Истребителя Дорнье никогда не являлись основными машинами ночной истребительной авиации; их количество было относительно невелико; к тому же эти самолеты не блистали высокими летными данными. Соответственно, невелико было и число асов, добившихся на Дорнье выдающихся результатов. Кроме того, многие из них только начинали свою карьеру на Do.17Z-10 или Do.215, а с развитием ночной авиации пересаживались на другие, более эффективные самолеты. И сегодня бывает сложно вычислить, сколько побед они одержали именно на Дорнье
BECKER Ludwig
Юрист и спортсмен-авиатор Людвиг Беккер (1911-1943) был офицером запаса; его призвали в армию с началом Второй мировой войны. В 1939 он летал на Bf.110 в составе I/ZG-26, а летом 1940 г. Беккера определили во 2–ю группу 1–й эскадры ночных истребителей (II/NJG-1). В сентябре 4-я эскадрилья, в которой служил лейтенант Беккер, получила на вооружение тяжелые истребители Do.17Z-10, оснащенные инфракрасными прицелами ночного видения «Spanner». Беккер одним из первых освоил пользование этим прибором и в ночь на 16 октября 1940 г. (так по одним источникам, по другим – в ночь на 19-е) при помощи тепловизора «Spanner» сбил британский бомбардировщик «Веллингтон». Это была первая в истории Люфтваффе «техническая» ночная победа – в полной темноте на дистанции 50 метров инфракрасный прожектор «высветил» противника, а Беккер при помощи инфракрасного прицела навел оружие на цель…
Летом 1941 II/NJG-1 начала получать самолеты Do.215В-5, оснащенные бортовыми радиолокационными станциями «Lichtenstein». Носы этих истребителей были увенчаны разлапистыми «матрасами» антенн, «съедавшими» часть скорости и ухудшавшими маневрирование. Поэтому большинство фронтовых летчиков приняли невиданную установку РЛС настороженно. А вот обер-лейтенант Людвиг Беккер сразу оценил, какие возможности предоставит ему бортовой локатор. И уже в ночь с 9 на 10 августа 1941 г. Беккер при помощи «Lichtenstein’а» впервые осуществил перехват цели, и сбил на подступах к Гамбургу британский бомбардировщик «Веллингтон». Это была первая победа ночных истребителей Люфтваффе, одержанная при помощи бортовой РЛС. А затем за полтора месяца (с 12 августа по 30 сентября 1941, пока установка не сломалась) Беккер при помощи «Lichtenstein’а» отправил на землю еще 5 английских ночных бомбардировщиков. Таким образом, Людвиг Беккер внес большой вклад в развитие тактики ночного боя. В декабре 1941 его назначили командиром 6–й эскадрильи 2–й эскадры ночных истребителей (6/NJG-2); а в июле 1942 за 25 ночных побед Беккеру вручили Рыцарский крест Железного креста. Осенью 1942 Беккер возглавил только что сформированную эскадрилью 12/NJG-1. На каких самолетах он летал в этот период, сказать трудно – на вооружении и NJG-2, и NJG-1 состояли несколько видов ночных истребителей – и Do.215, и Do.217, и Bf.110, и Ju.88.
Людвиг Беккер пропал без вести 26 февраля 1943 г. – во время дневного перехвата над Северным морем группы американских тяжелых бомбардировщиков. В тот день перед самым вылетом Беккер узнал, что его наградили Рыцарским крестом с Дубовыми листьями. Всего за время боевых действий он совершил 300 боевых вылетов и одержал 46 побед; из них 44 на Do.17Z-10 и Do.215В-5.
JUNG Erich
Кадровый офицер Люфтваффе гауптман Эрих Юнг в 1940 г. возглавлял 2-ю эскадрилью 2–й эскадры ночных истребителей (2/NJG-2). После того, как его эскадрилья получила несколько истребителей Do.17Z-10, оснащенных инфракрасными приборами ночного видения «Spanner», Юнг одним из первых освоил новую технику, и приступил к перехватам британских ночных бомбардировщиков. На Do.17Z-10 он летал до ноября 1941 – в этом месяце ставшего майором Юнга повысили до командира I/NJG-2, и как раз тогда же его часть полностью перевооружили на более удачные истребители Ju.88С. И хотя большинство из своих 30 побед Юнг одержал именно на Юнкерсе, первые 3 британских ночных бомбардировщика он «завалил» именно на «тихоходе» Do.17Z-10 при помощи еще крайне несовершенного инфракрасного прибора «Spanner». Майор Эрих Юнг дожил до конца войны. Накануне ее завершения, в ночь с 16 на 17 марта 1945 г., Юнг поставил своеобразный рекорд: в ночной темноте сбил за 31 минуту подряд 8 британских четырехмоторных бомбардировщиков «Lancaster» (еще одну победу в ту ночь Юнг не смог подтвердить).
LENT Helmut
Сын протестантского священника Гельмут Лент (1918–1944) вступил в Люфтваффе в 1936 году; в 1938 по завершении обучения он стал пилотом двухмоторного истребителя Bf-110 в 3/ZG-76. В составе этой эскадрильи Лент принял участие в нападении на Польшу, над которой он сбил истребитель и бомбардировщик. А 18 декабря 1939 г. Гельмут принял участие в знаменитой схватке над Гельголландской военно-морской базой между британскими бомбардировщиками и германскими «стодесятками»; в этом бою Лент уничтожил 2 «Веллингтона». Весной 1940 г Лент участвовал в операции по захвату Норвегии; в боях ему удалось сбить 4 норвежских и британских самолета. Таким образом, еще в начальный период войны, до появления в Германии ночной авиации, Гельмут Лент уже стал признанным «экспертом»: 8 побед на тяжелой маломаневренной машине, да еще в начальный период войны – это был очень высокий результат.
В октябре 1940 обер-лейтенант Лент был назначен командиром эскадрильи 6/NJG-1; так он стал ночным истребителем. Однако из-за отсутствия как специального оборудования для поиска в темноте противника, так и опыта ночных полетов у Лента длительное время не получалось перехватить вражеский самолет. Он даже собирался вновь перевестись в дневную авиацию; но тут его эскадрилью перевооружили самолетами Do.215В-5 «Kauz» III, оснащенными инфракрасным прибором «Spanner». И в ночь на 12 мая 1941 г. Ленту удалось в полной темноте найти, и при помощи инфракрасного прицела сбить 2 британских «Веллингтона». Приобретенный опыт сказался на успехах летчика: в июне счет Лента пополнился еще пятью сбитыми ночными бомбардировщиками, два из которых были 4-моторными «Стирлингами». В августе 1941 Лент за 14 ночных побед был удостоен высшей боевой наградой Германии – Рыцарского креста Железного креста. Тогда же он пересел на истребитель Do.215В-5, оснащенный не инфракрасным прицелом, а бортовым радиолокатором FuG-202 Lichtenstein B/C, расширившим зону обнаружения в темноте противника до 4 км.
Do.215B-5 с РЛС обер-лейтенанта Лента из II.NJG2. Начало 1942 г.
Новое оборудование значительно повысило эффективность «охоты» Лента: к июню 1942 его счет достиг 35 ночных побед, и летчику вручили Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Осенью гауптман (капитан) Лент был назначен командиром ночной истребительной группы (эквивалент советского авиаполка) II/NJG-2. В это время он летал на более мощно вооруженной версии ночного истребителя – Do.217J (сначала на не имевшем РЛС J-1, а затем – на оснащенном радиолокатором J-2). Несмотря на то, что на «полуслепом» J-1 обнаружить врага в темном небе было значительно труднее, имевший уже богатый опыт ночной «охоты» Лент даже в период полетов на этом самолете не снижал темпа своих побед; что уж говорить о оснащенном локатором J-2. И к концу 1942 Лент сбил уже 50-й британский бомбардировщик, став на тот момент самым успешным ночным истребителем мира. А 24 мая 1943 г. майор Лент записал на свой счет 60-й британский самолет, за что был удостоен Мечей к Рыцарскому кресту.
Do.217J-1 и J-2 гауптмана Лента, командира II.NJG2. Лето-зима 1942 г.
В начале августа 1943 г. получивший звание оберста (полковника) Лент был назначен командиром эскадры (аналог советской авиадивизии) NJG-3. Эта эскадра была оснащена ночными истребителями Bf.110 и Ju.88, так что дальнейшие свои победы Лент одерживал уже не на Дорнье. Правда, победы давались асу нелегко; тем не менее, даже после трех ранений он продолжал оставаться в строю. И 31 июля 1944 г Лент первым среди ночных асов сбил 100-й самолет, получив за это высшую степень награды германских асов - Бриллианты к Рыцарскому кресту. Он стал первым кавалером этой награды среди летчиков ночной авиации.
А 5 октября 1944 Лент погиб. Погиб не в бою: он проверял в полете работу отремонтированных двигателей. Внезапно один из моторов отказал; стремясь спасти самолет и стоявшую на нем ценную радиолокационную аппаратуру, Лент попытался совершить вынужденную посадку, но при заходе на взлетно-посадочную полосу зацепился крылом за провода высоковольтной линии, и рухнул на землю...
Всего за время войны оберст Лент совершил 507 боевых вылетов (в т.ч. 396 ночью) и провел 300 воздушных боев, в которых сбил 110 вражеских самолетов (8 - днем и 102 - ночью). Из них 65 были тяжелыми 4-моторными бомбардировщиками.
SCHOENERT Rudolf
Рудольф Шонерт (1911–1985) был пилотом гражданской авиации; после начала 2–й мировой войны его, как офицера резерва, призвали в Люфтваффе. Сначала он воевал в бомбардировочной эскадре, но в июне 1941 Шонерта перевели в ночную истребительную авиацию. Три месяца он служил в составе 4/NJG-1, вооруженной перехватчиками Do.17Z-10 и Do.215В-5 с инфракрасными прицелами, а в сентябре Шонерта назначили командиром эскадрильи 5/NJG-1. В марте 1942 Шонерт стал командовать своей бывшей эскадрильей 4/NJG-1, летавшей теперь на Do.215В-5, оснащенных бортовыми РЛС. В июле за 21-ю ночную победу Шонерт был награжден Рыцарским крестом Железного креста, а в декабре его повысили до должности командира 2–й Группе (полка) 5–й эскадры ночных истребителей. Летая в этой части на тихоходном, маломаневренном, «полуслепом» истребителе Do.217J-1, Шонерт задумался о повышении его боевой эффективности. И в результате разработал систему «Schrage Musik», которая представляла собой установленные в фюзеляже пушки, стрелявшие наклонно вперед-вверх под углом в 70 градусов; прицеливание велось при помощи инфракрасного детектора, крепившегося на крыше кабины. Зачатки этой идеи появились у Шонерта еще в 1941 г., когда он летал на «инфракрасном» Do.17Z-10; но тогда он предлагал направить вверх только пулеметы. Тогда эта идея не заинтересовала его непосредственное начальство; теперь же Шонерт при очередном награждении оказался перед лицом самого командующего корпусом ночной авиации генералом Каммхубером, и изложил ему свои мысли. Генерал согласился на испытания системы Шонерта, для чего «стволами вверх» вооружили три истребителя, получивших обозначение Do.217J-1/U4. Эти самолеты за месяц сбили в ночных перехватах 18 британских бомбардировщиков; первую такую победу одержал в мае 1943 над Берлином сам Шонерт. Успех испытаний привел к вооружению «Schrage Musik» не только истребителей Дорнье, но и многих ночных перехватчиков типов Bf.110 и Ju.88.
Так в ночной темноте работала «Schrage Musik» Шонерта
В августе 1943 гауптман Шонерт был назначен командиром ночного авиаполка I/NJG-100, направлявшегося на Восточный фронт. Ему пришлось руководить тремя своими эскадрильями, разбросанными по широкому фронту. Базируясь в Сещинской, Сталино, Полтаве и Орше, они пытались блокировать советские аэродромы ночных бомбардировщиков; главной их задачей была борьба с многочисленными «небесными тихоходами» - легкими учебными самолетами У-2, выполнявшими роль ночных бомберов. Несмотря на то, что охота за верткими бипланами была очень трудным делом, Шонерт сумел на Восточном фронте пополнить свой личный счет еще 35 победами…
Вернувшись в Германию в январе 1944 г., Шонерт уже на истребителе Ju.88G довел к середине апреля свой счет до 60 ночных побед и получил Рыцарский крест с Дубовыми листьями. А в марте 1945 он возглавил ночную авиадивизию – эскадру NJG-5; в этой должности майор Шонерт и завершил участие во 2-й мировой войне. Всего за время боевых действий он совершил 376 боевых вылетов и сбил 65 самолетов противника.