Бенджамин Франклин играет на изобретённой им стеклянной гармонике
...Придумал и изготовил в 1761 году американец Бенджамин Франклин – тот самый, портрет которого можно увидеть на банкноте в 100 долларов США. Он взял 37 больших стеклянных чашек разного диаметра, просверлил в их донцах отверстия и насадил чашки на общую ось. Ось приводилась во вращение механизмом с качающейся педалью, как у швейной машинки.
Под бокалами Франклин установил ванночку, в которую налил смесь воды с уксусом; нижний край колокольчиков был погружен в жидкость, и, вращаясь они непрерывно смачивались. Касаясь пальцем края вращающегося колокольчика, исполнитель извлекал звук. Устройство было названо «стеклянной гармоникой».
Сначала все были в восторге от изобретения Франклина. Новый инструмент использовали Доницетти и Сен-Санс, Бетховен и Моцарт, Глинка и Чайковский – удивительный, ни на что не похожий, нежный, загадочный, потусторонний звук стеклянной гармоники пленил всех. Но этот чудесный инструмент... исчез. Почему? Вот тут начинается загадочная история...
Уже через несколько лет после начала распространения стеклянной гармоники начали появляться статьи, в которых авторы уверяли, что невообразимо сладкий звук этого инструмента... способен свести с ума!
Многие врачи всерьёз утверждали, что звучание стеклянных колокольчиков довело их пациентов до «чёрной меланхолии» и даже самоубийства!
Ещё больше мистики вокруг стеклянной гармоники добавил знаменитый врач и гипнотизёр того времени – Франц Месмер. Этот чудо-доктор утверждал, что с помощью магнитов, «магнитной воды» и особенного «внутреннего магнетизма» может исцелять любые болезни. Свои «магнетические» сеансы он часто сопровождал игрой на стеклянной гармонике.
Сеанс месмеризма. Карикатура
Бьющиеся в истерике и кривляющиеся под «потусторонние» звуки гармоники пациенты Месмера (современные исследователи говорят, что это было самовнушение или массовый гипноз) добавляли загадочности, таинственности и мрачности – в общем, общественное мнение довольно скоро обратилось против «проклятого» музыкального инструмента.
Стеклянная гармоника была осуждена и забыта. А партии стеклянной гармоники в уже готовых произведениях (например, в «Марше Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила») в стали исполнять на совершенно другом инструменте – челесте.
Челеста
А что говорит на этот счёт современная наука? Способна ли стеклянная гармоника воздействовать на психику? Действительно ли её чарующий звук смертельно опасен?
Оказывается, основные обертоны стеклянной гармоники лежат в области частот от 1 до 4 килогерц – а это очень специфическая «звуковая зона». Звуки с частотой выше 4 килогерц наш мозг довольно легко локализует (то есть определяет направление, откуда пришёл звук), сравнивая громкость их звучания на правом и левом ухе. Звуки с частотой ниже 1 килогерца человек так же способен хорошо локализовать в пространстве за счёт разницы в фазе. А вот звук стеклянной гармоники попал в тот самый диапазон, который наш мозг воспринимает, но «не понимает, откуда»!
Кажется, что звучание идёт отовсюду, что звучит не инструмент, а как бы сам воздух – естественно, у эмоциональных людей это вызывало восторг, смешанный с растерянностью; а у психически нездоровых такое действительно могло спровоцировать нервный припадок.
Невозможность локализовать в пространстве "чарующие звуки" стеклянной гармоники может вызвать припадок у людей с нервными и психическими заболеваниями
Несмотря на это современные музыкальные энтузиасты пытаются возродить искусство игры на стеклянной гармонике. Хотите послушать, как звучит «Танец Феи Драже» Чайковского, сыгранный не на челесте, а именно на том инструменте, для которого композитор сочинил это произведение?
Не бойтесь, слушая стеклянную гармонику не вживую, а на звуковоспроизводящем устройстве, вы с ума не сойдёте. Но кое-что странное наверняка почувствуете!