защищать свою страну!
Вот налево кто-то ловко
Разбирает сам винтовку,
А направо — шумный спор:
— Как скорее вдеть затвор?
Судя по письмам деткоров в ту же «Баклажку», на деле все обстояло не так гладко. «Руководитель военного кружка Ладышкинской ШКМ В. Ляховец целыми днями тренируется в стрельбе, а ребят стрелять не учит», — писал деткор А. (№ 35, 1934). «На площадке… школ Центрального района [Ленинграда] у ребят нет ни одной винтовки и противогаза… В тире, имеющемся на площадке, ребят стрельбе не обучают», — жаловался другой корреспондент (№ 54, 1934).
Подобные проблемы были характерны не только для стрелковых, но и для других военных кружков.
«В школе ФЗУ при заводе „Центрошамот“ ребята рады бы учиться военному делу, но комсомольская ячейка до сих пор не организовала военного кружка», — возмущался деткор Боря (№ 8, 1930). «В лагере базы Учхимкомбината военным кружком охвачены только старшие ребята!» — сообщал безымянный корреспондент (№ 17, 1932). «В 188 школе завалена работа военного кружка», — жаловался деткор В. Иванов (№ 15, 1933). Последнее письмо вдохновило редакцию газеты на стихотворение «Попова и противогаз», написанное по мотивам басни Крылова «Мартышка и очки»:
Попова масок дюжину достала
И вертит ими так и сяк,
То к темю их прижмет, то на руку нанижет,
То их понюхает, то их полижет…
Что с ними делать — не понять никак.
— Тьфу, пропасть! — говорит она.
Про пользу их наврали мне сполна.«Пионерская правда», № 25, 1931
Воскрешение комдива
В военных кружках и пионерских лагерях существовали и другие формы работы. Георгий Дитрих говорил о необходимости проведения бесед с детьми об «отдельных событиях, имеющих значение для СССР», о «прошлом, настоящем, учебе и быте» Красной армии и работе Осоавиахима, «готовящего население СССР к обороне». Следовало также разучивать песни «Красной армии и о Красной армии», которые «напомнят пионерам о ее великом прошлом», то есть — о подвигах красноармейцев в Гражданскую войну. В сборнике для вожатых «Организуй досуг ребят» (1935) можно найти и другие вещи: «Песня о пионере — стороже урожая», «Песня гнева» «Марш летчиков», «Строевая», «Октябрятская». Вот строчки из последней:
Вам бросают ныне зов
Ваши деды:
Подрастай и будь готов
Для победы.
Эй, шагайте молодцы,
Светлы дали.
В Октябре за вас отцы
Воевали.
Также вожатым рекомендовали устраивать коллективные чтения. Георгий Дитрих призывал вожатых «…выбирать в библиотеках наиболее художественные произведения о героическом прошлом Красной армии, подвигах рабочих и крестьян, молодежи и детей в борьбе рабочего класса».
Списки подходящей литературы находим в книге «Военизация в детском досуге». Помимо легендарного «Чапаева», рекомендовались к прочтению собрание сочинений Демьяна Бедного, «Конармия» Исаака Бабеля, «Разгром» Александра Фадеева и «Рвотный форт» Николая Никитина. Для детей младшего возраста выпускали яркие книжки-картинки: например, «Наш Красный флот» (1939) или «Воздушный парад» (1937). Был у малышей и свой «Чапаев», а точнее — тонкая книжечка «Жив Чапаев!» (1938). Жанр произведения был обозначен как «русская сказка». По сюжету книги Чапаева спасает Петька, который переправляет комдива через Урал.
Выживший и смущенный Василий Иванович начинает новую жизнь под другим именем, «чтобы стыда не было на людях».
Несколько слов стоит сказать и о фильмах. «Пионерская правда» (№ 92, 1933) советовала читателям посмотреть фильмы о детях в революционном движении и Гражданской войне: «Аня» (1927), «Будьте такими» (1930), «Ванька и „Мститель“» (1928), «Красные дьяволята» (1923). В репертуарах детских кинотеатров того времени можно встретить фильмы аналогичной тематики: «Снайпер» (1931), «Бомбист» (1932), «Солдатский сын» (1932).«Ленинские искры», № 90, 1933
Как уже говорилось выше в «боевом наказе», обязательным считалось также чтение советских газет и журналов. Отказ от подписки на то или иное периодическое издание был чреват последствиями. В «Баклажку» регулярно поступали письма деткоров с сообщениями о тех, кто отказывался от подписки или не хотел участвовать в ее распространении. «Учительница выступает против советской печати и срывает в школе работу по распространению газеты „Ленинские искры“», — гласило письмо с пометкой «Семь подписей» (№ 9, 1930). «В городе Лебедяни члены райбюро ЮП [юных пионеров] не читают газет», — негодовал деткор Л. (№ 38, 1929).
Говоря о детской прессе, стоит обратить внимание на то, как изменялся ее язык. В журналах и газетах начала 1930-х годов встречаются следующие заголовки: «ЖАКТы завоеваны пионерами», «Газета и книга — оружие культурной революции», «В лагерь едем вооруженные техникой!», «Объявите войну прогулам!», «Кто не борется за промфинплан — тот дезертир социалистической стройки!». Во второй половине десятилетия подобные лозунги исчезли со страниц детской периодики.
Теме военно-патриотического воспитания продолжали уделять много внимания, но освещалась она более сдержанно.
В заключение хочется поговорить о менее серьезной, но не менее интересной форме детского досуга — так называемых «комнатных» играх. Головоломки, ребусы и загадки, связанные с военным делом, пользовались у детей особой популярностью. Тема эта столь обширна, что заслуживает отдельного материала, однако кое-чем порадовать читателя мы можем уже сейчас. Попробуйте разгадать приведенный ниже ребус, не пользуясь подсказкой, и вы получите фразу, которой можно охарактеризовать основную цель военно-патриотического воспитания в СССР 1930-х годов. Предупреждаем: в ребусе допущена ошибка — автор забыл поставить две запятые рядом с картинкой в левом нижнем углу.
Ребус из книги «Военизация в детском досуге» (1931):Подсказка: первое слово — название сосновой смолы, которой покрыта изображенная на рисунке лодка.
РАЗГАДКА: В армию идем как в родной дом.