Закон о ленд-лизе был принят в США 11 марта 1941 года. На СССР его действие официально было распространено только 7 ноября, но ещё в конце августа в Архангельск прибыл первый полярный конвой.
«Дипломатическое лицо»
Вечером 27 июля 1941 года Иван Майский, советский посол в Соединённом Королевстве, ожидал визита американского посла Джона Вайнанта, попросившего экстренной встречи. Войдя в кабинет Майского, американец протянул послу СССР паспорт Гарри Гопкинса, советника Франклина Рузвельта.
Майский познакомился с Гопкинсом несколько дней назад. Близкий сотрудник президента Рузвельта Гарри Гопкинс был одним из авторов «Закона по обеспечению защиты Соединённых Штатов», принятого Конгрессом США 11 марта 1941 года. Известный как закон о ленд-лизе, этот акт определял принципы предоставления помощи любой стране, оборона которой признавалась жизненно важной для США. Закон устанавливал, что поставленные союзникам Америки материалы (машины, военная техника, оружие, сырьё), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате. И только переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных США долгосрочных кредитов (преимущественно беспроцентных займов).
Первые поступления американского оружия в Великобританию весной 1941 года не могли немедленно переломить ход военных действий. Но важна была тенденция. Президент Рузвельт, докладывая Конгрессу о ленд-лизе, сравнил поставки вооружений и военных материалов с ручьём, который «превращается в реку, а река — в могучий поток, который поглотит тотальную тиранию, стремящуюся к мировому господству».
Именно для обсуждения вопросов, связанных с обеспечением поставок по ленд-лизу, Гопкинс и прибыл в Лондон. С советским послом он познакомился в доме Черчилля. Как вспоминал Майский, представитель США сразу же предложил помощь: «…Мы даём Англии много оружия, сырья, судов и т. д. Мы могли бы немало дать и вам… Но что вам нужно?»
Точного ответа посол СССР дать не мог. Он предложил Гопкинсу посетить Москву. Американский посол Вайнант поддержал такое предложение. Впрочем, Гопкинс наверняка был осведомлён о советском запросе, сделанном в США ещё месяц назад. Телеграмма наркома иностранных дел СССР послу Уманскому от 29 июня 1941 года содержала следующие инструкции: «Вам следует пойти к Рузвельту… и поставить перед ним вопрос о возможности оказания Советскому Союзу помощи следующими поставками: 1. Самолёты-истребители — 3 тысячи; 2. Самолёты-бомбардировщики — 3 тысячи; 3. Станки, прессы и молоты для авиазаводов — на 30 млн долларов… Желательно: чтобы был предоставлен кредит на пять лет по этим товарам. Результаты телеграфируйте. В. Молотов».
И вот, всего пять дней спустя после первого знакомства, Иван Майский держал в руках паспорт Гарри Гопкинса, просившего въездную визу в СССР. Консульский отдел был закрыт, поэтому Майский просто написал на одной из страниц: «Пропустить Гарри Гопкинса через любой пограничный пункт СССР без досмотра багажа как лицо дипломатическое. Посол СССР в Англии И. Майский». И приложил посольскую печать.
Путь Гопкинса до Москвы занял трое суток. Официальных полномочий у него не было. Но была телеграмма заместителя госсекретаря США Самнера Уэллеса: «Президент просит Вас при первой встрече со Сталиным передать ему: …господин Гопкинс находится в Москве по моей просьбе, для того чтобы обсудить с Вами лично жизненно важный вопрос о том, как мы можем наиболее быстро и эффективно предоставить помощь, которую Соединённые Штаты способны оказать вашей стране в её великолепном сопротивлении гитлеровской агрессии».
Время тяжких потерь
Гопкинс прибыл в Москву в тяжёлое время. Были оккупированы Белоруссия, Прибалтика и Правобережная Украина. Огромный урон понесли советские танковые войска: к середине июля было потеряно 12 тысяч танков. Официальные потери советских ВВС к 1 августа 1941 года достигли 10 тысяч самолётов. Многим казалось тогда, что СССР уже потерпел поражение…
Помощь Советскому Союзу со стороны США начала оказываться ещё до того, как самолёт Гопкинса взял курс на Архангельск. 21 июля 1941 года Рузвельт возложил ответственность за организацию «немедленной и существенной помощи» СССР на Отдел контроля военной помощи. Через день на утверждение президенту поступил список товаров и вооружений для советской стороны на сумму 22 млн долларов.
Однако миссия Гопкинса имела особую цель: Рузвельт стремился установить личный контакт со Сталиным. Без такого контакта и сопутствующего ему доверия любые переговоры с советским вождём были бы обречены на неудачу.
Миссия в Москве
Историки и мемуаристы сходятся во мнении, что Гопкинс справился со своей задачей, оказавшись едва ли не единственным американцем, вызывавшим у Сталина человеческую симпатию. В разговоре посланец Рузвельта подчеркнул, что организовать поставки тяжёлого вооружения можно будет не раньше, чем состоится правительственная конференция СССР, США и Великобритании, на которой будут определены стратегические планы распределения ресурсов между фронтами войны.
Такая конференция открылась в Москве 29 сентября 1941 года. В первые два месяца после подписания Московского протокола из США отплыли 28 кораблей с более чем 130 тысячами тонн грузов для России. 7 ноября 1941 года Рузвельт распространил на СССР действие Закона о ленд-лизе. Так началась история американской помощи СССР. Всего в Советский Союз было доставлено 17,3 млн тонн имущества общей стоимостью 9,48 млрд долларов.
Фундамент ленд-лиза
Традицией советской историографии стало утверждение, что в 1941 году поставки военного снаряжения по ленд-лизу были сравнительно невелики. Но историки, рассуждающие таким образом, или не знают, или не хотят знать о том, что никакие поставки, ни большие, ни малые, не были бы возможны, если бы не была проведена колоссальная организационная и техническая работа по созданию системы воздушных и морских путей, по которым доставлялись оружие, продовольствие и снаряжение. Именно в 1941 году был заложен своеобразный логистический и технологический фундамент всей транспортной системы ленд-лиза, а также сформированы производственные мощности, позволившие обеспечить выпуск военной техники и других товаров, необходимых союзникам.
Грузы ленд-лиза направлялись в СССР по трём маршрутам — через Тихий океан во Владивосток, через Персидский залив и Иран на Каспий и, конечно же, в Мурманск и Архангельск через северные моря (знаменитые полярные конвои, в 1941 году таких конвоев было семь). Около 8 тысяч истребителей и бомбардировщиков, построенных в США, были перегнаны в Советский Союз по трассе Аляска — Сибирь.
Советский морской флот обеспечил перевозку 19,4% от всего гигантского тоннажа поставок; союзники доставили всё остальное сами. Чтобы эти маршруты могли работать, предстояло построить новые железные и автомобильные дороги, увеличить пропускную способность портов и, главное, построить транспортный флот. Его основой стали 2750 океанских судов серии Liberty («Свобода») водоизмещением в 14,5 тыс. тонн. Средняя продолжительность постройки одного такого судна была доведена до 44 дней.
Первый полярный конвой под кодовым названием «Дервиш» отправился из Ливерпуля 12 августа 1941 года и прибыл в Архангельск 31 августа. В его состав входило пять английских и одно голландское судно, доставившие 10 тысяч тонн каучука, 1500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество других материалов, а также 3800 глубинных бомб и магнитных мин и 15 истребителей «Харрикейн». Авианосец «Аргус» нёс на борту 24 истребителя «Харрикейн Mk IIB» из 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС, которые 7 сентября 1941 года приземлились на аэродроме Ваенга под Мурманском. Уже 11 сентября британские пилоты начали боевые вылеты и до своего отъезда 18 октября одержали в небе советского Заполярья 15 побед.
Что же касается общей оценки ленд-лиза 1941 года, то, пожалуй, лучше всего высказался сам Сталин, выступая на торжественном заседании по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1941 года: «…Это факт, что Великобритания, Соединённые Штаты Америки и Советский Союз объединились в единый лагерь, поставивший себе целью разгром гитлеровских империалистов и их захватнических армий. Недавняя конференция трёх держав в Москве <…> постановила систематически помогать нашей стране танками и авиацией. Как известно, мы уже начали получать на основании этого постановления танки и самолёты. Ещё раньше Великобритания обеспечила снабжение нашей страны такими дефицитными материалами, как алюминий, свинец, олово, никель, каучук. Если добавить к этому тот факт, что на днях Соединённые Штаты Америки решили предоставить Советскому Союзу заём в сумме 1 миллиарда долларов, то можно сказать с уверенностью, что коалиция Соединённых Штатов Америки, Великобритании и СССР есть реальное дело, которое растёт и будет расти во благо нашему освободительному делу».