О том, как Октавиан стал Августом
Согласно источникам, именно 16 января 27 года до н. э. консул Октавиан был провозглашён первым римским императором – потому именно с этой даты принято начинать отсчёт Рима, как империи. На самом деле, всё было не так просто… но – по порядку.
(Напомним, что титул «император» (то есть – что-то вроде «командующий») существовал давно – и был своего рода почётным званием, которое присваивали легионы своим победоносным командирам… Однако, справедливо и другое – именно со времён Октавиана он начнёт приобретать новый смысл, и уже при его преемнике, Тиберии, военная традиция уйдёт в прошлое).
…В день же, о котором идёт речь, была решена воистину сложная проблема… Формально, победив врагов, Октавиан сложил перед сенатом свои чрезвычайные полномочия. Фактически – всем было ясно, что в Рим явился новый хозяин; вопрос стоял – как бы его поблагозвучнее наречь?..
…Надо сказать – для изменения ситуации потребовалось пятнадцать лет гражданской войны!.. О событиях, последовавших за убийством Цезаря, мы при случае поговорим более подробно – пока же заметим: после первоначальной неразберихи выяснится, что у покойного два наследника – официальный, Октавиан; и самопровозглашённый – Марк Антоний. (В Сенате присутствовали сторонники обоих – а также и республиканцев, убийц Цезаря). В двух сражениях при Мутине Антоний (не с первой попытки объявленный врагом Отечества) будут чувствительно бит. (При этом оба консула-победителя погибли – и это оказалось настолько на руку состоявшему при одном из них пропретору Октавиану, что тут же поползут слухи, что, как минимум, одного он отравил).
…Оставшись за главного, девятнадцатилетний божественный юноша (как звал его в те времена Цицерон) требует триумфа и консульства – однако, осмелевший Сенат неожиданно отказывает ему и в том, и в другом!.. Посланец Октавиана продемонстрировал почтенным мужам наполовину извлечённый из ножен меч со словами: «Если вы не дадите ему консульства, то даст вот это!» Так и выйдет!.. Буквально следуя примеру названного отца, молодой человек обращается к легионам с речью, переходит Рубикон – и, фактически, оккупирует Рим!.. (А позже, временно объединившись с Антонием, он подвергнет нещадному истреблению убийц Цезаря – и, заодно, прочих инакомыслящих…)
…Впрочем, всё это осталось в прошлом – теперь победитель в гордом одиночестве – и может позволить себе широкие жесты. Вернёмся к титулованию… Сам Октавиан (страшно не любивший это имя – поскольку оно предательски указывало на его происхождение из богатых, но худородных Октавиев)… так вот – уже лет десять он величал себя попросту Императором Цезарем. Императором – поскольку титул был ему присвоен, как положено, армией (причём, в общей сложности, двадцать один раз); Цезарем – поскольку в качестве приёмного сына Гая Юлия Цезаря он имел полное право на это родовое имя).
…Поначалу возникнет идея величать нового повелителя Ромулом – в честь легендарного основателя Рима; но Октавиану это покажется нескромным. (Разумеется, и речи не могло идти о всяких одиозных титулах, вроде «диктатора»; Октавиан до конца жизни и словами, и всем своим поведением будет подчёркивать: «Я – такой же гражданин, как все!» …Сенату и прочим приходилось принимать эту игру – отчасти, потому что она придавала его единоличному правлению, хотя бы, видимость сохранения республиканских традиций… но в основном – памятуя, сколько народу Октавиан перебил на пути к тому, чтобы стать таким скромником).
P.S. …Итак, согласно историку Светонию, тут явится некто Луций Мунаций Планк (малоизвестный нам вояка, кстати, перебежавший к Октавиану от Антония) – и предложит ему назваться «Августом». (Есть разные версии происхождения этого термина; наиболее распространённые: «умножитель благ», или «священный»). Неологизм понравится – и будет немедленно утверждён в качестве официального титула. Так появится «Император, сын Божественного Цезаря, Август…» – и прочая, и прочая, включая «Отец народа» – а в будущем этот когномен (то есть – индивидуальное прозвище) приобретёт привычный нам смысл… Впрочем, это – совсем другая история.