Первые послевоенные годы города Советского Союза пережили всплеск преступности. Голодное время. Сотни тысяч пришедших с фронта бывших уголовников и просто отчаянных парней. Огромное количество «трофейного» и наградного оружия. Вооруженные налёты, грабежи и банальные уличные гоп-стопы стали настоящей приметой времени.
Примерно так же было и в разрушенной столице Третьего Рейха – Берлине. Город разделен на 4 оккупационные зоны союзников – советскую (будущий Восточный Берлин – столица ГДР), американскую, британскую и французскую. Три последние объединятся в Западный Берлин.
Берлинская стены еще не построена. А потому перемещение между западной и восточными частями города вполне свободное. Общегородской полиции нет. Преступники нередко совершают преступления в советской зоне, а скрываются в западной. И наоборот.
Самая известная банда послевоенного Берлина удивительно походила на банду «Черная кошка» из сериала «Место встречи изменить нельзя». Наглые и демонстративные преступления. Участники, имевшие как уголовный, так и военный опыт. Своя система реализации награбленного. И авторитарный лидер по имени Вернер Гладов.
19-летний Вернер Гладов на суде.
Как и у вымышленного Горбатого из «Черной кошки», слово Гладова в банде, в которой насчитывалось 27 активных членов, было законом. При этом, молодой главарь некоторым своим подручным годился в сыновья.
Вернер Гладов родился 8 мая 1931 года. Во время уличных боев в Берлине в апреле 1945 года 14-летнего мальчишку записали в фольксштурм (ополчение). По легенде он даже подбил советский танк из фаустпатрона.
На криминальный путь встал сразу же после разгрома нацистов. В разрушенном Берлине нужно было как-то выживать. И юный Вернер, с ордой своих ровесников, окунулся в мир спекуляции. Бойкие мальчишки обходили полицейские и военные патрули и сбывали солдатам союзных армий запрещенные сигареты и алкоголь.
Но во время одного из рейдов в советские казармы 16-летний Вернер Гладов был арестован и отправлен на несколько месяцев в тюрьму. Здесь он познакомился со своим ровесником Вернером Папке, промышлявшим кражами. Молодых людей сблизило не только криминальное прошлое, но и восхищение американским гангстером Аль Капоне.
В эпоху Третьего Рейха было издано немало книг об американских мафиози. Так нацисты хотели показать, как плохо у них на Западе, и какой порядок «у нас в Германии». Соответственно, бандиты из книжек творили что хотели, а полиция никак не могла их поймать. Оба Вернера буквально зачитывались криминальными романами о неуловимых заокеанских гангстерах. И мечтали походить на них.
Уже на воле Вернеры сошлись с третьим организатором банды. Густав Фёльпель был почти на 20 лет старше Гладова. Рабочий с левыми убеждениями. За свои высказывания против Гитлера его приговорили к высшей мере, потом, правда помиловали и отправили на 15 лет в концлагерь Дахау. После 1945 года он стал палачом в Берлине и выполнял приговоры в отношении бывших нацистов. Свою жену отправил трудится в полулегальный бордель. Сам занимался спекуляцией. Так и познакомился с Гладовым.
Вскоре сформировался костяк банды. Ударную силу составили Гладов, Папке и их ровесники, прошедшие школу Гитлерюгенда. Фёльпель отвечал за сбыт награбленного, укрытие членов банды и вербовку бывших шоферов вермахта.
— А водилу потерять не боишься? – нагло спрашивает у Горбатого из «Места встречи…» один из членов его банды, не желающий идти под пули. Он знает, что управлять автомобилем тогда умели немногие.
Банде Гладова, как и московской «Черной кошке» требовался разнообразный транспорт и водители. Чтобы уходить от полицейской погони и переправлять добычу из одной части города в другую.
На свое первое дело банда отправилась в апреле 1948 года. У одного из фотомагазинов в западной зоне оккупации резко затормозил легковой автомобиль. Оттуда выскочили трое в масках и с пистолетами. В помещении всех положили на пол, забрали кассу. Но главной их целью были выставленные на витринах фотоаппараты – самый ходовой товар и у советских офицеров.
Но оказалось, что опасаясь воровства, хозяева магазина держали на витринах муляжи настоящих фотоаппаратов. Гладов и его подельники поймут это позже. Всего несколько минут, и вот они уже в своем автомобиле, который мчит их в советский сектор Берлина.
За два года банда Гладова совершит 352 налета. Объектами нападений становились магазины, склады, зажиточные квартиры, машины такси и грузовики. Иногда, а течение дня бандиты останавливали по несколько фургонов, перевозивших продукты питания, текстиль и другой дефицит. Водителей усыпляли хлороформом, чтобы они раньше времени не оповестили полицию и дали преступникам время на уход. Машины отгоняли в «отстойники» в другой части города, разгружали их и разбирали на запчасти. Потом все сбывали на черном рынке.
Оружие в ход бандиты если и пускали, то только для острастки. Но без крови не обошлось. Двое погибших и 12 раненых. Одного застрелил сам Гладов при налете на ювелирный магазин. Продавец выскочил на улицу и попытался преследовать бандитов.
Полиция была бессильна. То, что серия налетов совершается одной преступной группой, никто не мог представить. Каждое преступление расследовалось отдельно.
Проблемы начались в самой банде. Гладов, стремясь во всем подражать своему кумиру, установил железную дисциплину. Все бандиты должны были ему клясться в верности, обращаться уважительно, и даже прислуживать. Вернеру Папке такая идея пришлась не по душе, и он покинул подельников.
Заработанные деньги бандиты тратили на развлечения. Вернер Гладов и его подручные были желанными гостями во всех ночных заведениях Берлина. Приходили они всегда в сшитых на заказ черных пиджаках и белых галстуках.
В ноябре 1948 года арестовали Густава Фёльпеля – третьего из «отцов-основателей» банды. Он редко участвовал в налетах, но все-таки однажды не сумел уйти от полицейской погони. Его приговорили к 8 годам заключения. О том, что Фёльпель один из лидеров самой неуловимой банды Берлина в полиции не догадывались.
И тут на первый план вышла супруга осужденного, та самая которую он отправил работать в дом терпимости. Она стала требовать от Гладова отдать ей долю ее мужа.
Главарь не реагировал на назойливую женщину и поплатился. Супруга Фёльпеля пришла в полицию и рассказала о банде. 3 июня 1949 года по всему Восточному Берлину начались единовременные аресты.
Гладова полиция приехала арестовывать на квартире матери. Завязался настоящий бой. В родительской квартире оказались спрятаны 4 револьвера, из которых главарь палил по полицейским. Причем во время перестрелки мать бандита перезаряжала ему оружие. Пальба прекратилась только после того, как Гладов получил пулю в ногу.
Расследование шло почти год. Членам банды «Белые галстуки» (именно так их стала называть пресса) не повезло. Если бы их схватили и судили в Западном Берлине, то они могли бы наверняка рассчитывать на мягкие приговоры. И что самое главное, там была отменена смертная казнь.
А вот в Восточной Германии с уголовниками не церемонились. Главаря не спасло даже то, что он был несовершеннолетним на момент совершения большинства преступлений. Вернер Гладов и еще два бандита получили высшую меру и закончили свой путь на гильотине. Вернер Папке и Густав Фёльпель отделались 15 годами. Посадили маму Гладова и даже сдавшую всех фрау Фёльпель.
К середине 50-х бандитизм в Берлине был побежден. Как и в Москве.
Судебный процесс 1950 года. Крайний слева – Гладов, крайний справа – Папке.