20 июля 2023

К годовщине гибели “Генерала Бельграно”

Скорее всего, не стал бы вспоминать о годовщине данного события, тем более, что теперь у нас есть штатный фолклендовед (привет, Евгений Саныч!), но уж больно красивая фотография крейсера подвернулась, не могу не воспроизвести. В качестве пояснительного текста - отрывок из нашей с Максимом Токаревым монографии о крейсерах типа "Бруклин"


“Генерал Бельграно” в Ушуайе, 31 января 1982 года - практически, за три месяца до гибели.

25-27 апреля в направлении островов вышли три ударных группы – оперативных соединения ARA, причем Южную группу (TF.79.3) возглавлял “Генерал Бельграно”. На борту крейсера находилось 1093 человека. Кроме флагмана, в отряд входили два эсминца модернизированного типа “Гиринг” – “Педро Буэна” и “Ипполито Бучард”.

Формально, находящиеся к 07:00 2 мая в 240 милях от Фолклендов корабли TF.79.3, конечно, могли угрожать находящимся в 300 милях британским силам – на эсминцах были установлены противокорабельные ракеты ММ-38 “Экзосет”, крейсер же был достаточно хорошо защищен от аналогичных ракет британских эсминцев и фрегатов (“бронебойность” ММ-38 – не более 90 мм, причем абсолютно все характеристики ракет французского производства, как показал этот конфликт, были завышенными), так же как и от 454-кг авиабомб “Си Харриеров” с авианосцев. Наиболее подходящим “противокрейсерским” оружием британского флота оказались, как ни парадоксально, 533﷓мм торпеды атомных подлодок. Впрочем, “Бельграно” был уже далеко не новым кораблем: по свидетельству Эктора Бонзо, параметры пара составляли не более 70 % исходного, кроме того, имелись системные проблемы с редукторами турбин.  Все это приводило к тому, что скорость полного хода крейсера не превышала 18,5 узлов.

Но как бы то ни было, группа “Бельграно” не пересекла 200-мильную зону, а около 9 часов утра вообще легла на западные курсы, следуя примерно 10-узловой скоростью в направлении Огненной Земли. Возможно, в сложных погодных условиях Южной Атлантики именно такая скорость являлась экономическим ходом для изношенных механизмов крейсера. Судя по отсутствию боевой готовности №1 – большое количество личного состава находилось вне боевых постов – у соединения не было текущего боевого распоряжения, боевое применение оружия не планировалось.

Еще с вечера 30 апреля за аргентинским соединением постоянно следила ПЛА “Конкерор” (коммандер Ч.Л. Рефорд-Браун). Каждые два часа лодка возобновляла визуальный контакт с кораблями, и доносила их место в Адмиралтейство и командующему TF.317 вице-адмиралу Вудварду.

В этом месте Атлантики рельеф дна формирует банка Бердвуд – подводная горная гряда с чередованием глубин от 300 до 45 метров. Стоило группе “Бельграно” повернуть на северо-восток, по направлению к британским силам – и через короткое время “Конкерор” лишился бы возможности преследовать аргентинские корабли из-за малых глубин. Никаких гарантий того, что аргентинцы не повернут с наступлением сумерек на угрожающие курсы, у Вудварда, разумеется, не было.

В Лондоне к этой угрозе, сформулированной начальником штаба обороны адмиралом флота Т. Льюином, отнеслись еще серьезнее, и в 13:30 по Гринвичу Рефорд-Браун получил по спутниковой связи разрешение атаковать аргентинские корабли, даже и не вошедшие в пределы TEZ, но находящиеся в месте, допускающем создание реальной угрозы надводным силам Великобритании.

Ряд английских источников утверждает, что из-за проблем со связью, “Конкерор” перезапрашивал разрешение на залп, либо дожидался повторного подтверждения приказа, последовавшего в 17:30 – однако есть и противоположное мнение, связанное с якобы имевшим место желанием Рефорд-Брауна использовать новые управляемые торпеды “Тайгерфиш”, стрелять которыми не позволили технические проблемы. Поэтому на тщательно рассчитанный боевой курс лодка легла только в 18:57. Дистанция до цели – идущего со скоростью 10 уз в нескольких милях впереди эсминцев крейсера “Генерал Бельграно” – составляла около 7 кбт.; до границы TEZ было 35 миль, до ВМБ Исла-де-лос-Эстадос на Огненной Земле – 100 миль, до ВМБ Ушуая – 240 миль.

В 19:00 «Конкерор» выполнил стрельбу тремя прямоидущими торпедами Mk.8**, принятыми на вооружение в далеком 1932 году. В 19:01 (16:01 по аргентинскому времени) две из них попали в левый борт “Генерала Бельграно”.

Детонация обеих боеголовок произошла почти одновременно. Первая торпеда попала в район 106 шпангоута, причем весьма вероятно, что взрыв был неконтактным и произошел под днищем крейсера – площадь пробоины оценивалась в 90 м2. Сила взрыва была такой, что оказались пробитыми все палубы корабля, включая верхнюю. В кормовом МО и жилых помещениях практически сразу же погибло 234 человека, начались затопления машинных и котельных отделений. Борьба за живучесть осложнялась потерей энергии. Вторая торпеда взорвалась между 15 шпангоутом и погребами носовой башни ГК. Как и в случае с аналогичными попаданиями в “Хелену”, “Гонолулу” и “Сент-Луис” в боях в заливе Кула летом 1943 года, носовая оконечность крейсера надломилась по линии носового броневого траверза и провисла вниз. К счастью, в носовых отсеках не было людей. Через 10 минут после попадания крен составлял 19° на левый борт, а еще через десять, в 19:21, достиг 40°, и капитан 1 ранга Бонзо приказал оставить корабль. Через непродолжительное время “Генерал Бельграно” скрылся под водой. С крейсером погиб 321 человек.

Третья выпущенная лодкой торпеда попала в эсминец “Ипполито Бучард”, но не взорвалась. Несмотря на такой явный намек, эсминцы начали искать потерянный радиолокационный контакт с крейсером в противоположном направлении и не вели спасательных работ. Только 3 мая плоты с остатками команды “Бельграно” были обнаружены аргентинской авиацией, и к исходу дня оба эсминца, буксир “Франсиско де Гурручага”, патрульный корабль “Коммодоро Соммелеро”, а также чилийский транспорт “Пилото Пардо” спасли с плотов 772 человека.