Корабль был заложен в 1897 году в рамках судостроительной программы 1895 года. Спущен на воду в 1899 году. Вступил в строй в 1901 году. Завод-строитель: Эллинг Галерного острова в Санкт-Петербурге. Назначение: крейсер-разведчик при эскадре и борьба с торговым судоходством на небольшом удалении от базы. Крейсера-«богини» получились не самыми удачными (слабовата артиллерия и мала скорость).
Колоризованная фотография крейсера.
Черно-белый оригинал фотографии.
Еще один черно-белый снимок с такого же ракурса.
Водоизмещение 6 897 / 7 410 тонн. Максимальная скорость 19,2 узла (маловато для крейсера-разведчика). Мощность двигателей — 11 610 л.с. по проекту, 12 200 на испытаниях (3 вертикальные паровые машины тройного расширения, 24 котла). Экипаж 19 офицеров, 15 кондукторов, 525 матросов.
Вооружение:
Вступление в строй — восемь 152 мм, двадцать 75 мм, восемь 37 мм орудий, плюс две 63,5 мм десантные пушки. Три торпедных аппарата, 35 мин заграждения.
После Русско-японской вооружение усилили: десять 152 мм, двадцать 75 мм, три пулемета.
После капремонта в 1914 году — десять новых 130 мм и четыре 75 мм орудия, 6 пулеметов, 126 мин заграждения.
Служба крейсера.
Вступив в строй в 1901 году, почти сразу корабль был переведен на Дальний Восток. В октябре 1902 года он отправился в поход и в апреле 1903 года прибыл к месту назначения.
Участвовал в Русско-японской войне. В ночь нападения на русскую эскадру с 26 на 27 января 1904 года дежурил на внешнем рейде. В ходе атаки японских миноносцев был поврежден систершип «Дианы» крейсер «Паллада».
28 июня 1904 года «Диана» участвовала в прорыве русского флота из Парт-Артура. В развернувшемся сражении в Желтом море корабль получил ряд повреждений, в том числе подводную пробоину, погибло 5 и было ранено 20 членов экипажа. Часть кораблей русского флота вернулись в Порт-Артур, часть — прорвались. В числе последних была и «Диана», пришедшая во французский порт Сайгон и интернированная до конца войны.
«Диана» в Сайгоне
В 1906 году крейсер вернулся на Балтику, прошел через ряд ремонтов и встретил Первую мировую войну в составе Балтийского флота. Вообще планировалось переоборудовать устаревший крейсер в базу подводных лодок, но затем, перед войной, была проведена модернизация и установлены новые 130 мм орудия.
В годы Великой войны «Диана» участвовала в боевых действиях на Балтике. Крейсер нес дозорную службу, прикрывал постановку минных заграждений и набеговые операции, сам участвовал в набеге на коммуникации противника (не успешно). С 1916 года оборонял Рижский залив и в 1917 году принял участие в Моонзундском сражении.
В начале революционных событий 3 марта 1917 г. на крейсере произошли расправы над офицерами: убит старший офицер кавторанг Рыбкин и тяжело ранен ст. штурман старлейт Любимов.
С мая 1918 года крейсер находился в Кронштадте на долговременном хранении. Новые орудия старого крейсера были сняты и отправлены в Астрахань для установки на вспомогательных крейсерах красной Каспийской флотилии. Сам корабль-ветеран в 1922 году был продан на металлолом и отбуксирован в Германию для разборки.