В 60-х в СССР ходил анекдот (говорят, не лишенный оснований), мол, в ЦРУ узнают о перестановках в советском правительстве по порядку перечисления членов Политбюро в газете «Правда». Действительно, американцы использовали далеко не всегда самые очевидные методы получения информации о потенциальном противнике. На какие только ухищрения не шли специалисты ЦРУ, чтобы победить закрытость и осторожность советской дипломатии, даже кибер-кошку создали.
Шпион вне подозрений
Как рассказывает журналист Эдвард Чесноков, в середине 60-х – с приходом к власти Брежнева – у советского руководства сложилась традиция обсуждать важные вопросы и принимать решения в неформальной обстановке: на охоте, на прогулке, в парке... Поэтому специалисты из ЦРУ резонно считали, что меньше всего подозрений у бдительной охраны в этих местах вызовет, например, кошка.
Виктор Маркетти, занимавший в те годы пост специального помощника руководителя ЦРУ, рассказывал в интервью, что сейчас уже и не помнит, кто первым выдвинул эту идею. Но ее одобрили. Эксперимент получил название «Acoustic Kitty» («Акустическая кошечка»). Сразу после этого начались работы по созданию «амуниции» для хвостатых шпионов.
Кибер-кошка на службе ЦРУ
Хирургическим путем в ухо кошке вживлялся микрофон, который соединялся с передатчиком и батареей, также вживляемым под кожу на груди животного. Проволочная антенна располагалась под шерстью вдоль позвоночника. Несмотря на сложное, на первый взгляд оборудование, его удалось хорошо замаскировать, так что на пушистой кошке его не было заметно даже при близком контакте. Оставались «сущие пустяки» — обучение.
Конечно, нельзя было просто выпустить на свободу такую кибер-кошку и принимать от нее сигналы. Аккумулятора хватало всего на час, и это время необходимо было использовать с максимальной пользой. Животное должно было подойти к беседующим на скамейке, а потом вернуться на базу. В эксперимент вложили более 10 миллионов долларов и потерять их (а то и рассекретить всю операцию) только потому, что «акустический кот» попадет в чужие руки, было нельзя.
Первый блин комом
Как рассказывала газета The Daily Mail в своем расследовании, посвященном проекту «Acoustic Kitty», испытания в условиях полигона прошли неплохо. Но первая же операция с треском провалилась. Когда кота попробовали подослать к беседующему с кем-то в парке советскому дипломату, животное сначала ошалело от посторонних запахов, звуков и раздражителей, а потом направилось не к цели, а туда, где пахло едой.
В итоге при переходе через улицу кибер-кота сбила машина. А в 1967 году, спустя несколько лет разработок и экспериментов, проект признали неперспективным и полностью закрыли, потратив, по разным сведениям, от 15 до 25 миллионов долларов. Полный, по сути, провал скрыли в отчете за расплывчатой формулировкой: «Проект показал высокий потенциал, но добиться полностью удовлетворительных результатов не удалось».
Ярослав Горбунов