30 января 2022

Катастрофа при Экернфёрде


“Гейзер” пытается завести буксир на “Гефион”

У каждого флота есть своя Цусима – сражение, закончившееся полным разгромом, и в котором противник не понес ответных потерь. Не стал исключением и датский флот, проигравший с разгромным счетом битву при Эккернфёрде.



По итогам многолетних наполеоновских войн Дания лишалась Норвегии и о. Гельголанд, катастрофические потери понес и флот – На 1816 год в списках значились один блокшив – бывший линейный корабль «Принцесса Ловиса Августа», 60-пушечный линейный корабль «Феникс», 3 фрегата, 3 брига, 1 шхуна, 3 прама, 1 канонерская лодка, 82 гребных канонерских лодок и иолов и 1 малый куттер. Тем не менее, несмотря на тяжелое финансовое положение королевства, уже в 1815 г. была принята кораблестроительная программа, согласно которой флот должен был получить 6 линейных кораблей, 8 фрегатов, 8 корветов или бригов и 80 канонерских лодок. Дополнительная кораблестроительная программа 1830 г. взамен выбывающих из строя кораблей предусматривала постройку 8 фрегатов. Датские корабелы работали на совесть, новые корабли строились из отборного леса и хорошо держались в море.

Основными задачами датского флота на случай войны виделись обеспечение снабжения и защиты заморских владений, поддержка и снабжение приморских флангов армии и береговых крепостей, а также блокада неприятельской торговли. Однако нехватка личного состава серьезно сказывалась на боевой подготовке. Например, линейные корабли «Феникс» и «Денмарк» ни разу не бывали в плавании. Лишь в 1834 г. в море вышел линейный корабль «Дронниг Марие», причем до этого в последний раз датский линейный корабль отправлялся в поход в 1808 г., еще во время Наполеоновских войн. В лучшем случае, в ежегодную кампанию вступал корвет, на котором в море практиковались кадеты, да время от времени в Африку, Ост- и Вест-Индию взамен обветшавших высылались малые сторожевые суда. Лишь в 1845 г. дальнее плавание в ост-индийские владения совершил корвет «Галатея», а в 1830 и 1844 годах датские корабли действовали против пиратов в Алжире и Марокко совместно с французской эскадрой.


Линейные корабли “Дроннинг Марие” и “Вальдемар” в Нюхольме

Пренебрежение боевой подготовкой не замедлило сказаться во время Первой Шлезвигской войны или Трехлетней войны, как ее называют в Дании. В кампанию 1848 г. датский флот действовал, в целом, удачно, обеспечивая блокаду побережья Пруссии и снабжение своих войск. В мае 1849 г. Дания планировала наступление на пруссаков и шлезвигцев, в рамках подготовки к которому флоту было поручено произвести «усиленную демонстрацию» у Эккернфёрде. Было известно, что для защиты города и порта пруссаки соорудили две береговые батареи – на северном и южном берегах залива Эккернфиорд, поэтому план главнокомандующего датской армией генерала фон Крога предусматривал их разрушение. Требовалось создать впечатление, что готовится высадка крупного десанта, чтобы отвлечь прусские и шлезвигские войска от направления главного удара.
Для операции были выделен отряд из новейшего 84-пушечного линейного корабля «Кристиан VIII», 48-пушечного фрегата «Гефион», колесных пароходов «Гекла» и «Гейзер» с 6 пушками каждый и трех яхт, на которых разместили десантную роту из 250 солдат. Пароходы буксировали яхты и должны были обеспечить маневрирование в заливе Эккернфиорд больших кораблей в случае штиля или противного ветра. Отряд возглавлял командир «Кристиана VIII» капитан-командор Фредерик Палудан.


Корвет “Наяден”

Если бы описание битвы при Эккернфёрде появилось в художественной книге, то в адрес автора посыпались бы справедливые упреки в безудержном подыгрывании одной стороне. Но настоящая жизнь бывает богаче всякого вымысла, и игра в тот день действительно велась в одни ворота.

По плану для обеспечения внезапности высадку требовалось осуществить в ночь с 4 на 5 апреля, однако на море бушевал шторм, который сделал ее невозможной. Палудан не стал штормовать в открытом море, а решил переждать погоду на рейде Эккернфёрде. С точки зрения кораблевождения решение было разумным, но полностью лишило операцию элемента внезапности. За ночь морская болезнь совершенно доконала солдат, которые впервые в жизни вышли в море, поэтому Палудан отказался от высадки десанта, решив ограничиться разрушением батарей обстрелом корабельными орудиями.


Сражение в самом разгаре, к «Кристиану VIII» направляется “Гекла”

В Чистый четверг, в 7.30 утра 5 апреля линкор и фрегат снялись с якорей и вошли в залив Эккернфиорд. На верках береговых батарей было всего 10 орудий, кроме того, ночью, после получения известий о появлении датской эскадры, в Эккернфёрде была спешно переброшена полевая батарея из 6 пушек.

Поначалу все шло хорошо. «Гефион» быстро привел к молчанию северную батарею, но внезапно усилившийся зюйд-ост развернул фрегат на якорях кормой к южной батарее, которая сразу же начала поражать его сильным анфиладным огнем. Капитан Майер вызвал «Гейзер», чтобы тот вновь развернул фрегат бортом к берегу. Пароход вошел в залив и подал буксирный конец, который был тут же перебит немецким ядром. Та же участь постигла второй и третий канаты, после чего немецкая бомба угодила в машину, повредив ее, а раскаленные осколки воспламенили подготовленные к подаче к пушкам пороховые картузы, взрывом которых убило командира «Гейзера», капитана Вульфа. С большим трудом «Гейзер» сумел выйти из-под обстрела и покинуть залив для исправления машины.

Видеорассказ о картине Кристиана Мёлстеда “Пожар на «Кристиане VIII», которая хранится в Музее Южной Ютландии

Теперь уже и линкор начал страдать от огня южной батареи (бой велся на дистанциях, не превышавших двухсот-трехсот метров) и Палудан флажным сигналом вызвал «Геклу», чтобы та взяла «Кристиана VIII» на буксир. Но ядро, метко пущенное с ожившей северной батареи, перебило баллер руля «Геклы» и последнему оставшемуся в строю пароходу пришлось искать спасения в море.


Гибель «Кристиана VIII»

Дальнейший бой уже более походил на расстрел. После безуспешной попытки отойти на верпах в ходе объявленного перемирия, крепчающий норд-ост вынес датские корабли на мель и, в конце концов, они сдались. В вечерней перестрелке прусский брандскугель поджег фор-марс линейного корабля и горящие обломки, упав на палубу, вызвали многочисленные очаги возгорания. Пока на берег со спустившего флаг линкора свозили команду, потушенный было огонь разгорелся с новой силой, пламя добралось до крюйт-камеры и «Кристиан VIII» с ужасным грохотом взлетел на воздух. Всего датчане потеряли 134 человека убитыми, 38 ранеными и 936 пленными. Потери противоположной стороны составили 4 убитых и 18 раненых и еще четверо эккернфёрдцев, собравшихся поглазеть на невиданное доселе зрелище, были убиты на берегу разлетевшимися обломками линкора.


«Кристиан VIII» взлетает на воздух

5 апреля 1848 г. стало черным днем датского флота. Линейный корабль и фрегат сделали более шести тысяч выстрелов с ничтожным результатом в два подбитых орудия. Причем одну пушку пруссаки исправили и вновь ввели в бой. В отечественной литературе часто упоминается, что успех пруссакам принесло использование бомбических пушек. Действительно, на береговых батареях было два таких трофейных датских орудия, которые были впервые использованы в бою. Однако бомбы скоро закончились, и пруссаки во время сражения вели огонь калеными ядрами и брандскугелями.

92023_images_billed_2010_okt_billeder_object397772.jpeg
Эккернфёрдцы собирают нужные вещи, оставшиеся от «Кристиана VIII»

Когда улеглись страсти, пришло время для трезвого анализа. Основной причиной разгрома, помимо крайне неудачных решений Палудана, была погода – ветер, достигший силы шторма, прижал датские корабли к берегу. В этой связи датскому флоту были нужны новые корабли основных классов, рассчитанные на установку машин. И корабелы взялись за работу: в 1850 г. вспомогательные машины были установлены на 84-пушечном линейном корабле «Шёль» и 44-пушечном фрегате «Турденшёль». 14-пушечный корвет «Тор», первый винтовой корабль датского флота специальной постройки, вошел в строй уже в 1851 г., а начиная с 1856 г. флот пополнился тремя 42-пушечными винтовыми фрегатами типа «Нильс Юэль». Новые корабли имели отменную мореходность и одинаково хорошо ходили под парусами и машиной.