19 декабря 2022

Марион Делорм — куртизанка, хозяйка салона и любовница Ришелье

867d8bee6e9892263308519cafc5a6a0.webp

Дочь скромного провинциального госслужащего

Литературные и политические салоны — явление обыденное для Европы Нового времени. В абсолютистских государствах, где зачастую не было площадки для критики властей и обсуждения текущей повестки, такие пространства, принадлежавшие в основном влиятельным женщинам, становились политическими клубами по интересам. Их владелицы пользовались большой популярностью среди влиятельных мужчин, преподносивших им богатые дары в обмен на своё расположение.

1.jpg
Салон 18-го века. (Wikimedia Commons)

Одной из таких влиятельных куртизанок во Франции XVII века была Марион Делорм. Она родилась в 1613 году (по другим данным — в 1606 или в 1611) в Шампани в семье судебного пристава мэтра Грампэна, который был человеком достаточно мягким, несмотря на свою суровую должность. Марион была поздним и единственным ребёнком в семье, её окружала любовь и забота вплоть до 12 лет, когда её мать Француаза безвременно умерла. Девочка осталась на попечении служанок, поскольку отец, обременённый государственной службой, не мог уделять чаду достаточно внимания.

Девочка чахла в провинции. Возможно, она так бы и жила в Шампани и ждала богатого жениха, если бы не её крёстная, графиня Сент-Эвремон, проживавшая тогда в Париже. Увидев высокую и красивую брюнетку, аристократка решила взять её с собой в столицу и ввести в свет. Так в 16 лет Марион оказалась в Париже, и первое её появление среди знатных особ произвело впечатление на столичный бомонд.

2.jpg
Марион Делорм. (Wikimedia Commons)

Спустя месяц до Марион дошло трагическое известие — её отец скончался, оставив, однако, довольно приличное наследство. Молодая и красивая девушка, и до этого момента не страдавшая от недостатка ухажёров, приобрела ещё большую популярность. Именно в это время она встретила Жака Валлэ-Дебарро, известного в столице поэта и сына высокопоставленного чиновника эпохи правления короля Генриха IV.

Марион и её мужчины

Двадцатипятилетний Жак довольно быстро добился расположения Марион и стал её преподавателем пения. Правда, чаще всего они не занимались обучением в те недолгие часы, на которые оставались наедине. Отношения развивались довольно бурно, пока, однако, Жаку не стало скучно со своей пассией. Охладела к поэту и сама Марион, тем более что поклонников вокруг неё было достаточное количество. Они уделяли девушке внимание, дарили дорогие подарки, и вскоре Марион поняла, что намного выгоднее для неё не связывать свою судьбу с конкретным человеком. Она встала на путь куртизанки.

После разрыва с Валлэ-Дебарро за девушкой ухаживало большое количество людей свободных профессий, пока на горизонте не встретился миньон Людовика XIII, маркиз де Сен-Мар. Впрочем, интрига не была продолжительной — уже после их разрыва дворянин попытался ограничить влияние на государственные дела кардинала Ришелье и был из-за этого казнён в 1642 году.

3.jpg
Марион Деламор и маркиз де Сен-Мар. (Wikimedia Commons)

К этому времени Марион организовала в своём доме настоящий салон, в котором проводили время высшие сановники Франции. Захаживал туда и кардинал, бывший поклонником красоты хозяйки. По воспоминаниям современников, фактический правитель королевства не жалел средств на свою любовницу, подарив ей однажды трость стоимостью в 60 пистолей (так называлась золотая монета стоимостью в 10 ливров). Чаще всего Ришелье и Марион встречались в саду его дома — девушка приходила туда, переодетая в пажа. Интрига шла недолго. В 1625 году кардинал перестал принимать у себя Марион, оставаясь с ней тем не менее в весьма добрых отношениях и часто прибегая к её неамурным услугам.

Кардинала сменил другой влиятельный любовник. Прибывший в Париж герцог Бекингем был сражён красотой куртизанки. Они проводили много времени вместе до тех пор, пока англичанин не был убит в 1628 году.

4.jpg
Иллюстрация к пьесе Виктора Гюго «Марион Делорм». (Wikimedia Commons)

Марион меняла любовников как перчатки. С ней связывали таких высокопоставленных и влиятельных личностей, как герцог Конде. Это был один из лидеров Фронды, состоявшейся в эпоху могущества кардинала Мазарини, литератор Шарль де Сен-Эвремон, министр финансов д’Эмри и даже Рене Декард. Впрочем, проверить, действительно ли все эти уважаемые люди пользовались услугами богатой куртизанки, в наше время сложно — образ Марион всегда был овеян слухами, сплетнями и недомолвками.

Смерть куртизанки и её образ

Такими же тайнами и недомолвками полна и история смерти влиятельной Делорм. Как известно, связи с ней имел принц Конде и другие влиятельные аристократы, недовольные усилением кардиналом Мазарини после смерти Ришелье, который значительно ограничил права знати. Та пыталась вернуть утраченное. Одной из их штаб-квартир был дом, в котором жила Марион.

Современники и историки сообщают, что якобы кардинал был недоволен сложившимся положением вещей и приказал в 1650 году арестовать куртизанку. Но упечь Марион в тюрьму у него получилось — внезапно пришли известия о её скоропостижной смерти. Делорм на тот момент было около 40. Поползли многочисленные слухи о том, что куртизанка инсценировала свою кончину, дабы избежать незавидной участи. Что на самом деле она сбежала в Англию. Долгие годы после этого то тут, то там по всей Европе сообщали о том, что видели Марион — не то с очередным дворянином, не то в качестве жены какого-то лидера разбойников. След её затерялся.

5.jpg
Иллюстрация к пьесе Виктора Гюго «Марион Делорм». (Wikimedia Commons)

Однако реальность могла быть намного прозаичнее. Образ жизни, который вела Марион, сильно сказывался на её здоровье. Адекватных методов контрацепции в то время не существовало, поэтому ей приходилось то и дело прибегать к тяжёлым для организма средствам для прерывания беременности. Наиболее вероятно, что очередной приём такого «лекарства» стал причиной её скоропостижной смерти.

Образ Марион Делорм жил не только в разнообразных слухах о её «чудесном спасении», но и в литературе последующих столетий. Наиболее известным произведением, посвящённом ей, стала драма Виктора Гюго (в одной из постановок её играла несравненная Сара Бернар). Она становилась героиней многочисленных бульварных книг, издававшихся в конце 19-го века, а образ Миледи из знаменитого романа «Три мушкетёра» во многом был вдохновлён биографией Марион.