18 декабря 2022

Видимость 300

l1w5nqirlMk

Шофер должен видеть вперед на 300 метров иначе езда со скоростью 120 километров в час будет небезопасной: водитель не успеет принять решение и привести его в исполнение, если возникнет непредвиденная случайность. Но создать видимость в 300 метров - сложнейшая инженерная задача.

Изыскатели, придя на место будущей трассы, увидели перед собой не ровную землю, а холмы и овраги, перелески и перекаты…
Предстояло же на всем протяжении сделать так, чтобы через смотровое стекло шофер все видел перед собой на 300 метров вперед. В тех местах, где дорога шла круто, ее выравнивали, посыпали тысячи тонн грунта. Но нельзя было допустить и крутого спуска.

При этом шофер и пассажиры испытывали бы перегрузку - чувство, хорошо знакомое космонавтам и летчикам. Действие центробежных сил сказывается и на рессорах. Крутые спуски поэтому также приходилось сглаживать. Но дорога бывает ровной, а шофер резко тормозит. В чем дело? Телеграфный столб может выглядеть по разному, все зависит от того, как смотреть на него.

Если со стороны - он виден во весь «рост»был а если сверху - то столб кажется точкой. Так и дорога. Путь может быть прямым, а шоферу кажется, что перед ним провалы, повороты, резкие переломы. Это происходит из-за искажения перспективы. Невольно водитель «сбрасывает» скорость, инстинктивно тормозит. Чтобы этого не происходило, срезали крутые спуски, срывали сотни тонн грунта, а затем этой же землей сглаживали крутые подъемы.

Впервые инженеры при проектировании дороги считались с особенностью нашего зрения. На всем протяжении кольца нигде не происходит искажения перспективы. Дорога нередко плавно поднимается или опускается, но все спуски и подъемы вписываются друг в друга. Сделано это не природой, а руками человека. У инженеров есть такое понятие - «эстетическая кривая».

Красота заключается не только в прямых линиях, но и в кривых, нужно только при необходимости уметь их расположить по законам гармонии. Проезжая по дороге, вы сможете ощутить гармонию красоту кривых линий, прочерченных по земле инженерами. При сооружении дорог прежде не учитывались все эти требования, продиктованные современной наукой возведения дорог. Как подсчитано, уклон по кольцевой не превышает 4%. Это значит, на каждые 100 метров дорога поднимается или понижается не больше чем на 4 метра. Такое препятствие машина может преодолеть, не снижая расчетной скорости - 120 километров. 

Л. Колодный. 109 км вокруг Москвы, 1963