Осенью 1998 года в Саратов прибыл чрезвычайный и полномочный посол Франции в России Юбер Колен де Вердьер. Необычному гостю предстояло открыть мемориальную доску посвященную последнему наполеоновскому солдату Николя Савену скончавшемуся в этом славном поволжском городе в 1894 году в возрасте 126 лет.
Когда Савену исполнилось 102 года, у него состоялась беседа с саратовским краеведом Николаем Хаванским. Во время разговора ученому удалось записать всю подноготную ветерана «Grande Armée» волею судеб оставшегося жить, в пугающей европейский разум России.
Со слов Савена он родился в 1768 году в Руане, его немолодой отец был полковником гвардейцев короля. До 30 лет Николя учился живописи, а потом, разочаровавшись в череде творческих неудач, повернул жизнь на 180 градусов, поступив во 2-й гусарский полк под командованием барона Барбье.
С Наполеоном он прошел путь от Египта, Аустерлица и Медельина до Березины, где его полузамерзшего кавалера ордена «Почетного легиона» пленили казаки.
Оказавшихся в неволе французов за 1-2 рубля покупали зажиточные крестьяне, нанимали дворяне, или владельцы мануфактур.
Савена «приобрел» саратовский купчишка, решивший что «хранцуз» будет учить его сыновей фехтованию. Позже Николай стал зарабатывать себе на пропитание живописью из Саратова он так никуда и не уехал. В старости он бахвалился, что уроки шпажного боя у него брал литературный предтеча русского социализма Николай Чернышевский.
Обрусев, наполеоновский гусар превратился в мещанина Николая Андреевича Савина. Скопив небольшой капиталец, француз женился на молодой купчихе, с которой прижил четверых ребятишек.
После статьи опубликованной историком Хаванским в местной газете, весть о последнем солдате Наполеона разлетелась по всей Российской империи.
Париж назначил «герою» персональную пенсию и наградил медалью «Святой Елены» учрежденной французским императором в 1857 году в знак признания заслуг, ветеранов армии Наполеона Бонапарта.
Только в начале XXI века французские и российские историки выяснили, что Николя Савен
был рисковым шаромыжником, провернувшим в конце жизни денежную аферу и незаслуженно получившим французские правительственные награды.
В архивах 2-го гусарского полка записи о Савене отсутствовали, как и приказ о его производстве в кавалеры «Почетного легиона».
На самом деле лжегусар Савин оказался унтер-офицером 24-го конно-егерского полка, попавшим в плен после сражения на Березине.
До службы в армии мистификатор работал в Руане столяром, он никогда не получал правительственные награды, с трудом писал и читал по-французски.
Сегодня можно уверенно сказать, что самый старый наполеоновский солдат по факту оказался несчастным мошенником, чью жизнь и судьбу искромсали идиотические мечты маленького корсиканца ставшего французским императором Наполеоном Бонапартом.